Введение
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.1 Цели и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2016-2018 гг
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019-2020 гг
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является одним из самых мощных рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. Исторически это одна из первых форм экономического регулирования. Возможности денежно-кредитной политики проявились во время мирового экономического кризиса 30-х годов. Теоретические исследования подтвердили зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных. Таким образом, изменение количества денег в обращении может повлиять на процессы производства, обмена и потребления. Инфляция после Второй мировой войны была вызвана экспансионистской денежно-кредитной политикой при низких процентных ставках, а ограничительная политика выявила признаки сдерживания.
Последовательная и сбалансированная денежно-кредитная политика является наиболее важным аспектом управления экономикой, от которого во многом зависит устойчивое развитие экономической системы.
Теоретические и методологические исследования по содержанию, реализации государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики позволили выявить многие аспекты и разнообразие этих категорий. Их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики также разнообразны: финансовая политика, денежно-кредитная политика и т. д.
Денежно-кредитная политика является основным средством достижения баланса в экономической системе. Исходя из этого, необходимо отметить актуальность обсуждаемой темы, поскольку эта проблема считается очень важной для экономики Республики Беларусь. Поскольку реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов зависит главным образом от проведения денежно-кредитной политики центрального банка и эффективности его деятельности в целом.
Цель курсовой работы: выявить актуальное состояние денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики;
- рассмотреть проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен;
- рассмотреть цели и реализацию денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2016-2018 гг.;
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019-2020 гг.
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимает центральный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики [2, c. 83].
Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. Центральный банк является государственным органом и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения [3, c. 85].
Главная задача денежно-кредитной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Выделяют следующие цели денежно-кредитной политики:
- устойчивые темпы роста национального производства;
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса [1, c. 68].
Исторически сложилось, что за стабильность цен отвечает центральный банк. Это связано с возникновением права центральных банков на эмиссию денег в виде бумажных ассигнаций. Являясь эмитентом денег, центральный банк обязан обеспечить устойчивость их покупательской способности или, другими словами, низкую инфляцию.
Таким образом, за инфляцией как явлением всегда стоит рост предложения эмитируемой центральным банком национальной валюты.
Чтобы достичь целей по инфляции центральный банк использует одну из возможных стратегий (режимов) монетарной политики – совокупность правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики. Ключевой характеристикой режима монетарной политики, учитывая невозможность непосредственного влияния центрального банка на изменение цен, является выбор промежуточного целевого ориентира. Общим качеством промежуточного ориентира в любом выбранном центральным банком режиме монетарной политики является возможность центрального банка влиять на него своими инструментами, его прозрачность и понятность [3, c. 63].
Это необходимо потому, что взаимосвязь между инструментами денежно-кредитного регулирования и конечной целью монетарной политики сложна. Сигналы, посылаемые экономике через операции и инструменты центрального банка, проявляются на динамике общего уровня цен с лагом (запаздыванием).
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
Набор каналов, по которым денежно-кредитная политика влияет на реальные и номинальные экономические параметры, называется передаточным механизмом. Точнее, передаточный механизм может быть описан как влияние изменения денежной массы на совокупный выпуск, выраженный в ВВП. Изменения количества денег могут влиять на ВВП как напрямую, так и через различные показатели. Научное обоснование роли денег в стимулировании экономической активности представлено в теории монетаристов, которые напрямую связывают эти показатели. По их мнению, рост денежной массы влечет за собой увеличение совокупного выпуска. Вопрос остается в пропорциях отношений. Эти пропорции зависят от текущей экономической ситуации, а именно от работы конкретных каналов, по которым будет направляться денежный импульс для стимулирования экономической активности и роста ВВП [4, с. 103].
Почти невозможно назвать все каналы передаточного механизма. Тем не менее, наиболее распространенные каналы:
- кредитный;
- финансовый;
- валютный.
Кредитный канал работает следующим образом: рост денежной массы ведет к увеличению объема выданных кредитов, что стимулирует инвестиции и экономический рост. Подключение кредитного канала к передаточному механизму возможно посредством номинальной или реальной процентной ставки (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной). В этом случае можно говорить о функционировании процентного канала передаточного механизма. Денежный рост снижает процентную ставку, что приводит к инвестиционной активности и увеличению ВВП. Процентная ставка влияет на потребление и инвестиции, а затем на объем совокупного выпуска. Связь между процентной ставкой и потреблением изучается с точки зрения покупки товаров длительного пользования. Более низкие процентные ставки, более дешевый потребительский кредит стимулируют потребителей увеличивать расходы на товары длительного пользования, что приводит к соответствующему увеличению общего объема производства.
Финансовый канал демонстрирует участие финансового рынка в передаточном механизме. Расширение денежной массы, приводящее к росту цен на акции, приводит к увеличению стоимости финансовых активов, принадлежащих потребителям, и, как следствие, к увеличению объема средств, полученных в течение жизни, что стимулирует потребление. Кроме того, с ростом цен на финансовые активы и снижением вероятности финансовых шоков расходы на товары длительного пользования увеличиваются, что, несомненно, ведет к экономическому росту.
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.1 Цели и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2016-2018 гг.
Основными направлениями денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, в соответствии с действующей редакцией Банковского кодекса, являются правовые основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Они содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты государственной денежно-кредитной политики, а также предусматривают реализацию комплекса мер и механизмов регулирования и контроля.
Кроме того, качественная структура основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на будущий год учитывает необходимость согласованной реализации денежно-кредитных и общеэкономических целей и поэтому дополнительно включает в себя: краткое описание состояния экономики Республики Беларусь и важнейшие параметры для прогнозирования ее социально-экономического развития на следующий год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса.
Соответственно, основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются и реализуются Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь.
В то же время их ключевым аспектом является деятельность Национального банка Беларуси, который в принципе выполняет традиционные функции центрального банка. Их реализация основана на использовании набора инструментов, базовая функциональная структура которого может быть представлена в виде набора взаимосвязанных операционных, нормативных и организационных элементов.
Этап реализации мер денежно-кредитной политики в течение года с учетом реальных экономических и монетарных тенденций осуществляется с использованием набора монетарных инструментов (в частности, проведение денежных операций; применение стандартов, регулирующих банковский сектор и платежную систему; принятие организационных мер в денежной сфере) и представляет собой конечный результат многоэтапной и скоординированной технологии функционирования системы денежно-кредитного регулирования в рамках общей системы экономического регулирования Беларуси.
Исходя из того, что денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования, представим схему данной стратегии (Приложение Б). В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точным, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика традиционно считается важнейшим направлением экономической политики государства и должна соответствовать основным долгосрочным целям макроэкономического развития страны. Реализатором денежно-кредитной политики является центральный банк. Конечная (основная) цель денежно-кредитной политики должна в максимальной степени соответствовать общественным интересам, то есть интересам как можно большего числа экономических субъектов. Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей.
Методы денежно-кредитной политики подразделяются на административные и рыночные. Метод прямого контроля (административный) заключается в административном контроле за деятельностью банков и направлен на регулирование их способности предоставлять кредиты или инвестировать в ценные бумаги, на ограничение процентных ставок. Рыночный (косвенный) метод влияет на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов.
Передаточный механизм денежно-кредитной политики – это система каналов, по которым она может влиять на реальные и номинальные экономические параметры. Выделяют три канала передаточного механизма: валютный, кредитный, финансовый. В целях оценки реализации денежно-кредитной политики может использоваться модель IS-LM, которая отвечает на вопрос какой параметр необходимо изменить – предложение денег или ставку процента.
Ежегодно разрабатываются Национальным банком и утверждаются Президентом основные направления основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, где более утончённо представлена цель, инструменты и целевые показатели денежно-кредитной политики. Основными целевыми показателями эффективности денежно-кредитной политики выступают: прирост средней широкой массы, индекс потребительских цен, международные валютные резервы. Почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2016 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 5 % против планового 15-20 %. В 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %.
Денежно-кредитная политика на 2020 год будет направлена на стабилизацию инфляции на уровне не более 5 %. Также продолжится работа по обеспечению финансовой стабильности, развитию финансовых услуг и инфраструктуры финансового рынка. Планируется, что прирост средней широкой массы составит 8-11 %, а золотовалютные резервы составят не менее 7,2 млрд. долл. США.
1 Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 480 с.
2 Селищев, А. С. Деньги. Кредит. Банки : учебник / А.С. Селищев. — 2-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 303 с.
3 Деньги. Кредит. Банки / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус. 2016. – 329 с.
4 Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / А.С. Нешитой. — 4-е, изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 640 с.
5 Калечиц, С. В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2016 г. И задачи банковской системы по их реализации в 2017 г. // Банковский вестник. – 2017. - №1. – С. 3-9.
6 Калечиц, С. В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2017 г. И задачи банковской системы по их реализации в 2018 г. // Банковский вестник. – 2018. - №1. – С. 3-9.
7 Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год // Банковский вестник. – 2019. - №1. – С. 3-8.
8 Румянцева, О. И. Денежно-кредитная политика в транзитивной экономике: синергетический подход : монография / О. И. Румянцева. — Минск : Мисанта, 2013. — 223 с.
9 Румянцева, О. И. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь: теория, методология, стратегия : монография / О. И. Румянцева. — Минск : Мисанта, 2014. — 251 с.
10 Волков, И.И. Макроэкономический анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства : монография / И.И. Волков. — Москва : Креативная экономика, 2017. — 264 с.
11 Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
12 Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
13 Деньги как опережающий индикатор инфляции в Беларуси и их роль в монетарной политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.get-belarus.de/wordpress/wp-content/uploads/2015/10/PS_01_2015_ru.pdf.
14 Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. — Минск: Изд-во МИУ, 2014. — 266 с.
15 Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
16 Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
17 Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
18 Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
19 Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.