ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНУЛЬТИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД В СИТУАЦИЯХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
1.1 Основные подходы к изучению внутриличностных конфликтов в профессиональном становлении будущих специалистов
1.2 Особенности психологического консультирования будущих специалистов в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНУЛЬТИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД В СИТУАЦИЯХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Оценка эффективности программы психологического консультирования в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ курсовой работы Фамилия, И.О.
«Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления»
Объем работы 33 с., в том числе 3рис., 1 табл., 25 наим. лит., 1 прил.
Ключевые слова: профессиональное консультирование, внутриличностный конфликт, профессиональное становление, курсанты, слушатели, образовательное учреждение МВД
Цель работы: выявить особенности психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления.
Объектом исследования является: личность курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД.
Предметом исследования является: психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления.
Методы исследования: методы теоретического анализа литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
Полученные результаты: выявлены особенности внутриличностных конфликтов у курантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД; разработана и апробирована программа психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления.
Область применения: профориентация; полученные в процессе исследования результаты и разработки могут быть использованы психологом в процессе психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что происходящие в нашей стране социально-экономические трансформации оказывают значительное влияние на возрастание требований, предъявляемых социумом к профессионалу правоохранительных органов. В качестве индикатора имеющегося неблагополучия профессионального становления сотрудников МВД России выступают факты увольнения молодых сотрудников из органов внутренних дел, недостаточная укомплектованность ведущих служб, отчисления из образовательных учреждений и т.п.
В настоящее время в правоохранительной системе на первый план выдвигаются вопросы кадровой политики, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки специалистов на этапе обучения в ведомственных вузах. Наблюдается повышенное внимание к организации и совершенствованию психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и профессионализации личности будущих специалистов органов внутренних дел. При этом одной из главных задач профессиональной подготовки курсантов является формирование у них таких личностных качеств, которые позволяют сотруднику ОВД успешно выполнять служебные обязанности в повседневных и экстремальных условиях профессиональной деятельности, а также справляться с кризисными ситуациями жизнедеятельности. Это ориентирует на широкое использование продуктивных моделей оказания психологической помощи курсантам и слушателям при различных затруднениях в профессиональном становлении, в том числе на основе технологий психологического консультирования.
Психоконсультативная деятельность как вид психологической помощи представляет собой важнейшую форму психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях МВД, т.к. является средством совершенствования личностных и социально-психологических характеристик специалиста и коллективов.
Проблемой психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления занимались Л.И. Анцыферова, Н.Р. Битянова, В.Л. Васильев, Е.А. Климов, Г.С. Никифоров, В.Д. Шадриков, А.В. Щербина и др.
Юридические психологи затрагивали вопросы профессиональной ориентации, психологического отбора и адаптации молодых сотрудников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНУЛЬТИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД В СИТУАЦИЯХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
1.1 Основные подходы к изучению внутриличностных конфликтов в профессиональном становлении будущих специалистов
В настоящее время нет единого определения внутриличностного конфликта. Так, Ф.Е. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (таких, как стресс, фрустрация, кризис). Сторонами конфликта являются два внутренних побуждения, которые в сознании отражаются как самостоятельные ценности. Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми субъект руководствовался в жизни. Этот конфликт протекает в форме ценностного переживания [7, с. 216].
К.А. Абульханова рассматривает проблему самовыражения и самореализации личности как зависимую от сформированности у человека образа «Я». Самовыражение связано с образом своего «я», с самопознанием своих способностей, с соотнесением их со своими потребностями. Возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности «образа я» (с точки зрения целостности), так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать всю совокупность внешних условий самореализации. Нереализованность «Я» человека приводит к таким явлениям, как феномен «больного» самолюбия, и комплекс неполноценности (в сфере личной жизни), и неадекватность самооценки (пониженный уровень притязаний) [2, с. 105].
Внутриличностный конфликт характеризуется нарушением равновесия, затруднением видов деятельности, проекцией психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими. Внутриличностные противоречия, всё более сложные, а также их разрешение, являются неотъемлемой частью развития и становления личности. После детского возраста основной сферой возникновения противоречий становится самосознание личности [8, с. 5].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНУЛЬТИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД В СИТУАЦИЯХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». Выборку исследования составили 20 курсантов и слушателей в возрасте от 20 до 23 лет.
Цель исследования: разработать и апробировать программу психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Определить уровень внутренней конфликтности у курсантов и слушателей.
2. Выявить наличие внутриличностных конфликтов у курантов и слушателей.
3. Разработать и апробировать программу психологического консультирования курсантов и слушателей, имеющих внутриличностный конфликт профессионального становления.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование является эффективным средством в ситуациях внутриличностного конфликта в профессиональном становлении.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Назначение методики: выявление характеристик самоотношения. Методика включает 8 шкал, отражающих самоотношение испытуемого. Мы выбрали шкалу внутренней конфликтности для измерения уровня внутриличностной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования показали:
1. Рассмотрены основные подходы к изучению внутриличностных конфликтов в профессиональном становлении будущих специалистов. Профессиональное становление личности сопровождается внутриличностными конфликтами, а их спецификой на стадии обучения является обострение внутренних противоречий, вызванных взаимодействием личности и профессии, которые детерминируются внешними и внутренними причинами. Ситуация, в которой оказывает курсант, связана с достаточно резким, хотя и осознанным переходом от гражданской жизни к новым условиям строгой регламентации всей жизнедеятельности. Это неизбежно порождает целый ряд противоречий внутриличностного и межличностного характера. Повышенная внутренняя конфликтность курсантов высших образовательных учреждений МВД находит свое проявление во внутриличностных конфликтах профессионального становления, дезадаптации личности, снижении активности в обучении и профессиональном самосовершенствовании.
2. Определены особенности психологического консультирования будущих специалистов МВД в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления. Психологическое консультирование курсантов и слушателей образовательных организаций МВД имеет свои социально-психологические особенности, связанные с ведомственной спецификой. Основная цель консультирования заключается в обеспечении полноценного психического и личностного развития курсантов в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями в условиях особой коммуникативной среды вуза и особенностей образовательного процесса. Консультирование предполагает такую тактику поведения консультанта, когда курсант делает самостоятельный вывод о порядке действий по разрешению противоречия, происходит обучение новому поведению, развитию личности и ответственности. Трансконцептуальный подход, активно разрабатывающийся в настоящее время, предполагает интеграцию наиболее эффективных сторон разных теоретических школ и психологических практик, выработку гибкой и последовательной позиции психолога, собственной объяснительной и коррекционной системы.
1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 475 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991.– 302 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Академия, 2005. – 551 с.
4. Арпентьева, М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика психологической безопасности / М.Р. Арпентьева // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 1(76). – С. 128-136.
5. Баклановский, С.В. Опыт использования психологического консультирования курсантов военных вузов в конфликтных ситуациях / С.В. Баклановский, Е.О. Русина // Вестник Российского нового ун-та. – 2017. – № 1. – С. 27-32.
6. Басина, Т.А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации / Т.А. Басина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 1(68). – С 18-21.
7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 246 с.
8. Горнякова, М. В. Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности // Вестник КГПУ – 2017. – № 2 (40). – С 160-164.
9. Грешнев, Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Д.В. Грешенев. – Тамбов, 2002. – 19 с.
10. Грозная, Т.А. Кризисные ситуации жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в проективных методиках / Т.А. Грозная // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2011. – № 2. – С. 20-27.
11. Дикова, В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста / В.В. Дикова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016 . – № 2. – С. 24-27.
12. Мальцева, Т.В. Особенности психологического консультирования в высших образовательных учреждениях МВД России / Т.В. Мальцева // Коченовские чтения. – 2012. – С. 15-19.
13. Мальцева, Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.06 / Т.В. Мальцева. – Москва, 2004. – 20 с.
14. Набатникова, Л.П. Формирование у студентов мотивации преодоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования / Л.П. Набатникова // Мотивация в современном мире: мат-лы междунар. науч. -практ. конф . – М., 2011. – С 205-208.
15. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
16. Олифирович, Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н.И. Олифирович. – М.: Просвещение, 2005. – 264 с.
17. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. – М.: Смысл, 1993. – 32 с.
18. Петров, В.Е. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел: монография / В.Е. Петров, Т.В. Мальцева. – Домодедово, 2013. – 168 с.
19. Поздняков, В.М. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении / В.М. Поздняков, И.Е. Реуцкая. – М , 2005. – 245 с
20. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Питер, 2001. – 350 с.
21. Середкин, Н.А. Готовность курсантов военного вуза к решению тактических задач / Н.А. Середкин // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 2. – С. 154-159.
22. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири // Методы психологической диагностики / Л.Н. Собчик. – М., 1990. – С. 73-79.
23. Ульянина, О.А. Психологическое консультирование в деятельности психологов образовательных организаций МВД России / О.А Ульянина. – 2017. – № 4. – С. 67-71.
24. Юпитов, А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе / А.В. Юпитов // Вопросы психологии. – 1995. – № 4. – С. 50-55.
25. Юрлов Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.Н. Юрлов. – М., 1996. – 19 с.