Введение
1 Фирменная торговля и ее роль в экономике
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль
1.2 Состояние фирменной торговли
1.3 Анализ организации фирменной торговли и сервиса
2 Фирменные магазины: формы, методы и приёмы, используемые в их работе
2.1 Изучение спроса в фирменных магазинах
2.2 Формы, методы и приемы, используемые в работе фирменной торговли
3 Организация сервиса фирменной торговли
4 Расчетно-аналитическая часть
4.1 Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина «Мой мясной», ООО «Пуховичимясопродукт»
4.2 Анализ форм, методов и приемов фирменной торговли, используемых в работе фирменного магазина «Мой мясной», ООО «Пуховичимясопродукт»
4.3 Рекомендации по совершенствованию организации работы фирменного магазина «Мой мясной», ООО «Пуховичимясопродукт»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Постепенный переход экономики Республики Беларусь на рыночный путь создал все необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса на потребительском рынке. При этом, одним из самых развитых и перспективных направлений развития отрасли торговли стало являться появление и последующее и развитие фирменных магазинов от предприятий-переработчиков.
В настоящее время главной ролью фирменной торговли является то, что ее развитие успешно помогает всем предприятиям-производителям приспосабливаться к новым условиям функционирования рынка и при этом довольно успешно реализовывать свою продукцию на нем.
Производители создают собственные фирменные магазины, именно потому что реализуя свою продукцию с их помощью, они сразу же возвращают вложенные оборотные средства, а также получают для себя гарантированный рынок сбыта. При этом, потребителю это тоже выгодно, так как он получает те же товары, но по сниженным ценам. При этом, стоит учесть, что список задач фирменной торговли этим не ограничивается. Решение этих задач требует проведения определенных мероприятий по изучению рынка сбыта.
Розничная торговля – это своеобразное звено в цепи доведения товаров от производителя к их конечному потребителю. При этом, обычно имеющийся потенциал производства сырья и товаров, довольно сильно превышает емкость внутреннего рынка. В связи с этим актуальным является оптимизация структуры предложения, то есть торговых предприятий и приведение их в соответствие с различного рода потребительскими предпочтениями различных слоев населения, с одной стороны. С другой стороны, развитие такой формы торговли способствует росту показателя эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятий-переработчиков.
1 ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль
Переходный период к рыночной экономике и рыночным отношениям во всех сферах жизни общества остро требует экономической самостоятельности предприятий всех форм собственности, а также обеспечения возможностей проведения ими различных производственных, сбытовых и финансовых мероприятий для острого реагирования на изменение потребностей у различных слоёв населения. При этом особое значение в адаптации предприятий промышленности к требованиям рынка принадлежит именно фирменной торговле – фирменным магазинам [7, c. 288].
Появление фирменных магазинов в Республике Беларусь было обусловлено приказом Министерства торговли Республики Беларусь №138 от 27 октября 1998 года (редакция от 02.10.2003 г. № 47), в котором утверждалось новое «Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения)». Оно создавалось на основе «Типового положения», введенного в 1996 году. В нем были учтены все недостатки и упущения. В данное Положение включены следующие основные аспекты:
1) Фирменный магазин – это розничное торговое предприятие, его учредителем (учредителями) является субъект (субъекты) хозяйствования, который выпускает товары. Данное предприятие реализует преимущественно товары учредителя.
2) Фирменный магазин обычно создаётся и работает в качестве юридического лица, а также осуществляет отдельный от других видов деятельности его учредителей учёт финансово-экономических операций, которые напрямую связаны с деятельностью фирменного магазина.
3) Товарная специализация фирменного магазина определена учредителем данного торгового предприятия, при этом она в обязательном порядке согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и отмечается в лицензии на право осуществления розничной торговли.
2 ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ
2.1 Изучение спроса в фирменных магазинах
Высокая эффективность производства и реализации товаров определяется их соответствием потребительскому спросу. При этом, высокая скорость их развития постоянно увеличивается под влиянием постоянно растущих требований покупателей, развития модных тенденций, коньюктуры рынка – именно поэтому реакция на изменение потребительского спроса на товары должна быть очень быстрой.
Однако в данных условиях получить информацию, обладающую высокой степенью достоверности о спросе довольно сложно, при этом вероятность ошибок при его оценке довольна велика. При этом допущенные ошибки могут привести к довольно серьёзному ухудшению работы торговых и промышленных предприятий, появлению непопулярных и неходовых товаров при полном отсутствии в продаже тех товаров, которые бы удовлетворили спрос потребителей и далее могут обернутся серьезными потерями [7, c. 302].
Как уже было сказано ранее, в связи с переходом экономики к рыночной форме, фирменная торговля претерпела определённые изменения.
Однако, новые условия хозяйствования никак не повлияли на работу фирменного магазина. Так увеличились доходы фирменных торговых предприятий, выросла оплата труда работников. При этом степень выполнения плана товарооборота, товарное обеспечение, ассортимент и качество товаров, а также отношения с поставщиками остались неизменными. Также не изменилась и осуществляемая деятельность по изучению спроса.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ
Торговым сервисом называется перечень набор действий, которые нацелены на то, чтобы улучшить процесс совершения покупки в магазине, в том числе и фирменном. Качественный сервис значительно увеличивает ценность посещения фирменного магазин и приобретения в нем товара.
Грамотное расположение фирменного магазина, наличие необходимых запасов товаров, рациональный ассортимент – все эти факторы способствуют обеспечению удобства покупателей. В настоящее время спрос на высококачественный сервис постоянно увеличивается довольно быстрыми темпами.
Целью сервиса в фирменной торговле является предложение покупателям товара из ассортимента магазина, оказание необходимой помощи в извлечении максимальной пользы от купленного товара [13, c. 174].
Такое повышение значения сервисного обслуживания покупателей в фирменной торговле обусловлено рядом причин:
– увеличение конкуренции в торговле;
– профилирование торговых сетей;
– возрастание требований со стороны покупателей к послепродажному обслуживанию товаров;
– сложный процесс эксплуатации многих товаров.
Основные функции сервиса в фирменной торговле:
– привлечение покупателей;
– поддержка продаж товара;
– информирование покупателя.
Необходимость обеспечения достойного сервиса обусловлена стремлением производителя товаров сформировать устойчивый рынок сбыта для своего товара.
4 РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1 Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина «Мой мясной», ООО «Пуховичимясопродукт»
Объектом исследования в данной курсовой работе является магазин «Мой мясной», общества с ограниченной ответственностью «Пуховичимясопродукт» (ООО «Пуховичимясопродукт).
ООО «Пуховичимясопродукт» было образовано 18 декабря 2002 года и было зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей под № 800017618. Данное предприятие имеет частную форму собственности.
Основной целью деятельности предприятия, как и любого другого юридического лица, является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов своих работников.
Исходя из главной цели деятельности данного предприятия, перед работниками были поставлены следующие задачи, олицетворяющие стратегию: ООО «Пуховичимясопродукт»:
– разработка новых технологических решений в предметных областях деятельности предприятия;
– постоянных анализ требований, предъявляемых к качеству изготавливаемой предприятием продукции;
– производство конкурентоспособной продукции высокого уровня качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания данной курсовой работы и решения поставленных в ней задач были сделаны следующие выводы:
1) В настоящее время необходимость работы фирменных магазинов является особенно актуальной. Ведь переход к рыночным отношениям требует постоянного изучения и контроля всех звеньев товародвижения – от производителя к потребителю, начиная от формирования собственно идеи, непосредственного создания товара и заканчивая его реализацией. Именно поэтому для того, чтобы эффективно управлять рынком и нужная межотраслевая четко отлаженная деятельность промышленных предприятий, отрасли торговли, политики в области ценообразования, маркетинга и рекламы и т. п.
Основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.
2) Самым прогрессивным и перспективным направлением развития розничной торговли в Беларуси стало основание и развитие сети фирменных магазинов. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2019 г. действует 1889 фирменных магазинов, имеющих торговую площадь 270,6 тыс. м2. Наблюдается небольшой, но постоянный рост числа фирменных магазинов. Также наблюдается смещение спроса в сторону непродовольственных товаров обусловлено увеличением благосостояния белорусов.
Несмотря на имеющиеся в ее работе недостатки, фирменная торговля все еще занимает довольно большую долю в товарообороте страны, при этом сохраняя тенденцию к его росту. Основными ее задачами являются: реализация продукции предприятий-переработчиков, внедрение современных форм торговли товарами, постоянное изучение спроса на товары, разработка предложений, нацеленных на совершенствование ассортимента и качества производимых товаров. Фирменные магазин должны являться образцовым предприятиями торговли. К сожалению, в нашей стране довольно большое количество всем специфическим требованиям пока не соответствуют.
1) Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: приказ министра торговли Респ. Беларусь, 29 дек. 2011 г., № 178 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2) О развитии фирменной торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 марта 1996 г. № 113: в ред. указов Президента Респ. Беларусь, 03.01.97 г. № 12, 15.09.98 г. № 448 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3) Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения) : приказ министра торговли Респ. Беларусь от 27.10.1998 г. № 138 ; с изм. и доп. от 2 окт. 2003 г., № 47 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 8/1006.
4) О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5) Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь, 2019: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2019. – 222 с.
6) Николаева, Т.П. Фирменная торговля производственных предприятий и ее значение в развитии потребительского рынка крупного города / Т.П. Николаева, Н. А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016 – № 2. – С.87-93.
7) Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская, Р.Н. Кольцова. – Минск, Вышейшая школа, 2009. – 370 с.
8) Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2011. – 411 c.
9) Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К°, 2015. – 456 с.
10) Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2015. – 336 с.
11) Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций / В.В. Квасникова. – Витебск: ВГТУ, 2016. – 400 с.
12) Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гаврилов. – Мн.: Новое знание, 2015. – 240 с.
13) Панкратов, Ф.Г. Организация и технология торговых процессов / .Ф.Г. Панкратов. – М.: Экономика, 2016. – 304 с.
14) Патров, В.В. Розничная торговля / В.В. Патров, М.Л. Пятов, В.А. Липатов – М.: Маркетинг, 2015. – 241 с.
15) Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2016. – 317 с.
16) Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Ф.П. Половцева. – М.: Инфра-М, 2000. – 247 с.
17) Широких, А.А. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс / А.А. Широких, М.К. Хвалей. – Минск: ИПД, 2017. – 263 с.
18) Пилипук, А. В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси [Электронный ресурс] / А. В. Пилипук; под ред. В. Г. Гусакова // Административно-управленческий портал. – 2019. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m499/2_3.htm.
19) Сайт ООО «Пуховичимясопродукт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gk-agroproduct.by.