Введение
1 Жилищная политика как составная часть социальной политики
2 Формы и методы реализации жилищной политики в странах с рыночной экономикой
3 Приоритеты, проблемы и перспективы жилищной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Жилье считается одной из основополагающих основ существования и деятельности человека. Чтобы вести здоровый образ жизни, полноценно работать, заниматься гуманизмом детей, приобретать и пополнять знания, человек должен иметь, прежде всего, жилье, доступ к ресурсам: социальным, финансовым, общественно-политическим, духовным и т. д., которые позволяют ему вести достойное существование. Без учета реальных факторов всевозможные реформы, в том числе жилищные, обречены на провал. Это в первую очередь связано с актуальностью темы курсовой работы
Потребность населения в достойном жилье считается одной из основных социальных потребностей, а ее удовлетворение - основными направлениями формирования любого государства и политики страны на нынешнем этапе.
Государственная жилищная политика - это деятельность страны по обеспечению граждан более качественным жильем как путем непосредственного участия в строительстве или субсидирования покупки жилья, так и с помощью эффективных механизмов содействия самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.
В Республике Беларусь государственная жилищная политика определяется Президентом Республики Беларусь и осуществляется Правительством, республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и административными органами в ходе реализации ряда комплексных государственных программ.
Жилищная проблема считается одной из важнейших для государства и общества. Вопросы - как правильнее и справедливее распределять жилье государственного жилищного фонда, а также рационально использовать имеющийся жилой фонд.
Жилищная политика как социальное явление, как часть процесса современных преобразований в обществе, осуществляется с большим трудом и сопровождается зачастую недоказанным суровым кризисом, охватывающим все сферы реформированной социальной жизни.
Жилищная политика была одним из самых сложных, социально противоречивых и социально приоритетных вопросов во все времена и во всем мире. Во время нынешнего кризиса в стране очень сложно заранее прогнозировать развитие жилищной политики. Хотя это необходимо, чтобы избежать негативных последствий, трудностей в решении жилищных вопросов. Отсутствие прогноза затрудняет решение проблемы жизни людей, зависящих от жилья и условий жизни. Таким образом, анализ жилищной политики. Как форма социальной политики она повышает актуальность этого вопроса.
1 ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, зависящим от финансовых возможностей семей и от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.
Жилищный вопрос возникает тогда, когда жилищные неурядицы отдельных людей воспринимаются не только как их личная проблема, но как проблема, затрагивающая интересы всего общества, а жилищная политика возникает как система мер, призванная в интересах всего общества служить смягчению этой проблемы. Только в рамках такого подхода можно установить ту или иную дату рождения жилищного вопроса и жилищной политики.
Нельзя сказать, что до XIX века вообще не предпринималось никаких мер по урегулированию вопросов, связанных с жильем. Так, весьма долгую историю имеет регулирование строительной деятельности. Уже законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 годы до Рождества Христова) предусматривали, что если дом разваливался и под его развалинами погибал хозяин, то строитель предавался смерти [3]. В правление царя Синнахериба (705-681 годы до Рождества Христова) в столице Ассирии Ниневии были проведены линии, по которым должны быть расположены дома (сейчас их называют красными линями). Однако упомянутые мероприятия трудно назвать «жилищной политикой» в современном смысле слова, так как они были направлены вовсе не на решение «жилищного вопроса», а на другие цели. Любое строение должно быть достаточно прочным. Любой большой город, нуждается в упорядочении планировки. Нуждается большой город и в коммунальной деятельности, направленной на создание необходимых для жизни условий, и города древности не были исключением из этого правила, иначе они просто бы вымерли от болезней и эпидемий. Все упомянутые выше меры косвенным образом приводили и к улучшению жилищных условий, но не ставили перед собой такой цели.
Наиболее ярко эта особенность городов древности может быть продемонстрирована на примере Рима, в котором «жилищный вопрос» был известен приблизительно со времен Катона, хотя не уцелело ни одного акта, свидетельствующего о вмешательстве республиканской власти в дела своих подданных. Императорский период создает начало квартирного законодательства. Оно касается предписаний относительно высоты домов, ширины улиц (при Цезаре Августе), а иногда и вопроса о цене [3]. Однако целью этих мероприятий было в первую очередь создать величественный образ столицы Римской империи. Были построены знаменитый водопровод, бани (которые античную эпоху были центрами общественной жизни), другие общественные здания, большое внимание уделялось облагораживанию образа центра мира. В рамках этой деятельности скромные мероприятия по ограничению высоты домов и установлению минимальной ширины улиц носили явно второстепенный характер.
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
На пути достижения целей реформирования жилищной сферы большое значение имеет изучение опыта развитых стран, где традиционно функционирование жилищной сферы формируется рыночными механизмами.
В странах с рыночной экономикой государство использует, прежде всего, те инструменты, которые направлены на создание нормальных условий функционирования рынка жилья - снятие ограничений, сдерживающих спрос на жилье, обеспечение предложения жилья, совершенствование управления жилищной сферой.
Важнейшим элементом государственной политики в этой области является наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей законодательное закрепление права собственности в жилищной сфере. Большая часть городских территорий в развитых странах находится в частной собственности. В США доля частного владения составляет 60% городских территорий. В Европе, в частности в скандинавских странах (Швеция, Дания и др.) этот показатель еще выше. Этот фактор позволяет широко применять механизмы финансирования жилищной сферы за счет ипотечных кредитов, а также обеспечивает активное участие населения в формировании жилой среды.
Государство руководит реализацией программ по регистрации земель и жилых домов. Каждый, кто имеет права в недвижимости обязан публично их засвидетельствовать, чтобы иметь возможность защитить. В США система публичных записей ведется местной администрацией во всех штатах в соответствии с Законом о регистрации. В большинстве стран Западной Европы регистрация отношений собственности осуществляется в юридическом кадастре или поземельном регистре, порядок ведения которого определен госу дарственным законом, а обязанность его содержания возложена на местные органы самоуправления. Надежная система регистрации имущественных прав обеспечивает владение и свободный обмен жильем.
Во всех развитых странах действуют достаточно отлаженные системы правового зонирования и градорегулирования. Эти системы всех государств придерживаются ряда основных принципов и отличаются только распределением компетенции и полномочий в зависимости от государственного устройства — в странах с глубокой децентрализацией и развитой системой местного самоуправления (США, Голландия) местные органы обладают наибольшей компетенцией и независимостью в принятии документов и решений. Наличие зональных регламентов избавляет всех участников жилищного рынка от мелочной опеки властей, защищая при этом общественные интересы в условиях частной собственности на земельные участки и дома. Для всех стран, членов ЕЭС, характерно соблюдение следующих принципов:
‒ обеспечение прав граждан на информацию и на их влияние на планирование территорий застройки (вплоть до наложения «вето» в Голландии);
‒ наличие скоординированной правовой базы и градостроительных программ на всех уровнях территориально-административного устройства государств;
‒ застройщикам и инвесторам обеспечивается максимально возможный, без ущерба для интересов городского сообщества выбор типа землепользования, в пределах установленных зон и границ землепользования.
3 ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В жилищной политике запланированы серьезные изменения. Правительство подготовило проект постановления по отдельным вопросам жилищного законодательства. Фактически этот документ формулирует новый подход к формированию коммерческого жилищного фонда, или так называемого арендного жилья. Основное требование главы государства остается неизменным: при формировании фонда арендного жилья необходимо максимально учитывать интересы граждан.
В Белоруссии жилищное строительство уже не один год входит в число главных приоритетов. Совсем недавно они объявили, что будут использовать новую форму ‒ строительство и расширение арендного жилья. Это также потребовало разработки соответствующего нормативного акта для внедрения новых процессов в правовое поле.
Также пересматриваются основания для регистрации жилья, нуждающегося в благоустройстве, с целью определения реальных потребностей людей и устранения необоснованных претензий.
Кроме того, предусмотрен целый комплекс мер по защите тех граждан, которые по тем или иным причинам не смогут или не захотят приватизировать квартиру. Если семья или конкретный гражданин имеет право на социальное жилье, то квартира может быть передана в социальное жилье по заявлению и не будет платить арендную плату.
Результаты исследования общественного мнения указывают на актуальность жилищных вопросов. Так, по данным республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в IV квартале 2018 года, жилищный вопрос занимал седьмую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, алкоголизма и наркомании, медицинской помощи, занятости и др.). На его значимость указал каждый четвертый респондент (24%).
В нашей стране жилищное строительство развивается в соответствии с концепцией развития народного хозяйства, которая предусматривает сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников, в том числе собственных средств граждан.
Рынок жилой недвижимости Беларуси имеет относительно небольшой период развития и динамично развивается. При этом развивается он по своим законам и по-своему реагирует на процессы, протекающие в обществе и экономике. Он более инертен, чем другие товарные рынки, реагируя на изменения во внешней среде с некоторым отставанием. Но это является естественным процессом, поскольку объекты недвижимости – дорогостоящий товар, требующий значительных затрат времени при покупке или продаже [4, с. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время жилищная политика Республики Беларусь решает задачи предоставления доступности жилья учитывает последующее формирование системы продолжительного кредитования жилищного строительства и формирование рынка арендного жилья.
Улучшение системы нормативного правового регулирования жилищного строительства должно осуществляться в два этапа: ключевыми вопросами которого считается формирование нормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапным переходом к функционированию на всей территории Республики Беларусь рынков жилья и жилищных услуг и их скоординированного становления.
На первом этапе учитывается, с учетом настоящего положения, развитие полной нормативной базу, стабилизирующей продвижение жилищной сферы, модернизация экономических отношений рыночного типа.
На втором этапе преобразование жилищной сферы преследует цель увеличения производительности строительного комплекса и жилищно – коммунального хозяйства, систематически переход на режим безубыточного функционирования посредством уменьшения бюджетного дотирования.
Стратегия жилищного строительства учитывает формирование долговременного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, который способен удовлетворять жилищные потребности нынешнего и будущего поколения граждан, формирование успешного рынка финансовых механизмов, которые обеспечивают доступность для граждан с достаточной платежеспособностью, а кроме того обеспечение малоимущих граждан, имеющих необходимость в совершенствовании жилищных отношений в пределах введенных социальных стандартов.
Увеличению качества строительства будет содействовать формирование механизма экономической ответственности за качество работ и неисполнение требований нормативов и документов на всех стадиях строительства, в том числе предпроектную (инвестиционную), проектную и непосредственно строительную.
1. Бондарь, Н. Н. Социальная политика в Республике Беларусь: пособие/Н. Бондарь, А.И. Терляженко. - Минск: БГЕУ, 2015.
2. Букиашвили О.В. Жилищная политика как элемент государственной политики. Анализ отечественного и зарубежного опыта/Букиашвили О.В.//Экономика строительства и госэкономика. - 2017. - № 3 - с. 141 – 146
3. Васильева, Н. В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты / Н. В. Васильева // Законодательство и экономика. - № 7. - 2014. - С. 53 - 59.
4. Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебник для студентов. И управление /Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2014. - 428 с.
5. Вулфович Р. М., Щербаков М. Д. Социально ориентированная жилищная политика в городах Европы и России/Вулфович Р. М.//Управленческий консалтинг. - 2017. - № 2 - с. 41 – 45
6. Гладкова, М. В. Развитие жилищной сферы в перспективе реформ Текст. / М. В. Гладкова // Проблемы и перспективы экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2013. - С. 313-317.
7. Дамасские стали, А.С. Эконимик: учебник для студентов высших учебных заведений, обух. На Эконе. специалист. И направления/А.С. Булатов [и др.]; вход. Эд. А.С. Булатов. - ред. 4-й, ред. И дополнительно - Москва: экономист, 2016. - 831 с.
8. Денисов, Р. Жилищная политика в современной ситуации /Р. Денисов, Т. Коновалова // Экономист. 2016. - № 6. - С. 49 - 54.
9. Долгов В.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки в рамках жилищной политики/Долгов В.Ю.// Весник кузбасского государственного технического университета. - 2015. - с.113 - 115
10. Должанский В. Ю. Зарубежный опыт господдержки в рамках жилищной политики/Должный В. Ю.//Весник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - c.113 - 115
11. Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goverment.by/upload/ docs/file4837a0db325flab3.PDF
12. Крамкова Т.В. Жилищное строительство и жилищная политика Швейцария/Крамкова Т. Б//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2017. - № 3 (41) - с. 69 - 73
13. Кузнецов М.Г., Шашко Т. Д. Перспективы развития жилищного строительства в Беларуси//Белорусский экономический журнал. - 2016. - № 1 - стр. 72-83. P3
14. Лимонов, Л. Э. Рынок недвижимости и развитие городов: российский и международный опыт / Л. Э. Лимонов // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. Вып. 2. Июнь. СПб.- 2014. - С. 35 - 36.
15. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. Специальности и учреждения, предоставляющие высшее образование: 2-е изд., ребрендинг. И дополнительно. /Е.А. Лутохина [и др.]; Е.А. Лутохина. - Минск: ИВК Минфина, 2015. 442 с.
16. Макроэкономика, исследования, 2-е изд., исправлено. /T.С Алексеенко [и др.], по ред. Л.П. Зенкова - Минск: ИВК Минфина, 2018. - с. 380
17. Мирский, В.П. Особенности разработки и реализации государственной политики в жилищной сфере / В.П. Мирский // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №6. - С. 59 - 73.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
19. Ноздрина Н. Н. Новое европейское жилье и городская политика//Ноздрина Н.Н.//Хроника научной жизни. - 2017. - № 4 - с. 161 – 163
20. Развитие жилищной политики в Республике Беларусь: материалы международных научных исследований. Продолжение, Минск, 25 ноября, 2010; Редколесье: О. Н. Толочко (Ост. Ред.) [и др.] - Минск, 2015. - 18 с. П3
21. Устюшенко Н.А. Рынок недвижимости Республики Беларусь: история и современность, тенденции // Рынок недвижимости как составляющая конкурентоспособности экономики: сб. науч. статей / Белорусский государственный университет. – Минск, 2016. – С. 4–23.