ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы очевидна. Инфляция, как и безработица, занимает позиции серьезнейших макроэкономических проблем. Сама по себе инфляция – это сложное социально-экономическое явление, которое существует очень длительное время и оказывает влияние на все аспекты экономики внутри страны, и не только.
В процессе становления рыночной экономики, когда изменялись формы собственности, типы ценообразования, денежные системы, изменялись и причины, следствия и формы инфляции. И если на этапе становления рыночной экономик инфляция появлялась лишь в случае чрезвычайных ситуаций, то в последние десятилетия для многих стран инфляция приобрела хронический характер.
Инфляция представляет собой острую проблему современной экономики, которая оказывает влияние на все стороны развития жизни населения страны, в рамках которой случается инфляция.
Инфляция подобно стихийному бедствию разрушает на своем пути все: обесценивает результаты человеческого труда, уничтожает сбережения людей и юридических лиц, всячески препятствует росту инвестиций в экономику конкретной страны и росту экономики в целом.
Объектом исследования в работе является взаимосвязь инфляции и безработицы.
Предмет исследования – это безработица и инфляция в Республике Беларусь.
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный, аналитический, дедуктивный, индуктивный, синтеза и анализа.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить макроэкономическую нестабильность и макроэкономическую политику с учетом ожиданий.
Согласно поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- изучить причины и формы макроэкономической нестабильности;
- рассмотреть особенности проведения макроэкономической политики с учетом ожиданий;
-изучить специфику проведения стабилизационной политики в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1
ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Инфляция – процесс, который подразумевает обесценивание денег, когда происходит снижение их потребительской способности. В данном случае наблюдается дисбаланс спроса и предложения, когда происходит процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженное обесценивание денег, резкий скачек цен на товары и услуги и видимое снижение уровня жизни населения [10, с. 50].
Сам по себе процесс инфляции представляет собой очень сложный многофакторный процесс, который проявляется в денежной сфере. Не стоит также забывать, что корни возникновения инфляции вытекают из нарушений в экономической жизни государства.
Поэтому, опираясь на данное замечание, можно говорить о том, что инфляция подразумевает собой процесс нарушения требований закона денежного обращения, в результате которого наблюдается избыточный выпуск денег в обращение. В данной ситуации, как и было сказано выше, сразу наблюдается рост цен и обесценивание денег.
Тем не менее, не стоит говорить об инфляции, как о чисто денежном феномене, так как это очень сложное социально-экономическое явление.
Как правило, выделяют две причины появления инфляции:
- увеличение совокупного спроса;
- сокращение совокупного предложения [10, c. 58].
В связи с этим можно выделить инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса возникает в результате роста совокупного спроса. Такая инфляция представляет собой последствие увеличения денежной массы. Так, рост денежной массы ведет к росту уровня цен как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а вот в долгосрочном периоде реальный выпуск остается неизменным на своем естественном уровне.
То есть, предполагается, что скорость обращения денег практически не меняется, и темп инфляции равен разнице между темпами прироста денежной массы и реального выпуска.
Тогда из вышесказанного выпекает понятие «монетарного правила», суть которого в том, что для стабильности уровня цен в экономике правительство должно поддерживать темп прироста денежно массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ОЖИДАНИЙ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее существенным и достоверным показателем, который характеризует уровень инфляции, является индекс потребительских цен.
В Республике Беларусь расчет индекса потребительских цен производится на основании утвержденного постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь №56 от 2010 г. [3, с. 12].
При рассмотрении феномена инфляции в Республике Беларусь с того момента, когда начались экономические преобразования и переход инфляции из скрытой в открытую, в процессе ее становления отчетливо прослеживаются 7 периодов, которые имеют свои характеристики.
1) 1991-1994 гг. – период, когда наблюдалось снижение всех макроэкономических показателей, наблюдалась гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен;
2) 1995-1996 гг. – период, когда наблюдалась высокая инфляция, но наблюдалась тенденция снижения ее темпов, появилась положительная динамика ВВП, так, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8%;
3) 1997-1999 гг. – представляет собой новый виток в развитии инфляции и, в результате, ее всплеск в 1999 г.; период, когда наблюдались относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% в 1997 г. и 8,4% в 1999 г.;
4) 2000-2001 гг. характеризуется снижением темпов инфляции, можно было говорить про относительную стабилизацию с немного замедленными темпами социального и экономического развития; здесь уже наблюдался прирост ВВП в 2000 г. 5,8%, а в 2001 г. – 4,1%;
5) 2002-2009 гг. – этот период будет справедливо назвать межкризисным в становлении экономики Республики Беларусь, так как именно в течение его наблюдается стабилизация инфляции – тенденция ее постоянного снижения, только в 2007 г. имел место быть рост инфляции;
6) 2010-2012 гг. главная черта этого периода – это неопределенность;
7) 2013-2020 гг. – данный период характеризуется снижением уровня инфляции. Так, в 2015 инфляция составила 12%. Динамика инфляции по годам отражена на рисунке 2.1.
В августе 2016 г. в Республике Беларусь впервые за много лет была зафиксирована дефляция, которую обеспечило сезонное снижение цен на фрукты и овощи. С начала 2016 г. за январь-ноябрь инфляция выросла до 10%. Инфляция по прогнозным показателям за 2016 г. не должна превысить 12%. По итогам года инфляция не превысила прогнозных показателей и составила 10,6%.
ГЛАВА 3
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Стабилизационная политика Республики Беларусь
Очень важным моментом в процессе регулирования инфляции является проведение политики стабилизации, то есть антиинфляционной политики. А, как известно, управление инфляцией – это процесс очень сложный.
Стабилизационная политика включает в себя целый комплекс проведения макроэкономических мероприятий, суть которых состоит в стабилизации экономики на уровне полной занятости или потенциального выпуска. Цель ее состоит в том, чтобы сдерживать инфляцию при стабильном росте экономики, добиваясь при этом более высокого уровня занятости населения.
В качестве основных инструментов, которые используются стабилизационной политикой, можно выделить: фискальные и монетарные.
Стабилизационная политика может носить характер шоковой терапии – проводится быстро и жестко, когда правительство снижает госрасходы при высокой инфляции, а центральный банк – темпы роста денежной массы, что, в свою очередь, приводит к быстрому уменьшению уровня инфляции, резкому сокращению объемов производства и росту безработицы. Стабилизационная политика, которая пользуется методом градулизма, подразумевает постепенное и мягкое внедрение мер по регулированию инфляции. При высокой инфляции правительство постепенно снижает государственные расходы, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику, то есть уровень инфляции снижается постепенно, плавно сокращается объем производства и не наблюдается резкий рост безработицы.
Антиинфляционная политика делится на активную и адаптивную. Так, активная политика направлена на то, чтобы ликвидировать причины возникновения инфляции, а адаптивная больше направлена на приспособление к условиям инфляции и смягчение ее отрицательных последствий.
К Республике Беларусь применимы два случая, рассматриваемые антиинфляционной политикой.
Для первого случая характерно то, что в центре внимания находятся вопросы финансовой стабилизации, когда решается вопрос регулирования совокупного спроса, вводится система жестких финансовых ограничений и проводится денежная реформа.
При всем при этом есть возможность маневрировать между шоковой терапией и градуированием, когда стоит задача постепенного снижения темпов инфляции при недопущении снижения объемов выпуска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была рассмотрена тема макроэкономической нестабильности и макроэкономической политик с учетом ожиданий. В процессе изучения данной темы были рассмотрены причины и формы проявления макроэкономической нестабильности, а также были изучены особенности проведения макроэкономической политики с учетом ожиданий и специфика проведения стабилизационной политики в Республике Беларусь.
В результате изучения рассматриваемой темы были сделаны выводы.
Сегодня понятие «инфляция» – процесс, который подразумевает обесценивание денег, когда происходит снижение их потребительской способности.
Что касается закона Оукена во взаимосвязи безработицы и инфляции, то его стоит трактовать следующим образом: превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 п.п. приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на Р-е число процентов.
С момента начала экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой в открытую, в процессе ее становления отчетливо прослеживаются 7 периодов.
Что касается антиинфляционной политики, то правительство Республики Беларусь проводит жесткую денежно-кредитную политику, направленную на регулирование обменного курса национальной валюты и контроль эмиссии денег. В настоящее время приоритетной целью правительства Республики Беларусь объявлено доведение уровня инфляции до однозначной величины. В связи с этим осуществляется ряд мер монетарной, бюджетной, антимонопольной и ценовой политики.
Реализация мер по снижению уровня инфляции в Республики Беларусь предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур.
Согласно стратегии НГСУР-2030 в результате реализации намеченных планов, ожидается достижение следующих результатов:
1. увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77 лет;
2. рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5–2,0 раза;
3. увеличение производства ВВП на душу населения к 2030 году до 28–36 тыс. долл. США по ППС (против 17,6 в 2013 году);
4. повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5 процента от ВВП в 2030 году;
5. рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды – до 2-3 процентов к ВВП в 2030 году;
6. позиция Беларуси в Международном рейтинге по индексу экологической эффективности – не ниже 25.
1. Агапова, Е.А. Макроэкономика: Учебник / Е.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и сервис, 2016 – 446 с.
2. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. – М.: Инфра-М, 2016.
3. Бирюкова, О. Дневник успеваемости белорусской экономики /О. Бирюков // Белорусский рынок. – 2016. – №48. – С. 12-13.
4. Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 415 с.
5. Дашкевич, В. Видения светлого будущего / В. Дашкевич // Белорусский рынок. –2015. – №44. – С. 9.
6. Динамика, размер и прогноз ВВП Беларуси в графиках. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://banki24.by/.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2017.
8. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика / Р.К. Шакирова // Финансы и кредит. – 2015. – С. 22-35.
9. Инфляционные ожидания населения. Национальный банк Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/.
10. Макроэкономика / Н.И. Базылев [и др.] – М.: Инфра-М, 2016. – 190 с.
11. Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W210p0465
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Индексы потребительских цен Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://srrb.niks.by/info/program.pdf.
14. Петрунина, Ю.Ю. Экономика: Словарь по обществознанию / Под ред. Петруниной Ю.Ю. – Москва, 2016. – 515 с.
15. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. – 124 с.
16. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2015 – 672 с.
17. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 2016. – 447 с.
18. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2019 / Минск 2019. – 534 с.
19. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2015 – 592 с.
20. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р.Х. Франк. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 696 с.
21. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – 357 с.
22. Экономическая теория: Учебник / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2016. – 495 с.
23. Электронный портал myfin.by. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/info/inflyaciya.