Планирование есть процесс, в результате которого хозяйственная политика фирмы превращается в конкретный план действий по ее реализации. Планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно.
Качественная реализация функций маркетинга невозможна без продуманного планирования.
Планирование в маркетинге – это непрерывный циклический процесс, имеющий своей целью приведение потенциальных возможностей предприятия в соответствие с требованиями рынка.
Планирование маркетинговой деятельности на разных предприятиях осуществляется по-разному, в зависимости от поставленных целей и задач, от длительности планируемого периода, организации системы планирования и т.п. Диапазон содержания планов маркетинга достаточно широк: иногда они практически представляют собой решения отделов сбыта, а иногда включают определяющие стратегии бизнеса и разнообразные маркетинговые аспекты в деятельности предприятия.
Малые предприятия могут не иметь плана маркетинга как отдельного документа. Единственным плановым документом для них может быть бизнес-план, составленный для предприятия в целом или для отдельных направлений его развития. В этом плане дается информация о рыночных сегментах, формулируются стратегии маркетинга, даются прогнозные оценки объемов сбыта. Средние и крупные фирмы детально планируют свою маркетинговую деятельность, разрабатывают стратегические (долгосрочные) и тактические (оперативные) планы.
Маркетинговое планирование составляет фундаментальную основу предпринимательской и менеджерской деятельности в любой сфере при выполнении любой из присущих функций. Оно позволяет обеспечить постоянную эффективность деятельности предприятия и снизить риск принимаемых решений. Целью маркетингового планирования является идеальный результат деятельности в будущем.
Поэтому разработка маркетингового плана является актуальной для каждого предприятия.
Целью курсовой работы является разработка маркетингового плана ООО «Электронные Системы Мониторинга».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА
1.1. Сущность, содержание и функции планирования маркетинга
Планирование маркетинга – это построение логической последовательности отдельных видов маркетинговой деятельности, определение целей предприятия и разработка планов для их достижения [15, с. 45].
Цель планирования маркетинга заключается в уменьшении предпринимательского риска за счет снижения степени неопределенности и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельности организации.
Планирование маркетинга включает в себя систему мероприятий, необходимых для достижения тех или иных целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции, работ, услуг [15, с. 45].
Планирование маркетинга направлено на решение следующих главных проблем:
– определение целей (например, дифференциация товаров с учетом выбранных сегментов рынка, освоение новых товаров или рынков, решение проблемы конкурентоспособности и др.), а также основных принципов и критериев оценки самого процесса планирования;
– формирование структуры и резервов частных планов, характера их взаимной связи (например, увязка планов реализации товаров на отдельных сегментах рынка, сбытовой и производственной деятельности зарубежных отделений и филиалов и т. д.);
– определение характера исходных данных, необходимых для планирования (состояние и перспективы рынка, текущие и предполагаемые в перспективе потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогнозные данные об изменении товарной структуры внешних рынков и т. п.);
– определение общей организации процесса и рамок планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т. п.) [15, с. 45].
Объектами планирования маркетинга являются:
– работа с выгодной для предприятия целевой аудиторией;
– приобретение новых потребителей;
– расширение рынков сбыта;
– лидерство на рынке;
– оценка тенденций развития рынка.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА»)
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
ООО «Электронные Системы Мониторинга» начало свою деятельность 16 августа 2012 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Электронные Системы Мониторинга» занимается поставками программно-аппаратных технических средств безопасности, систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом и компонентов охранно-пожарной сигнализации. Предприятие является первым импортером видеокамер, систем озвучивания, домофонных систем, источников питания и иного оборудования в Республику Беларусь.
Основные клиенты предприятия – это монтажные организации, оказывающие услуги по установке систем видеонаблюдения, СКУД, ОПС. Предприятие сотрудничает с коммерческими фирмами разного уровня, с государственными организациями, а также принимает заказы на поставку продукции частным лицам и индивидуальным предпринимателям.
Оборудование, предлагаемое ООО «Электронные Системы Мониторинга», подходит для установки на различных объектах:
– в частных коттеджах и многоквартирных домах;
– в офисных зданиях и отдельных помещениях;
– на производственных предприятиях;
– в общественных организациях;
– на автостоянках, парковках, в лифтах и придомовых территориях.
Преимущества ООО «Электронные Системы Мониторинга»:
– конкурентоспособные расценки на продукцию;
– квалифицированный персонал с многолетним стажем;
– высокая скорость обработки поступающих заказов;
– наличие собственного склада в Гомеле и Минске;
– бесплатная доставка товаров в любой регион Республики Беларусь.
Склад ООО «Электронные Системы Мониторинга» еженедельно пополняется, за счет продукции, поставляемой из Российской Федерации. На все оборудование имеются необходимые сертификаты соответствия регламентам Таможенного союза. Гарантия на продукцию – от 1 года до 5 лет со дня продажи.
Проведем анализ организационной структуры управления ООО «Электронные Системы Мониторинга» (приложение А). Тип организационной структуры управления – линейный.
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЛАН МАРКЕТИНГА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА»)
Разработает план маркетинга для ООО «Электронные Системы Мониторинга» на плановый период.
Структурно план маркетинга ООО «Электронные Системы Мониторинга» будет состоять из следующих разделов документа:
– характеристика деятельности ООО «Электронные Системы Мониторинга» на рынке и основные итоги деятельности за предыдущий период;
– анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка;
– выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели;
– стратегии поведения предприятия на рыночных сегментах;
– мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения;
– бюджетный план маркетинга (маркетинговый бюджет).
Характеристика деятельности ООО «Электронные Системы Мониторинга» на рынке и основные итоги деятельности за предыдущий период.
ООО «Электронные Системы Мониторинга» в плановом периоде будет заниматься реализацией следующих видов продукции:
– программно-аппаратные технические средства безопасности;
– системы видеонаблюдения;
– системы контроля и управления доступом;
– компоненты охранно-пожарной сигнализации;
– прочая продукция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование маркетинга – это построение логической последовательности отдельных видов маркетинговой деятельности, определение целей предприятия и разработка планов для их достижения.
Процесс составления плана маркетинга состоит из шести этапов: определение миссии предприятия; SWOT-анализ; определение целей и стратегии организации в целом; определение задач и программы действий по их реализации; составление плана маркетинга и контроль за его выполнением; составление бюджета маркетинга.
ООО «Электронные Системы Мониторинга» занимается поставками программно-аппаратных технических средств безопасности, систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом и компонентов охранно-пожарной сигнализации. Предприятие является первым импортером видеокамер, систем озвучивания, домофонных систем, источников питания и иного оборудования в Республику Беларусь.
На ООО «Электронные Системы Мониторинга» отсутствует отдел маркетинга. Маркетинговые функции на предприятии выполняет отдел продаж.
Основными функциями отдела продаж в области маркетинга являются: разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке; ориентация сбыта на выполнение требований потребителей к продукции предприятия, диагностика рыночной ситуации; развитие ценовой, товарной, сбытовой, маркетинговой политики предприятия; организация и контроль своевременной подготовки и заключения контрактов на поставку товаров; обеспечение учета приема и отчетности по отгрузке продукции, контроль и соблюдение нормативов остатков продукции на складе.
На ООО «Электронные Системы Мониторинга» план маркетинга является частью раздела бизнес-плана, который ежегодно составляется на предприятии.
Разработкой маркетингового плана занимаются сотрудники отдела продаж.
Объем реализации продукции в 2018 г. увеличился на 178 тыс. р. (9,4 %).
В 2018 г. произошло снижение объемов реализации систем контроля и управления доступом на 11 тыс. р. (6,7 %).
Наибольший объем в структуре реализации продукции приходится на программно-аппаратные технические средства безопасности (45,4 %) и системы видеонаблюдения (31,9 %).
Был разработан план маркетинга ООО «Электронные Системы Мониторинга».