ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СБЫТА ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ
2.1 ВИДЫ И СУЩНОСТЬ ПОСРЕДНИКОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОСРЕДНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3 РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.2 АНАЛИЗ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития Республики Беларусь, обеспечение стабильной работы организаций по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности. Направленность деятельности любого производственной организации стала более разносторонней и сложной в виду огромного разнообразия товаров и желаний покупателя. В рыночной экономике выживают те организации, чья продукция работы, услуги находят сбыт.
Определяющим фактором функционирования рынка является коммерческая деятельность. Это неотъемлемое условие рыночного хозяйствования. Потенциальные возможности коммерческой деятельности с переходом к рыночной экономике приобретают все большее значение.
Исследование основных форм и методов сбытовой деятельности направлено на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми пользуются конкуренты. Чтобы служба сбыта правильно функционировала, необходимо построить систему сбора информации, проведения исследований рынка, организации рекламы, сбытовых операций и обслуживания, чтобы обеспечить максимум результатов.
Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что организациям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли сбыта. Продукция или услуга, произведенная организацией, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого производственной организации – идеальным образом совместить желания клиентов и собственные возможности. В этом случае у нее будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги.
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СБЫТА ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и роль сбыта продукции на предприятии
Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег, во-вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в-третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг. Термин «коммерция» ближе к третьему понятию торговли – деятельности, связанной с осуществлением купли-продажи [4, с. 5].
Важным этапом коммерческой деятельности является сбыт товаров. Под сбытом понимается продажа организацией, изготовленных ей товаров для последующей перепродажи торговым организациям. Сбыт имеет целью продать товар, возместить собственные затраты и в результате получить определенную прибыль.
Первым этапом сбытовой деятельности является продажа товара производственной организацией не для собственного (т.е. не для внутреннего) потребления. В ее основе лежит разработка производственно-сбытовой программы, базирующаяся на изучении спроса конечных потребителей и организации системы закупок и заказов. Она должна быть скоординирована с деятельностью оптовых и розничных покупателей производимых товаров. Сбытовой процесс доведения товара от производителя до конечного потребителя представляет собой сочетание коммерческой деятельности с торгово-технологической.
Сбыт товаров – это система коммерческих мероприятий по реализации произведенных товаров и доведению их до покупателя. Сбыт осуществляется в форме поставки товара. Поставкой называется переход в соответствии с договорными обязательствами права собственности от производителя или сбытового предприятия к покупателю. Она происходит в виде рыночного обмена товара на деньги покупателя. Поставка может иметь форму непосредственной передачи товара в руки покупателя или доставки транспортом в место, указанное покупателем. Она является заключительным этапом выполнения договора купли-продажи, что, однако, не исключает возможности дальнейшей перепродажи товара [3, с. 128].
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ
2.1 Виды и сущность посредников в коммерческой деятельности
В силу сложившейся специфики экономической ситуации в республике внедрение маркетинга связано с некоторыми трудностями. Главной задачей на данном этапе в условиях недостаточности инвестиционных средств является сохранение существующего накопленного потенциала и его эффективное использование. Целесообразным является ориентация на производство рентабельных видов продукции и продвижении ее по оптимально выгодным каналам сбыта.
Выбор каналов сбыта товаров является сложным маркетинговым решением, поскольку они самым непосредственным образом влияют на эффективность реализации концепции маркетинга на предприятии.
Деятельность каналов сбыта характеризуется собственными функциями, условиями и ограничениями. В маркетинге каналы сбыта выполняю разнообразные функции:
– распределение и сбыт произведенной продукции;
– закупка требуемых для производственного процесса сырья и материалов;
– маркетинговые исследования, в частности, исследования рынка и запросов потребителей, а также сбор соответствующей информации;
– установление непосредственных контактов с потребителями и конечными покупателями товаров, проведение переговоров;
– коммерческую работу по подготовке и заключению контрактов купли-продажи и контроля за их качественным исполнением; осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, распродаж, выставочной работы и т.д.;
– участие и помощь в планировании товарного ассортимента;
– вспомогательные виды работ по доведению товара до необходимого уровня требований потребителей конкретного рынка; финансирование издержек по функционированию канала товародвижения и сбытовых операций; работу по обслуживанию проданных товаров.
3 РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский мясокомбинат»
ОАО «Минский мясокомбинат» – крупнейший производитель мясоперерабатывающей отрасли. В 2016 году отметил свой 60-ти летний юбилей.
Основной задачей предприятия «Минский мясокомбинат» является обеспечение торговых предприятий г. Минска мясными продуктами расширенного ассортимента и гарантированного качества.
В соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета от 19.08.2004 г № 1735 к УП «Минский мясокомбинат» присоединен сельскохозяйственный кооператив «Даниловичи» с критическим уровнем экономики, на базе имущества которого создан филиал «ММК-АГРО». Согласно передаточному акту кредиторская задолженность филиала составляла 2108 млн. рублей, убыток отчетного периода 29 млн. рублей.
Минский мясокомбинат предлагает потребителям достаточно широкий ассортимент мясной продукции, включающей в себя вареные, полукопченые и твердокопченые колбасы, субпродуктовые изделия, сосиски, сардельки, деликатесные копчености из свинины и говядины, мясные полуфабрикаты. Цех первичной переработки скота выпускает: говядину, свинину, конину, субпродукты 1 и 2 категорий, жиры (топленый, пищевой, костный, кормовой), сухие корма, альбумин, шкуры говяжьи и свиные, эндокринно-ферментное и специальное сырье, поделочную кость. Основной задачей предприятия «Минский мясокомбинат» является обеспечение торговых предприятий г. Минска мясными продуктами расширенного ассортимента и гарантированного качества. На протяжении последних лет фонды на поставку мясной продукции отоваривались своевременно и в полном объеме. На экспорт мясокомбинат отгружает субпродукты, кожевенное сырье, поделочную кость, эпителий. Всего на предприятии производится 600 видов пищевой продукции, в том числе: колбасных изделий – 375, мясных полуфабрикатов – 224. В зависимости от технологии производства и используемого сырья колбасные изделия подразделяются на вареные, сосиски и сардельки, полукопченые, твердокопченые, копчености.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всесторонне проведенный анализ коммерческой деятельности по сбыту товаров, как в теоретическом аспекте, так и в анализируемой организации позволяет сделать следующие выводы.
Коммерческая деятельность по сбыту продукции в организации многогранна: она начинается с координации интересов организации-изготовителя с требованиями рынка, включает в себя планирование ассортимента и сбыта продукции, формирование портфеля заказов, сбытовой политики организации, разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции, приёмку её от цехов-изготовителей, подготовку продукции к отгрузке, т.е. упаковку, маркировку, комплектование по грузополучателям, оформление документов, связанных с отгрузкой, контроль за выполнением заказов покупателей и платёжеспособностью клиентов.
Заключительной частью коммерческой деятельности по сбыту продукции является оперативно-сбытовая работа.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Минский мясокомбинат».
Нами была изучена сбытовая деятельность ОАО «Минский мясокомбинат».
На основе полученной и изученной информации сделан вывод о том, что ОАО «Минский мясокомбинат» – стабильно функционирующее и развивающееся предприятие, основными видами продукции которого являются:
– колбасные изделия;
– копчености;
– мясные полуфабрикаты;
– сосиски, сардельки, шпикачки;
– субпродуктовые изделия.
1 Акулич, Е. Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Беларусь / Е. Акулич // Маркетинг, реклама, сбыт. – 2017. – №4. – С.57-66.
2 Астраханцев, С.В. Повышение эффективности управления сбытовой политикой предприятия / С.В. Астраханцев // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2016. – №3. – С .32-36
3 Беляевский, И.К. Коммерческая деятельность: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
4 Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учеб. / Р. И. Бунеева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2009. – 365 с.
5 Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – №6. – С. 57-68.
6 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С.Н.Виноградова. – Минск.: Высшая школа, 2012. – 297 с.
7 Головчанская, Е.Э. Маркетинг: учеб. пособие / Е. Э. Головчанская. – Волгоград: ВГЭТК, 2006.
8 Гродский, А.А. Сбытовая политика: вопросы эффективности / А.А.Гродский // Маркетинг, реклама, сбыт. – №3 – 2016. – С. 12-18.
9 Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П.Дашков, В. К. Памбухчиняц. – М.: Инфра-М, 2010. – 596 с.
10 Дейян, А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. / А.Дейян, А. Троадек. – М.: Прогресс, 2015. – 189 с.
11 Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – 2-е изд. стереотип. – М.: Новое знание, 2014. – 512 с.
12 Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович, Л. Г. Сивчик, Г. В. Толкач, И. В. Щитникова. // под ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2013. – 576 с.
13 Козлов, В. К. Коммерческая деятельность предприятия / В.К. Козлов, С. А. Уваров. – СПб.: Политехника, 2011. – 457c
14 Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др. - СПб.: Политехника, 2010. – 322 с.
15 Коммерческая деятельность: практикум: учебное пособие / С.И.Башаримова, М. В. Дасько. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2015. – 335 с.
16 Коммерческая деятельность: учебник / В. В. Березенков [и др.]. – М.: Атри, 2016. – 405 с.
17 Короткова, Т. Л. Коммерческая деятельность: учебник / Т.Л.Короткова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 414 с.
18 Коммерция и технология торговли: учебник / Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. – М: 2010. – 430 с.
19 Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г.Панкратов, Н. Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 500 с.
20 Половцева, Ф. Коммерческая деятельность: методический и организационный ас¬пекты / Ф. Половцева // Маркетинг. – 2011. – №3. – С. 98-102.
21 Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность. / Ф. П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 248с.
22 Ромина, А. Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / А.Г.Ромина. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 316 с.
23 Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – Минск: Выш. Школа, 2010. – 520 с.
24 Синецкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности: учебник / Б.И.Синецкий. – М.: Юрист, 2010. – 659 с.