Введение
Глава 1 Информационная база для оценки бизнеса
1.1 Внутренняя информация, необходимая для оценки бизнеса
1.2 Внешняя информация, используемая для оценки бизнеса
1.3. Краткая экономическая характеристика компании-объекта исследования
Глава 2 Расчет показателей финансового состояния компании на основании сведений ее бухгалтерской отчетности
2.1 Анализ деловой активности компании
2.2. Анализ финансовой устойчивости компании
2.3. Анализ показателей рентабельности компании
2.4. Анализ платежеспособности и ликвидности компании
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Информация является одной из важнейших составляющих не только оценочной, но и любой другой сферы деятельности. Процесс оценки предприятия (бизнеса) связан с исследованием большого объема информации. Это совокупность сведений о прошлом и настоящем финансово-экономическом состоянии предприятия, и условиях его развития, данные об имуществе предприятия и правах на это имущество. Все стадии оценки предприятий связаны с анализом собранной информации.
Успешность деятельности любой организации можно оценить путем проведения анализа его финансово-хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственная деятельность отражается совокупностью показателей, которые характеризуют использование и формирование финансовых средств организации.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации проводится по данным бухгалтерского учета и отчетности, а также на основании всех видов информации, которая каким-либо образом отражает экономическую сторону деятельности организации.
Проведение данного анализа дает возможность оценить, насколько организация обеспечена собственными средствами, платежеспособность организации и материальное обеспечение банковскими кредитами, а также состояние и динамику кредиторской и дебиторской задолженности, и состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что для анализа финансового состояния организации требуется определённая информация, соответствующая критериям достоверности, точности, полноты, комплексности. С помощью совокупности внутренней и внешней информации возможно провести качественное и полноценное исследование финансового состояния компании.
Целью курсовой работы является анализ финансового состояния ОАО «8 Марта» на основе бухгалтерской отчетности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие внутренней информации, используемой для оценки бизнеса;
- рассмотреть понятие внешней информации, используемой для оценки бизнеса;
- рассмотреть краткую экономическую характеристику ОАО «8 Марта»;
- провести анализ деловой активности ОАО «8 Марта»;
- провести анализ финансовой устойчивости ОАО «8 Марта».
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
1.1 Внутренняя информация, необходимая для оценки бизнеса
Информационное обеспечение – основа процесса оценки бизнеса. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников её получения и затрат (финансовых, трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта [20, c. 36].
Основными требованиями, предъявляемые к информации, являются [16, c. 87]:
- достоверность;
- точность;
- комплексность;
- полнота.
При этом анализируемая оценщиком информационная база должна содержать все необходимые сведения и быть достаточной для обоснованного заключения о стоимости предприятия.
Систематизация собранных данных осуществляется либо хронологическим методом, либо журналистским, либо логическим, либо, что наиболее часто — комплексным, сочетающим все три метода. Суть хронологического метода заключается в сборе, расположении и последующем анализе информации от прошлого к будущему, при журналистском методе — от более важного к менее значимому, при логическом — от общего к частному или от частного к общему [15, c. 69].
В целом информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешняя информация и внутренняя информация.
Внутренняя информация включает [7, c .73]:
- ретроспективные данные об истории компании;
- полное название предприятия со всеми выходными данными (УНП, юридический адрес, реквизиты);
- дата образования предприятия;
- организационно-правовая форма и форма собственности;
- акционеры (юридические лица, количество акций у каждого юридического лица, количество акций у работников данного предприятия, у сторонних физических лиц)
ГЛАВА 2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ НА ОСНОВАНИИ СВЕДЕНИЙ ЕЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Анализ деловой активности компании
Деловая активность организации – динамическое ее развитие, достижение поставленных целей, рост объема продаж и расширение рынков сбыта продукции, повышение эффективности и интенсивности использования экономического потенциала.
Деловая активность характеризует эффективность деятельности организации и в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Оценка деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных показателей оборачиваемости. Данные показатели имеют большое значение для оценки финансового состояния организации, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражается на повышении производственного потенциала организации, что в целом влияет на эффективность всего производства.
По бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках проанализируем показатели деловой активности ОАО «8 Марта» в 2016-2018 годах в таблице 2.1.
Из данных таблицы 2.1 видно, что в изучаемом периоде у ОАО «8 Марта» произошло замедление оборачиваемости. Как показали предыдущие расчеты, финансовое состояние ОАО «8 Марта» в изучаемом периоде ухудшилось и организация в 2018 году по законодательству является неплатежеспособной и финансово неустойчивой. Причинами являются значительные суммы дебиторской задолженности, то есть оборотный средства «заморожены» в дебиторской задолженности и для их пополнения организация вынуждено обращаться за краткосрочными кредитами в банк, тем самым снижая свою прибыль и ухудшая финансовое состояние.
Оборачиваемость краткосрочных активов замедлилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 33 дня, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 57 дней. За счет замедления оборачиваемости краткосрочных активов в оборот дополнительно вовлечено было средств в 2018 году в сумме 4325,4 тыс.р. (57 × 27318 : 360).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях оценки бизнеса субъектами экономики используется соответствующая информация. По отношению к предприятию информация бывает внутренней и внешней. К внутренней информации относятся данные о рассматриваемом предприятии, его бухгалтерская отчетность. К внешней информации относятся сведения о макроэкономических условиях функционирования, а также положение предприятия в отрасли. ОАО «8 Марта» является одним из крупнейших производителей трикотажных и чулочно-носочных изделий в Республике Беларусь. Ежегодно на предприятии ведется углубленная работа по созданию и внедрению новых технологий, нового ассортимента. Был сделан вывод, что отсутствие изменения выручки от реализации, значительное снижение прибыли от реализации и убыток до налогообложения к 2018 году указывает на снижение эффективности хозяйственной деятельности ОАО «8 Марта» в изучаемом периоде.
Показатели финансовой устойчивости и независимости ОАО «8 Марта» снизились, что означает ухудшение финансового состояния организации в изучаемом периоде;
В изучаемом периоде произошло замедление оборачиваемости. В частности, за счет замедления оборачиваемости краткосрочных активов в оборот дополнительно вовлечено было средств в 2018 году в сумме 4325,4 тыс.;
В 2017 году по сравнению с 2016 годом рентабельность продаж снизилась на 21,1 %, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом – на 99,6 %. Чистая прибыль была только в 2016 году в сумме 116 тыс. р., а в 2017-2018 году был получен чистый убыток в сумме 33 тыс. р. и 1736 тыс. р., соответственно. Отрицательным является рост убыточности у ОАО «8 Марта» в изучаемом периоде. Это означает снижение эффективности хозяйственной деятельности ОАО «8 Марта» к 2018 году;
Наиболее эффективно функционирующей, платежеспособной и финансово устойчивой организацией ОАО «8 Марта» было из изучаемых лет в 2016 году. С 2016 года к 2018 году эффективность деятельности, платежеспособность стали снижаться и ухудшилось финансовое состояние и в 2017-2018 годах был получен чистый убыток по результатам хозяйственной деятельности.
Не соответствие коэффициентов К1 и К2 отраслевым нормативам, а К3 ниже 0,85 означает, что ОАО «8 Марта» в 2018 году являлось, согласно законодательству, неплатежеспособной и финансово неустойчивой организацией;
Причинами ухудшения финансового состояния ОАО «8 Марта» являются значительные суммы дебиторской задолженности, то есть оборотный средства «заморожены» в дебиторской задолженности и для их пополнения организация вынуждено обращаться за краткосрочными кредитами в банк, тем самым снижая свою прибыль и ухудшая финансовое состояние.
1 Бухтик, М.И. Финансы: учеб. пособие / М.И. Бухтик [и др.]. – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 111 с.
2 Деева, А.И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. М. : КНОРУС, 2015. 536 с.
3 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206 «Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования»
4 Купцов, М.М. Финансы : учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. М. : РИОР, 2016. 188 с.
5 Лешко, В. Н. Финансовый анализ показателей годовой бухгалтерской отчетности как инструмент управления предприятием в 2018 году / В. Н. Лешко // Планово-экономический отдел. 2018. № 1. С. 32 44.
6 Малугин, В.А. Количественный анализ в экономике и менеджменте : учеб. для вузов / В.А. Малугин, Л.Н. Фадеева. М. : ИНФРА-М, 2016. 615 с.
7 Положенцева, А.И. Финансы организаций (предприятий) : учеб. пособие для вузов / А.И. Положенцева, Т.Н. Соловьева, А.П. Есенкова ; под ред. Т.Н. Соловьевой. М. : КНОРУС, 2016. 208 с.
8 Попов, Е.М. Финансы организаций : учеб. для вузов / Е.М. Попов. Минск : Выш. шк., 2015. 431 с.
9 Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. Минск : БГЭУ, 2016. 259 с.
10 Финансы и финансовый рынок : учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. Мн. : БГЭУ, 2016. 415 с.
11 Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: учебник / Т.У. Турманидзе. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 287 c.
12 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»
13 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2018. - 208 с.
14 Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КНОРУС, 2016. – 552 с.
15 Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 317 с.
16 Оценка стоимости бизнеса : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — 2-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2018. — 320 с.
17 Оценка организации (предприятия, бизнеса): учебник / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, М. А. Асаул, В. П. Грахов; под ред. А. Н. Асаула. – М.: Проспект, 2016. - 383 с.
18 Эскиндаров М.А. Оценка стоимости бизнеса: учебник. – М.: КноРус, 2015. – 320 с.
19 Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учебник для академического бакалавриата / В. И. Бусов, О. А. Землянский ; под общ. ред. В. И. Бусова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с. —
20 Абдулаева Н.А., Колайко Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - М.: ЭКМОС, 2016 – 346 с.
21 Есипов В.Е. Оценка бизнеса /В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. - СПб.: Питер, 2016.- 415 с.