Введение
1 Теоретические основы оценки вероятности банкротства организации
1.1 Сущность, виды и нормативно-правовая база финансовой несостоятельности и банкротства в Республике Беларусь
1.2 Информационное обеспечение оценки вероятности банкротства организации в Республике Беларусь
1.3 Методические подходы к аналитической оценке вероятности банкротства организации
2 Аналитическая оценка вероятности банкротства ЧТУП «Традимус»
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧТУП «Традимус»
2.2 Оценка платежеспособности и вероятности банкротства организации по методике, принятой в Республике Беларусь
2.3 Оценка вероятности банкротства организации на основе применения многофакторных регрессионных моделей
3 Основные направления улучшения финансового состояния и снижения риска банкротства ЧТУП «Традимус»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в разных странах существенно отличается, а именно, по кругу лиц, которые признаются несостоятельными; по процедурам банкротства, применяемых к должнику; особенностей банкротства отдельных категорий должников; правил судебного разбирательства дел о банкротстве. В условиях интернационализации экономики разных стран, когда несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника, на которое обращается взыскание кредиторов, находится в разных странах, различия национальных систем правового регулирования несостоятельности являются серьезным препятствием для урегулирования отношений, связанных с признанием должника банкротом и удовлетворением требований кредиторов.
На сегодняшний день, в Республике Беларусь вопросы признания предприятий (организаций), являются достаточно актуальными, что связано с определенными проблемами экономики. Мировая экономика свидетельствует о том, что банкротство – неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала. Важным является то, что среди предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении, значительный процент составляют такие, которые временно попали в затруднительное положение. Поэтому законодательством предусмотрен действенный инструмент предотвращения банкротства – санация.
В настоящее время сами предприятия объявляют себя банкротами, так как признание в экономическом суде того или иного предприятия банкротом создают для него согласно существующему законодательству о банкротстве режим щадящих условий дальнейшей деятельности. Во многих случаях это дает возможность оздоровить ситуацию, в которой оказалось предприятие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, виды и нормативно-правовая база финансовой несостоятельности и банкротства в Республике Беларусь
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов [2].
Банкротство - устойчивое отсутствие возможности коммерческой организации выполнять свои обязательства перед кредиторами; Регулируемая государством процедура избавления предприятий от долгов, которые не в состоянии погасить из-за недостатка необходимых средств.
Главной особенностью банкротства предприятия является невозможность выплатить обязательства всем кредиторам.
Долг компания может выплатить зарплату своим сотрудникам, выплаты по кредиту банку и государственному бюджету, не платя необходимые налоги, штрафы, пошлины, пени или другим кредиторам.
В законодательстве Республики Белоруссия указано, что по решению суда организация может быть признана банкротом или иначе экономически несостоятельной, если она не сможет погасить задолженность перед кредиторами и вернуть им вложенные средства. Процедуру проводят хозяйственные суды, на которые назначается управляющий департамент капитального ремонта и банкротства Министерства экономики Республики Белоруссия. Процедура может быть проведена как добровольной, так и принудительной.
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ЧТУП «ТРАДИМУС»
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧТУП Традимус
ЧТУП «ТРАДИМУС» создано 03.04.2013 г.
Юридический адрес: 223022, г. Минск, ул. Новаторская, 5
Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:
- городские и пригородные перевозки грузов;
- междугородние и международные перевозки грузов;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению.
ЧТУП «ТРАДИМУС» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственным или третейском суде, открыть расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием.
ЧТУП «ТРАДИМУС» основано на частной форме собственности. Имущество ЧТУП «ТРАДИМУС» является собственностью Учредителя и принадлежит ЧТУП «ТРАДИМУС» на праве полного хозяйственного ведения.
ЧТУП «ТРАДИМУС» несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Собственник не отвечает по обязательствам ЧТУП «ТРАДИМУС», а ЧТУП «ТРАДИМУС» не отвечает по обязательствам Собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
ЧТУП «ТРАДИМУС» в двухмесячный срок вносит в настоящий Устав изменения и дополнения и предоставляет их в установленном порядке для государственной регистрации в случае смены Собственника.
Основной целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И СНИЖЕНИЯ РИСКА БАНКРОТСТВА ЧТУП «ТРАДИМУС»
Для повышения качества и конкурентоспособности услуг, предоставляемых ЧТУП «ТРАДИМУС», необходимо внедрение международных сертификатов.
Поставщики услуг спутникового мониторинга транспорта также используют один из механизмов мобильного интернета в качестве средства передачи данных, однако система характеризуется централизацией серверной поддержки со стороны поставщика услуг и использованием веб-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищенный доступ к данным осуществляется через веб-приложение с любого компьютера, подключенного к интернету. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячами объектов, стоимость внедрения и обслуживания системы значительно снижается. В то же время, более высокая надежность хранения данных, так как оператор компании способны построить сервер на базе качественного оборудования с многократным резервирование, чтобы сохранить штат технических специалистов для круглосуточного обслуживания. Недостатком таких систем является полная централизация. Хотя вероятность аппаратного сбоя или форс-мажора в таких системах крайне мала, но последствия сбоя могут быть очень дорогими. Также клиенту сложно оценить последствия утечки информации через технические службы оператора. Поэтому надежность поставщика услуг играет важную роль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство принимает на себя функции регулирования экономических отношений в случаях банкротства хозяйствующих субъектов, отдавая приоритет интересам кредиторов. Кредитор должен иметь гарантии получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие. Вместе с тем задача состоит в том, чтобы добиваться сохранения бизнеса с использованием самых различных методов: диверсификации, реструктурирования капитала предприятия – должника, выделения отдельных подразделений в самостоятельные производственные структуры.
Банкротство – это устойчивое отсутствие способности у коммерческой организации выполнить свои обязательства перед кредиторами; регулируемая государством процедура, целью которой − освобождение предприятия от долгов, которые оно не в состоянии погасить в силу отсутствия необходимых средств.
Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов)
Как любая социально-экономическая система, предприятие стремится к устойчивости. Однако внешние и внутренние факторы заставляют его постоянно приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям и ситуациям. Кризис на предприятии наступает, когда существующая предпринимательская структура не может адаптироваться к изменившимся условиям функционирования. В результате работа существующей системы дезорганизуется, но одновременно появляются предпосылки новой системы.
В условиях роста конкуренции, нестабильности экономики, снижения платежеспособности населения и хозяйствующих субъектов особое значение приобретает диагностика финансового состояния предприятия и возможности банкротства с целью выработки направлений дальнейшего развития.
1. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672; в ред. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/
2. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206; в ред. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 75/92 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/
3. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
4. Акимов, В.В. Экономика отрасли (строительство): учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова [и др.]. – М.: ИЦ РИОР, 2012. – 286 c.
5. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2014. – 408 с.
6. Базюк, Н. Ю. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия на основе оценки его финансового состояния / Н. Ю. Базюк // Российское предпринимательство. – 2013. – № 19. – С. 140-146.
7. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 145 c.
8. Бочаров В. В. Абсолютные показатели финансовой устойчивости [электронный ресурс]. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
9. Гасанова, Н. М. Повышение эффективности государственного регулирования развития строительного комплекса на основе программно-целевых методов / Н. М. Гасанова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 2. – С. 21-26.
10. Государственная программа «Строительство жилья» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство строительства и архитектуры Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://mas.gov.by/ru.
11. Ефименко, И.Б. Экономика отрасли (строительство): учеб. пособие / И.Б. Ефименко, А.Н. Плотников. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 359 c.
12. Загидуллина, Л. В. Диагностика вероятности банкротства, как основа управления финансовой устойчивостью организации / Л. В. Загидуллина // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С. 103-108.
13. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
14. Официальный сайт Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство строительства и архитектуры Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://mas.gov.by/ru.
15. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.mifin.by.
16. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
17. Файнова, Н. А. Диагностика банкротства и антикризисное управление на предприятии / Н. А. Файнова // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 488-490.
18. Финансовое оздоровление предприятия: методология учетно-аналитического обеспечения: монография /В.Л. Поздеев, Е.А. Астраханцева, Т.Л. Леухина, Е.А. Лукачанова: под общей ред. В.Л. Поздеева. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис ХХ1 век», 2013. – 310 с.
19. Финансовый анализ: пособие / авт.-сост.: А.И. Короткевич. – Гомель.: УО ФПБ МИТСО, 2013. – 278 с.
20. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / Шеремет, А.Д., Негашев, Е.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 208 с.
21. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.