ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1 МЕСТО И РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «БАБУШКИНА КРЫНКА» – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «МОГИЛЕВСКАЯ МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ «БАБУШКИНА КРЫНКА»
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «БАБУШКИНА КРЫНКА» – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «МОГИЛЕВСКАЯ МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ «БАБУШКИНА КРЫНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время маркетинг является важным элементом стратегического управления организацией, действующей как на внутреннем, так и на международном рынках. Маркетинг признан во всем мире в качестве эффективного инструмента разработки и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, расширения сбыта, привлечения инвестиций и, в конечном счете, роста прибыли предприятия.
В современных условиях в Республике Беларусь возникает необходимость в разработке нового подхода к управлению, суть которого:
- в формировании представлений о результативности управляющих воздействий субъекта управления с позиций наибольшего удовлетворения потребностей целевых сегментов предприятия;
- в способности предприятия адаптироваться к условиям меняющейся конкурентной среды.
В связи с тем, что управление должно быть полностью ориентированно на рынок, особое значение для него начинает приобретать маркетинг. Именно маркетинг позволяет определить потребности, нуждающиеся в удовлетворении, проследить эволюцию существующих рынков, выявить потенциальные, а также сформировать эффективные стратегии выхода на них.
Таким образом, одним из подходов, формирующих новую парадигму управления предприятием, является применение концептуальных положений маркетинга в процессе управления. Управление предприятием на основе маркетинга и его совершенствование является актуальным для всех предприятий, что требует глубокого исследования данной проблемы на теоретическом и практическом уровнях.
Целью курсовой работы является анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1 Место и роль маркетинга в деятельности предприятия
Маркетинг - широкое и многогранное понятие. Изначальное значение слова «маркетинг» было связано с определением «рынок» (от англ. market) [18, с. 8]. Специалисты предлагают дословный перевод - «рынкоделание», то есть деятельность, направленная па формирование рынка сбыта. Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Классическое определение маркетинга дал Ф. Котлер: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена» [12, с. 9].
Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга: ориентация на потребителя; комплексность; гибкость и адаптивность; концентрация усилий; нацеленность на перспективу; сочетание адаптивности с воздействием на потребителя; программно-целевой подход.
Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип – твердая ориентация на потребителя – в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип, в конечном счете, определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему. Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексность решения рыночных задач, при которой вся деятельность товаропроизводителя сливается в единый процесс.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «БАБУШКИНА КРЫНКА» – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «МОГИЛЕВСКАЯ МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ «БАБУШКИНА КРЫНКА»
2.1 Организационно–экономическая характеристика предприятия
История предприятия начинается с Могилевского молочного комбината, который был введен в эксплуатацию в 1979 году, а в ходе приватизации в 1995 году был преобразован в открытое акционерное общество. С 2012 года решением внеочередного общего собрания акционеров протокол №69 ОАО «Бабушкина крынка» является правопреемником и переименовано в Открытое акционерное общество «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» и зарегистрировано 13 декабря 2012 года в Администрации Октябрьского района г. Могилева.
Сегодня ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» – это динамично развивающееся крупнейшее в Беларуси предприятие–производитель молочной продукции.
В структуру общества входят: головное предприятие в г. Могилеве, 7 молокоперерабатывающих заводов Могилевской области и сельхозпредприятие в Хотимском районе.
В основе производственной стратегии и лидерства лежат три составляющих: натуральное сырье, полное техническое перевооружение и внедрение международных стандартов, регламентирующих требования к системам менеджмента качества.
Руководством компании ежегодно формируется план мероприятий по внедрению новых технологий на производстве. На предприятии установлены импортные проверенные современные линии переработки молока и упаковки готовой продукции, что имеет большое значение для соответствия продукции высшему качеству.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОАО «БАБУШКИНА КРЫНКА» – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «МОГИЛЕВСКАЯ МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ «БАБУШКИНА КРЫНКА»
Проанализировав управление маркетинговой детальностью в ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» можно предложить следующие мероприятия по его улучшению: следует отделить отдел продаж от отдела маркетинга и рекламы и сделать два разных отдела.
Новая структура отдела позволит:
- более рационально организовать работу службы сбыта и маркетинга;
- заместителю ген. директора по коммерческой работе контролировать работу каждого отдела, а также работу каждого бюро, что более эффективно скажется на организации работы каждого отдела;
- каждому отделу выполнять непосредственно свои функции, не связанные с работой другого отдела;
- проводить работу по стимулированию персонала (поощрять тех сотрудников отдела, которые перевыполнили план продаж (выдача премий).
Все это будет способствовать расширению рынков сбыта и увеличению объема продаж, что в свою очередь благоприятно отразится на финансовом и социально-экономическом состоянии организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования, проведенные при выполнении курсовой работы, позволили сделать следующие выводы.
Маркетинг представляет собой одну из важнейших управленческих функций, позволяющих реализовать не только чисто маркетинговые цели и задачи, но и скоординировать деятельность компании для обеспечения достижения запланированных показателей производства.
Реализация маркетинга в управлении предприятием должна основываться на комплексном изучении условий ее функционирования, выявление которых служит достижению ключевой цели - ориентации всей деятельности компании на требования рынка, обеспечение ее гибкости во внешней среде. Для реализации управленческой функции маркетинга в компаниях должны быть созданы соответствующие подразделения.
ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» – это динамично развивающееся крупнейшее в Беларуси предприятие–производитель молочной продукции.
Маркетинговая стратегия ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» направлена на удержание и расширение существующих рынков сбыта, постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, расширение и видоизменение ассортимента, освоение производства и последующую реализацию новых видов продукции, проведение мероприятий по продвижению продукции, расширению товаропроводящей сети, проведение гибкой ценовой политики.
ОАО «Бабушкина крынка» – управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» активно внедряет маркетинг во все сферы своей деятельности. Проведя анализ системы управления маркетинговой деятельностью на предприятии, можно отметить следующие недостатки:
- структура отдела продаж не соответствует нынешним потребностям предприятия
- не проводится анализ эффективности маркетинговой деятельности;
- не применяются современные технологии: использование специализированных компьютерных программ и технических решений для автоматизации маркетинговых процессов на предприятии.
1. Агаларова, Е.Г. Роль маркетинговой парадигмы в функционировании современной организации / Е.Г. Агаларова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. № 8 – 2. С. 274–275.
2. Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. – Минск : БГЭУ, 2015. – 538 с.
3. Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник.– СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2016. – 240 с.
4. Бочкарев, И. И. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / И.И. Бочкарев, В.А. Быков. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2013. – 259 с.
5. Взаимосвязь менеджмента и маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyera.ru/3086/vzaimosvyaz–menedzhmenta–i–marketinga/.
6. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск : Выш. шк., 2017. – 319 с.
7. Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник. – М.: Инфра–М, 2017. – 363 с.
8. Жукова, Т. Н. Управление и организация маркетинговой деятельности : учеб. пособие для вузов / Т. Н. Жукова. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 197 с.
9. Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Завгородняя. Д. О. Ямпольская. – М.: Издательство Юрайт. 2018. – 340 с.
10. Зацепина, Е. В. Маркетинговые аспекты устойчивого развития организации / Е. В. Зацепина // Материалы IX Международной научно–практической конференции, Минск, 19–20 мая 2016 г. в 2 т. – Минск: БГЭУ, 2016. – С. 106–107.
11. Зимина, И. П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом / И. П. Зимина // Управленческие науки. – 2017. – № 1. – С. 48–51.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2017. – 752 c.
13. Маркетинг: словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. – 412 с.
14. Маркетинговое управление и управление маркетингом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.good–reklama.ru/osnovymarketinga /20.html/.
15. Моисеенко, Ж. Н. Роль маркетинга в управлении предприятием / Ж. Н. Моисеенко, К. В. Семилякова, Ю. В. Луганская // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2019. – № 1. – С. 173–180.
16. Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко, Р. Н. Нагапетьянц. – М.: Инфра–М, 2014. – 282 с.
17. Наумчик, Ю.А. Изучение организационных структур управления маркетингом на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 40–43.
18. Немчин, А. М. Маркетинг: учеб. пособие / А.М. Немчин, Д.В. Минаев. – М.: «Бизнес–пресса», 2016. – 512 с.
19. Ойнер, О.К. Управление результативностью маркетинга : учеб. для магистров / О. К. Ойнер. – М.: Юрайт, 2015. – 343 с.
20. Официальный сайт ОАО «Бабушкина крынка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Режим доступа: http://babushkina.by/ru
21. Портер, М.Э. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Э Портер. – М. : Альпина, 2018. – 716 с.
22. Резник, Г.А. О роли маркетинга в системе стратегического управления предприятием / Г.А. Резник // The Russian Management Journal. – 2017. – № 4. – С.17–21.
23. Руткевич Е.В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь // Молодой ученый. – 2018. – № 2. – С. 309–315.
24. Шуклина, З.Н. Современное значение маркетингового управления бизнес–организациями / З.Н. Шуклина, А. В. Самусенко, Н.В. Мелешенко // Молодой ученый. – 2017. – № 13. – С. 410–416.