ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
2.3 ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ» НА ОСНОВЕ SWOT-АНАЛИЗА
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО »САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире ключом к успеху организации на рынке является ее стратегия. Понятие «стратегия» стало одним из терминов менеджмента в 50-е годы, когда проблема реагирования на неожиданные изменения внешней среды приобрела большое значение. По своей сути стратегия представляет собой набор правил принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности.
Стратегия – это общая программа действий, в которой определяются приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели. Она формирует основные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения.
Стратегия представляет собой подробный, всеобъемлющий, комплексный план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей. Стратегия в основном формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения всей корпорации, а не отдельного человека. Стратегический план должен подкрепляться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в современном деловом мире, фирма должна постоянно собирать и анализировать огромное количество информации о отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы сотрудников, и, в то же время, не привлекать сотрудников других типов. Этот план открывает перспективы для организации, которая направляет своих сотрудников, набирает новых сотрудников и помогает продавать продукты или услуги.
При определении стратегии организации руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением организации на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес пойти. Основное внимание уделяется тому, что организация делает и не делает; что более важно и что менее важно в деятельности организации. Определение стратегии для организации в основном зависит от конкретной ситуации, в которой она находится.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и классификация стратегии развития организации
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Но в течение последних 30 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента и стало общепризнанным понятием. Под стратегией, как правило, понимают набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений [4, с. 17].
Стратегия – это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, а сама стратегия должна быть проактивтой т.е. упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям.
Ключевым моментом построения алгоритма оценки стратегии развития организации является ответ на вопрос: «Что такое стратегия?», так как невозможно построить алгоритм разработки того, чего мы не представляем или представляем недостаточно хорошо. Исходя из того, что суть стратегии, как правило, отражается в ее определении, в данной работе представлен обзор основных определений, встречающихся в экономической литературе.
В качестве сжатого упрощенного определения часто цитируется определение А. Чандлера: «Стратегия – есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
По определению Г.Б. Клейнера, стратегия организации – это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность организации, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия.
Представитель японской школы менеджмента Майкл Коленсо трактует стратегию как «искусство сориентировать организацию так, чтобы она продолжала существовать и добилась превосходства над конкурентами».
А.А. Томпсоп, А.Дж. Стрикленд утверждают, что «стратегия – это совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства».
По мнению М. Портера, «стратегию можно рассматривать как воздействие преград для конкурентных сил или как определение позиции в отрасли, где компания будет наименее уязвима для этих сил».
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «САЛЕО-Гомель»
Открытое акционерное общество «САЛЕО-Гомель» осуществляет свою деятельность в продолжение деятельности открытого акционерного общества «Гидропривод», зарегистрированного решением Государственного учреждения «Администрация свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» от 19 января 2014 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и переименованного решением общего собрания акционеров от 20.03.2015, протокол № 4.
Открытое акционерное общество «Гидропривод» создано на основании приказа Госкомимущества путем преобразования республиканского унитарного организации «Гомельский завод «Гидропривод».
Общество является преемником прав и обязанностей республиканского унитарного организации «Гомельский завод «Гидропривод» в соответствии с передаточным актом за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество является правопреемником присоединенного к Обществу общества с ограниченной ответственностью «Хорда–Гидравлика» в соответствии с передаточным актом.
Общество является участником холдинга «САЛЕО», зарегистрированного 27 марта 2014 года Министерством экономики Республики Беларусь в Государственном реестре холдингов за № 77.
Общество является коммерческой организацией, обладает правами юридического лица согласно законодательству Республики Беларусь, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим уставом, который является учредительным документом Общества.
ОАО «САЛЕО-Гомель» имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь печати, штампы, бланки, а также иные реквизиты со своим наименованием.
Сегодня организация производит контрольно-регулирующую гидроаппаратуру для тракторов и мобильной техники, встраиваемую и модульную аппаратуру для универсальных металлорежущих станков, автоматических линий и агрегатного оборудования для отраслей промышленности и сельского хозяйства.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «САЛЕО-ГОМЕЛЬ»
Как показывает построенная SWOT-матрица и проведенная оценка сильных и слабых сторон, ОАО «САЛЕО-Гомель» в целях разработки стратегии реструктуризации должно особое внимание уделить своим слабым сторонам. В частности, используя возможности внешней среды и существующий опыт в управлении ресурсами организаций, ОАО «САЛЕО-Гомель» должно особое внимание уделить следующим аспектам своей деятельности:
- повышение эффективности использования оборотных средств – в частности, дебиторской задолженности в части управления ею;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов, как одного из видов ресурсов, в наибольшей степени обуславливающих рост затрат в организации и снижение финансовых результатов при сокращении объемов производства и реализации продукции.
Поэтому для ОАО «САЛЕО-Гомель» может быть рекомендована стратегия частичной реструктуризации, направленная на реструктуризацию систем управления выделенными видами ресурсов организации. Такую стратегию можно отнести к финансовому типу реструктуризации, так как речь идет об изменении в подходе к управлению отдельными финансовыми ресурсами организации. Кроме того, в целях снижения расходов на персонал можно провести частичную организационную реструктуризацию, касающуюся отдельных финансовых подразделений организации.
На рисунке 3.1 представим схему и механизм реализации стратегии возможной частичной реструктуризации управления отдельными финансовыми ресурсами. Таким образом, для ОАО «САЛЕО-Гомель» стратегия частичной реструктуризации будет направлена на постепенное изменение систем управле-ния дебиторской задолженностью и оплатой труда в организации, а также реструктуризацию управления отдельными бизнес-процессами в организации.
В рамках повышения эффективности использования и управления дебиторской задолженностью для ОАО «САЛЕО-Гомель» рекомендуется:
- реструктуризировать существующую дебиторскую задолженность путем использования операций факторинга;
- определить новый подход к формированию и учету дебиторской задолженности, который будет основываться на принципах МСФО, предполагающих дисконтирование дебиторской задолженности, что позволит обеспечить ее более адекватный учет в организации, а при осуществлении расчетов с покупателями стимулировать их на более быструю оплату контрактов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится организация в своей деятельности. Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши.
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей организации, разработка планов его развития, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей – все это составляет содержание процесса планирования.
Эффективность деятельности организации в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их прибыльное использование.
Стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:
– эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
– взаимосвязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.
Главная задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Сегодня организация производит контрольно-регулирующую гидроаппаратуру для тракторов и мобильной техники, встраиваемую и модульную аппаратуру для универсальных металлорежущих станков, автоматических линий и агрегатного оборудования для отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основными потребителями продукции являются ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», а так же организации производители сельскохозяйственной и мобильной техники, организации общего машиностроения, производители универсального и специализированного станочного оборудования Республики Беларусь, СНГ и стран дальнего зарубежья.
Проведенный анализ хозяйственной деятельности показал, что объем производства в действующих ценах в 2017 г. по отношению к 2016 г. снизился на 51059 тыс. р. или на 37,3%. В 2018 г. по отношению к 2017 г. также наблюдается увеличение объемов производства на 26174 тыс. р. или на 30,5%.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития организации / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2017. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2013. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2018. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2016. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2017. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности организации / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2019. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2019. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии организации / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 75-83.