Введение
1. Теоретические аспекты макроэкономического содержания и структуры государственных расходов
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их роль в макроэкономическом регулировании
1.2 Структура и направления использования расходов государственного бюджета
2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь
2.1 Политика государственных расходов
2.2 Анализ расходной части бюджета Республики Беларусь
3. Основные направления совершенствования распределения расходной части бюджета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные взаимоотношения определяют экономические отношения, появляющиеся между организациями, учреждениями и населением с государством и которые связаны с развитием и применением централизованного фонда денежных средств, необходимого для коллективного пользования. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредствуют всевозможные течения сортировочного процесса и содержат все уровни хозяйствования (относительно нашего государства — это республиканский и местный уровни). Бюджетные отношения находятся в зависимости от способов ведения хозяйства, социально-культурного развития государства, от финансовой политики страны.
Актуальность данной работы состоит в том, что с содействием расходов бюджета страна располагает возможностью фокусировать финансовые ресурсы на главных участках социального и экономического формирования, перераспределять государственный доход между секторами экономики, областями, отраслями общественной деятельности.
Следовательно, при верном раскладе бюджет объективно может быть не просто средством муниципального экономического регулирования, он может в действительности воздействовать на повышение экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, развитие и модернизация материально-технической базы социального производства.
Объект исследования – государственные расходы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – государственные расходы.
Цель курсовой работы – разобрать устройство и динамику расходной части бюджета Республики Беларусь и проанализировать политику государственных расходов.
Задачами курсовой работы являются:
‒ исследование теоретических аспектов макроэкономического содержания и структуры государственных расходов;
‒ изучение структуры и динамики расходной части бюджета государства;
‒ рассмотрение основных направлений совершенствования распределения расходной части бюджета страны.
В данной работе использовались такие общенаучные методы как: анализ, сравнение, синтез.
1. Теоретические аспекты макроэкономического содержания и структуры государственных расходов
1.1 Сущность расходов государственного бюджета и их роль в макроэкономическом регулировании
Расходы бюджета, как важная часть государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие за счет использования средств Государственного денежного фонда.
В своем материальном воплощении бюджетные расходы - это средства, выделяемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они отражены в функциональной классификации бюджетных расходов.
За счет такой формы бюджетной деятельности, как бюджетные расходы, генерируются доходы граждан-инвалидов и оказывается поддержка другим социально уязвимым слоям населения. Само влияние на стоимость этих выплат регулирует меру потребления этих групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Расходы бюджета могут оказывать активное влияние на формирование экономического роста, приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию структуры материального производства, смягчение региональных дисбалансов. Это свидетельствует о регулирующей роли бюджетных расходов.
Основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, останутся расходы в социальной сфере, системе социальной защиты и инвестиции в человеческий капитал. Формирование «социального бюджета» будет основываться на принципах социальной политики. Политика государства в области социальных расходов включает:
‒ повышение реального уровня пенсий при обеспечении краткосрочной и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;
‒ существенное сокращение масштабов нищеты путем предоставления необходимой социальной помощи;
‒ сохранение действующих льгот для ветеранов войны, инвалидов, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, детских пособий (с обязательной проверкой нуждаемости), а также перевод большинства из них в денежную форму;
‒ выплата жилищных субсидий домохозяйствам, расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают установленные законом нормы (с учетом отмены субсидий предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования);
‒ повышение реальной заработной платы учителей и врачей, а также техническое перевооружение образовательных и медицинских учреждений;
‒обеспечение текущих материальных расходов бюджетных организаций в соответствии с установленными нормативами;
‒ необходимые государственные инвестиции в социальную сферу.
2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь
2.1 Политика государственных расходов
Политика государственных расходов, как составная часть бюджетной политики, создаётся под влиянием следующих критериев:
‒ первенствующее формирование реального сектора экономики, охватывая, прежде всего, увеличение экспортного потенциала, урегулирование продуктовых и жилищных вопросов;
‒ удерживание общественной направленности бюджетных расходов;
‒ субсидирование целевых муниципальных программ;
‒ реализация заключенных интернациональных договоров и соглашений.
‒ главную роль в системе рациональной организации бюджетного финансирования представляют, прежде всего, принципы финансирования, а именно:
а) приобретение наибольшего результата при минимуме затрат;
б) целевой характер применения бюджетных ассигнований;
в) обеспечение бюджетных средств в меру исполнения промышленных и иных характеристик и с учетом применения прежде отпущенных ассигнований;
г) безвозвратность бюджетных ассигнований.
‒ сформировавшаяся практическая деятельность отделения «приоритетным» сферам финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных фондов считается нарушением принципа равенства, потому как расходы в этом случае перекладываются на остальных налогоплательщиков. Имеет смысл было бы отказаться от всех видов внебюджетных фондов, исключая общественных.
Прямые бюджетные субсидии, дотации или косвенная помощь в форме налогового льготирования отдельных производств должны носить исключительный характер.
Следует отметить, что практика бюджетной поддержки предприятий, которые зачастую производят малоэффективную, неконкурентную продукцию и услуги, должна трансформироваться в полную финансовую помощь предприятиям-экспортерам продукции при условии, что они обеспечат своевременное взыскание используемых средств.
3. Основные направления совершенствования распределения расходной части бюджета Республики Беларусь
Бюджетная политика в 2019-2021 гг. будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, повышение эффективности бюджетного планирования, а 13 также на рациональное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.
При формировании проекта бюджета на 2019 год расширяется сфера применения подходов по планированию расходов «с нуля».
Помимо традиционных расходов, планирование которых осуществляется на основании экономически обоснованных расчетов распорядителей бюджетных средств (поддержка реального сектора экономики, субвенции ФСЗН, выплаты гражданам («семейный капитал», льготы) и т.п.), «нулевое» бюджетирование будет применено в отношении расходов на содержание бюджетных организаций.
Бюджетные отчисления вычисляются на основе данных по сети, укомплектованию персоналом и населению организаций, финансированных из бюджета, на основе фактической потребности для фондов, принимая во внимание экономичное и рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Чтобы улучшить качество государственных программ, всесторонний анализ их структуры и содержания, оценка установленных целей, целей, консолидировала цели, и цели предусматривается в 2019. Программы в области здравоохранения, образования, жилья и коммунальных услуг, дороги, сельского хозяйства и лесоводства будут использоваться в качестве пилотов в оценке индикаторов государственных программ [17].
После оценки индикаторов государственных программ в среднесрочной перспективе, это желательно разработать национальную систему индикаторов, характеризующих действия всех клиентов, принимающих во внимание задачи и функции, выполненные ими в соответствии с законодательством, и создать систему внутреннего аудита эффективности государственных программ.
При формировании законопроекта о республиканском бюджете на 2019 год и среднесрочной финансовой программы республиканского бюджета на 2019-2021 годы предлагается сохранить бюджетное правило о направлении на погашение части государственного долга недолговых источников, в том числе вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, что предопределяет необходимость формирования бюджета с профицитом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1) расходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в результате распределения средств государственного фонда и его использования в отраслевых, целевых и территориальных целях
2) структура расходов государственного бюджета Республики Беларусь содержит: социокультурная деятельность; наука; защита; Содержание правоохранительных органов; Обслуживание государственного долга; Внешнеэкономическая деятельность и др.
3) государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей, которые в каждом штате имеют свои отличительные особенности.
4) Экономическая основа бюджетных расходов выражается по их видам, каждый из которых имеет качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика позволяет определить финансовый характер и социальную цель каждого вида бюджетных расходов, количественная - демонстрирует их ценность.
5) на 2018 год утвержден государственный бюджет на расходы в размере 19 751 495 082 руб. ((17,5% ВВП), или 107,0% к 2017 году и 115,9% к 2016 году), исходя из прогнозируемого дохода 20 485 376 244 руб. Профицит республиканского бюджета на 2018 год установлен в 733 881 162 рубля [2].
6) расходы консолидированного бюджета в первом полугодии 2018 года профинансированы в размере 15 005 млн руб. (на 13,4% выше уровня первого полугодия 2017 года в номинальном выражении и на 1,1% выше в реальном). В 2018 году расходы на национальную деятельность были профинансированы в размере 3 824,4 млн рублей и составили 22,9% от общих расходов консолидированного бюджета.
7) основной долей в расходах консолидированного бюджета с точки зрения функциональной классификации было финансирование социальной сферы, национальной деятельности и народного хозяйства.
8) бюджетная политика в области расходов в 2018 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении дефицитного бюджета в целях ограничения инфляционных процессов при обеспечении выполнения социальных обязательств государства.
1. Гoсударственнoе регулирoвание рынoчнoй экoнoмики: Учебник для вузoв / Пoд oбщ. ред. Кушлина В.И., Вoлгана Н.А.; ред. кoл.: Владимирoва А.А. и др. — М.: OАO «НПO "Экoнoмика"», 2018. — 735 с.
2. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 2014. -240с.
3. Заяц Н.Е. Теoрия налoгoв: учебнoе пoсoбие / - Мн.: БГЭУ, 2015. - 320 с.
4. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 2015 № 4 с.4-16.
5. Лoбкoвич, Э.И. Перехoдная экoнoмика: сущнoсть, прoблемы, oсoбеннoсти в Беларуси / Э.И. Лoбкoвич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 496 с.
6. Лемешевский И.М. Макрoэкoнoмика. (Экoнoмическая теoрия. Часть 3). Учебнoе пoсo¬бие для студентoв экoнoмических специальнoстей высших учебных заведений. - Мн.: OOO «ФУАинфoрм», 2017. - 576 с.
7. Макрoэкoнoмика: Сoц.oриентир.пoдхoд: Учеб. пoсoбие/ Э.А.Лутoхина, В.В.Кoзлoвский, В.Н. Буськo и др.; Пoд ред. Э. А. Лутoхинoй . –Мн.: Тесей, 2017. – 320 с.
8. Макрoэкoнoмика: Сoц.oриентир.пoдхoд: Учеб. пoсoбие/ Э.А.Лутoхина, В.В.Кoзлoвский, В.Н. Буськo и др.; Пoд ред. Э. А. Лутoхинoй . –Мн.: Тесей, 2015. – 320 с.
9. Макрoэкoнoмика:Учеб. пoсoбие/Н.И. Базылев, М.Н., С.П. Гуркo и др.; Пoд ред. Н.И. Базылева, С.П. Гур-кo. 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2014. - 214 с.
10. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2017 года. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2015/yd2015.pdf
11. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2018 года. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf
12. Муравьева, З. А. Налoги и налoгooблoжение: Учеб. Пoсoбие. Минск, 2017 г., 450 с.
13. Налoгoвая нагрузка на экoнoмику Республики Беларусь [электрoнный ресурс]. – Режим дoступа: http://www.nalog.by/.
14. Насoнoва И.В., Хoменкo Т.И. Налoгooблoжение предпринимательскoй деятельнoсти. Учеб. Мн.: 2016 г., 466 с.
15. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь": январь 2017 г. – Минск, 2016. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017_01_ot.pdf
16. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь»: январь 2018 г. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2018_01_ot.pdf
17. Нациoнальный статистический кoмитет Республики Беларусь; oтв. И.В. Пoлещук. – Минск: Нациoнальный статистический кoмитет Республики Беларусь, 2015. – 282 с.
18. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 2014 № 3 с.28-36.
19. Oснoвы экoнoмическoй теoрии: принципы прoблемы, пoлтика трансфoрмации. Междунарoдный oпыт и белoрусский вектoр развитя: учеб. пoсoбие / пoд ред. Л. Н. Дoвыденкo. – Минск: ИВЦ Мнфина, 2016. – 496 с.
20. Пoтупчик В. Фундамент устoйчивoсти // Экoнoмика Беларуси. 2016 №1 с.40-45.
21. Селиверстов,Ю., Н. Расширить Горизонты // Финансы. Учет. Аудит, 2017 №7 c. 13-19
22. Тарануха, Ю.В. Микрoэкoнoмика: учебник для студентoв вузoв, oбучающихся пo экoнoмическим специальнoстям /Ю.В.Тарануха; пoд oбщ.ред.А.В.Сидoрoвич. – М.: 2016. - 640 с.
23. Тарасевич, Л. Т. Макрoэoнoмика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенникoв, А. И. Леуский. – 8-е изд.перераб. и дoп. М.: Изд-вo Юрайт, 2015 – 686 с.
24. Теoрия перехoднoй экoнoмики: микрoэкoнoмика. Учеб.пoсoбие / Пoд ред. В.В. Герасименкo. – Мн.: Владoс, 2017. – 357 с.
25. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова — Мн.: Бестпринт, 2016.