ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНОГО СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность государства и противодействие коррупции, наряду с иными мерами, обеспечиваются также правильным применением уголовного закона при квалификации коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов и органов пограничной службы при осуществлении контрольных функций на Государственной границе Республики Беларусь.
Вместе с тем в следственной и судебной практике нередки ошибки, обусловленные сложностью юридической оценки таких преступных деяний. Одним из актуальных и проблемных вопросов уголовно-правовой квалификации остается определение последствий коррупционных должностных преступлений, в частности, объема и размера причиняемого ими имущественного ущерба.
Объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных уклонением от уплаты таможенных платежей.
Предметом изучения выступают Таможенный Кодекс, Конституция, Уголовный Кодекс Республики Беларусь, а также юридическая литература, изданная в рамках темы курсовой работы.
Целью данной работы является выработка научно обоснованных правил квалификации коррупционных деяний, совершаемых сотрудниками таможенных органов и военнослужащими органов пограничной службы при выполнении контрольных функций на границе, на основе действующего уголовного и таможенного законодательства Республики Беларусь.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи: исследовать общественно опасные последствия как признак объективной стороны коррупционных преступлений против интересов службы и воинских преступлений; с учетом бланкетного характера этих уголовно-правовых норм проанализировать нормы таможенного законодательства, устанавливающие порядок уплаты таможенных платежей; выработать влияющие на уголовно-правовую квалификацию правила установления объема и размера имущественного вреда как последствия названных преступлений.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНОГО СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Должностные преступления на границе обычно проявляются как помощь другим людям в уклонении от уплаты таможенных пошлин, что наносит ущерб государственному бюджету. Поэтому в первую очередь необходимо сосредоточиться на анализе последствий уклонения от уплаты таможенных пошлин. В последние годы уголовная прокуратура и суды по-разному трактуют содержание и степень ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов. В настоящее время соответствующие органы: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь-разрабатывают единый подход к формированию правоприменительной практики.
На межведомственном совещании в марте 2009 г. было принято согласованное решение: в отношении товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства и вовлеченных в экономический оборот на территории Республики Беларусь, ущерб определяется как сумма неуплаченных или неполно уплаченных таможенных пошлин и/или налогов, подлежавших уплате в бюджет. При этом в размер ущерба не включаются стоимость ввезенных товаров, за которые плательщиком не были уплачены или уплачены неполно таможенные платежи и/или налоги, а также таможенные сборы, пени (проценты) за несвоевременное исполнение налогового обязательства (письмо Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 25.03.2009 г. № 4201-07д-158 «Об исчислении ущерба, причиненного в результате совершения таможенных преступлений») [1].
Аналогичное положение содержится и в Указании Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 16.02.2010 г. № 13 «Об исчислении ущерба по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь», которое было согласовано с руководителями названных правоохранительных органов. Следует обратить внимание на то, что в названных документах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь говорится об исчислении размера ущерба применительно к такому самостоятельному преступлению против порядка осуществления экономической деятельности (глава 25 УК), как уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК).
ГЛАВА 2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В Конституции Республики Беларусь закреплено, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ст. 13). Одним из преступлений против порядка осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь является уклонение от уплаты таможенных платежей, ответственность за которое предусмотрена ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).
При анализе состава данного преступления особого внимания заслуживает объективная сторона, характеризующаяся совершением деяния в форме как действия, так и бездействия лица. Бездействие выражается в невыполнении обязанности по уплате таможенных платежей в установленный срок. Действием признается заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, заведомо недостоверных сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера [7].
Важным признаком объективной стороны является совершение преступления в крупном размере, что в соответствии с примечанием к ст. 231 УК является уклонением, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. По ч. 2 ст. 231 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления, объективная сторона которого выражена тем же деянием, совершенным повторно или группой лиц по предварительному сговору. Обязанность уплаты таможенных платежей должна быть точно установлена на основании требований таможенного законодательства. Несмотря на общие требования к уплате таможенных пошлин, бывают случаи, когда такие платежи не производятся.
ГЛАВА 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Одной из актуальных проблем правоприменительной практики и науки уголовного права сегодня является решение проблемы правильного разграничения контрабанды от уклонения от уплаты таможенных пошлин. Проблема в том, что контрабанда имеет много общих черт с уклонением от уплаты таможенных пошлин: она может быть достигнута путем обманного использования документов или средств идентификации или в связи с не декларированными или явно ненадежными заявлениями и т. д. В то же время уклонение от уплаты таможенных платежей может быть достигнуто путем предоставления недостоверных сведений в документах, содержащих недостоверные документы, влияющие на размер таможенных платежей.
Другими словами, эти преступления могут быть совершены аналогичным образом, поэтому возникает вопрос о разработке соответствующих критериев для их разграничения. Представим, что в минском аэропорту задержан гражданин, который пытался контрабандой вывезти из Китая норковую шубу. В таможенной декларации он сказал, что пальто – это шарф, сделанный из ткани, мехового шарфа, пальто и куртки на синтепоне. При проверке продукт представляет собой совершенно другой тип. Стоимость таких товаров в две тысячи раз превышает базовую стоимость. Что касается вопроса о квалификации такого поведения, существует разумный вопрос о том, является ли этот акт контрабандой или уклонением от уплаты таможенных пошлин. В доктрине уголовного права и правоприменительной практики в этой области существует несколько суждений, все из которых противоречат друг другу, а ясность критериев не отличается [11, с. 40].
1. Первая позиция заключается в том, что если лицо одновременно уклоняется от уплаты таможенных пошлин и перемещает товары или иные предметы через таможенную границу, за исключением случаев таможенного контроля или сокрытия его, либо с использованием мошеннических документов или средств таможенной идентификации, либо с не декларированием или ложным декларированием, то его действия должны соответствовать всем правонарушениям, а именно, как контрабанда (ст. 228 УК) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует необходимость совершенствования методов борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей. Решить данную задачу возможно путем проведения профилактических мероприятий, а также путем совершенствования уголовного законодательства. Профилактические мероприятия необходимо реализовывать посредством использования средств массовой информации и развития связей с общественностью. Профилактикой в сфере таможенных преступлений может стать также приведение законодательства в такое состояние, когда неуплата таможенных платежей становится экономически невыгодной по сравнению с санкциями за эти преступления.
Кроме того, следует отметить, что профилактические мероприятия должны включать проведение информационно-просветительской работы с участниками, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, формирование у них правовой культуры, а также обеспечение широкого информирования общественности о результатах деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. В части совершенствования уголовного законодательства следует отметить, что определенные проблемы в правоприменении вызывают краткость нормы, а также ее бланкетность.
В целях повышения эффективности борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей предлагается внести изменения в диспозицию ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь, касающихся конкретизации юридических признаков предмета данного преступления, под которым предлагается понимать не все таможенные платежи, а только подлежащие взиманию за товары и транспортные средства, перемещаемые через белорусский участок таможенной границы Евразийского экономического союза.
1. Конституция Республики Беларусь1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.) // Мн.: Амалфея. 2005.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9.07.1999г. №275-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№76. -Ст.2/50.
3. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6.01.1998г. №133-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1998. -№10-12. -Ст.104.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: 1 января 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
5. Чепик, А. А. Таможенное право: учеб. пособие / А. А. Чепик. - Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2018. - 349 с.
6. Официальный сайт МВД Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/ru/page/statistika/stats. - Дата доступа: 29.11.2019.
7. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/.
8. Сиротский А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Республики Беларусь / Под ред. В.А. Гошина. - Мн.: ООО «Амалфея», 2003. - 480с.
9. Усманов А.И. Незаконное перемещени // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 2004. - № 8. - С. 48-59.
10. Лукашов А.И. Ответственность за уклонение от уплаты платежей // Юстыцыя Беларусi. - 2003. - №3. - С.23-25.
11. Калинкович В. Некоторые вопросы уголовной ответственности за преступления против порядка осуществления экономической деятельности // Судебный вестник. - 2001. - №2. - С.39-40.
12. Аброскин, А.Э., Петровский, К.Г. Таможня без проблем: актуальные вопросы таможенного законодательства, Мн., изд. Гревцова, 2006. – 432 c.
13. Аброскин, А.Э. Таможенные платежи: актуальные вопросы при планировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности, РУП «Белтаможсервис», 2008. – 760 с.
14. Шматков, И.И. Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть. Практическое пособие. Мн., 2006. – 874 с.
15. Дрозд, Л.В., Бубинский, Н.А., Романова, М.Е. и др. Таможенный кодекс Таможенного союза с комментариями. - Мн.: Регистр, 2010.- 644 с.
16. Дубик, И.И. Таможенная служба: основы деятельности: учебно-метод. пособие / И.И. Дубик и др. – Минск: Амафея,2012. – 460 с.