Введение
Глава 1 Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
Глава 2 Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
Глава 3 Перспективы развития предпринимательства в Республике
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста. Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.
Составляющей частью экономики Республики Беларусь считается предпринимательский сектор. Он стал активно развиваться в начале 90-х гг., и это содействовало насыщению внутреннего рынка продукции и услугами, росту экспортного потенциала страны, росту занятости населения. Предпринимательский сектор стал основой дополнительных доходных поступлений для бюджета государства. На основании данного сектора развивалась конкуренция, и формировались рыночные отношения.
Тема проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на сегодняшний день весьма актуальна, так как в данный период рыночной экономики особенное значение получает становление малого предпринимательства. Непосредственно малые и средние предприятия (МСП), которые не требуют больших исходных инвестиций и которые гарантируют большую скорость оборота ресурсов, которые могут наиболее быстро и безубыточно решать вопросы реструктуризации экономики, образования и насыщения рынка потребительских товаров в обстановках дестабилизации экономики и ограниченности экономических ресурсов.
Глава 1
Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
В традиционной экономической литературе в трактовке предпринимательства и условий его развития существуют некая последовательность и преемственность. В. Зомбарт понятие «предприятие» трактовал как «...всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненных одной воле» [11, с. 45]. Сущность и феномен предпринимательства он рассматривает преимущественно с исторической точки зрения.
Выделяет шесть типов предпринимателей: разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники. В. Зомбарт предлагал свою версию первичной сущности предпринимательства: жажда золота, денег и наживы, которая постепенно, но часто и внезапно охватывает значительную часть общества.
А. Маршалл к классу предпринимателей относил менеджеров в достаточно широком понимании этого слова. Он делил предпринимателей на две категории: «тех, кто открывает новые и улучшенные методы хозяйствования, и тех, кто следует проторенными путями» [12, с. 6]. Тем не менее предприниматель А. Маршалл действует преимущественно в рамках обычного воспроизводственного кругооборота, и характер его деятельности, как правило, меняется лишь в связи с расширением масштабов производства на предприятии. Кроме того, он выделял предпринимателей, которые работают с заемным капиталом. Деятельность представителей этой группы значительно более напряженная и, очевидно, эффективнее, чем у тех, кто не прибегает к кредитам.
Глава 2
Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
Развитие предпринимательства в Беларуси за минувшие годы стало одним из самых важных направлений экономического развития. Если до середины 2000-х гг. государство чрезвычайно скептически относилось к частному бизнесу, то ближе к концу десятилетия, когда белорусская экономика оказалась под давлением ухудшающейся внешней конъюнктуры, а ее адаптация к новым условиям работы происходила не так чтобы очень быстро, ставка была предусмотрена на дополнительное стимулирование частной инициативы. Первая половина 2010-х гг. стала в определенном смысле прорывной в отношениях государства и бизнеса. Органы власти на республиканском и местном уровне стремились к либерализации законодательства и упрощению условий ведения предпринимательской деятельности. Главный пример – Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [14]. И хотя, по мнению экспертов, далеко не все направления директивы были реализованы, несомненно то, что она положила начало устойчивому диалогу между госслужащими и деловыми кругами.
Глава 3
Перспективы развития предпринимательства в республике
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг. направлена на решение задач по раскрепощению деловой инициативы и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.
Меры по поддержке МСП включены в проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. – основной стратегии развития страны. В ней содержится раздел, посвященный МСП, и ставится задача добиться роста доли МСП в структуре ВВП до 47% к 2030 г.
В ходе текущей оценки уже отмечены значительные изменения в работе Министерства экономики, которое взяло на себя ведущую роль в повышении уровня информированности населения и степени приоритетности предпринимательского обучения как одной из задач политико- экономической программы действий государства. В соответствии с президентской Директивой №4 и рекомендациями, данными по итогам оценки на предмет соответствия АМБ в 2012 г., правительство Беларуси проанализировало свою экономическую политику с целью определения корректирующих мер, которые необходимы для повышения показателей страны, связанных с соответствием принципам АМБ, в основных международных рейтингах. Институту экономики было поручено подготовить рекомендации к программе модернизации социально-экономических отношений и Прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., в число рекомендаций входят:
а) разработка национальной концепции непрерывного предпринимательского обучения;
б) внедрение в учебные программы предприимчивости как ключевой компетенции и курсов предпринимательского обучения в учебных заведениях среднего общего и среднего специального образования, а также в институтах педагогического образования;
в) специальные программы для безработных граждан;
г) программы бизнес-образования;
д) предложение о создании при Министерстве экономики центра, ведающего предпринимательским обучением на национальном и региональном уровнях.
Заключение
Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью. Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 жителей) в Беларуси составляет 38,3 ед. на 1000 жителей и сопоставима с зарубежными показателями (Российская Федерация – 39 ед., Республика Польша – 37 ед., Латвийская Республика – 35 единиц, Литовская Республика – 32 ед.). Однако влияние малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие Беларуси заметно уступает уровню развитых стран.
Субъектами малого и среднего бизнеса в бюджет уплачено 7,2 млрд. руб. налогов и сборов, что в текущих ценах на 13,4%, или на 0,9 млрд. руб. больше уровня 2017 года. Вклад этой категории плательщиков в формирование контролируемых налоговыми органами доходов бюджета составил 32,3% и вырос по сравнению с 2017 годом на 1,4 проц. пункта. В расчете на одного плательщика поступило 20,7 тыс. руб., тогда как год назад – 18,3 тыс. руб., темп роста – 113,1%.
Так, количество организаций-субъектов МСП в 2018 г. увеличилось на 1,1 % и составило на 1 января 2019 г. 111,2 тыс. ед.; количество индивидуальных предпринимателей увеличилось за тот же период на 2,2 % и составило соответственно 241,3 тыс. чел. В структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %), доля средних предприятий практически не изменилась.
1 Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
2 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600149.
3 Белорусский бизнес 2018: состояние, тенденции, перспективы / Исследовательский центр ИПМ. – Минск : 2017. – 68 с.
4 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_667.
5 Журавлев, А.Л., Позняков, В.П. Программа исследования социально-психологических особенностей российских предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ scientific_projects/2009/090612148/3.php.
6 Андрос, И. Белорусский предприниматель в обществе и государстве. Историко-социологический анализ. – Минск : Издательский дом «Беларуская навука», 2015. – 24 с.
7 Задорожнюк, И.Е. Инновационное предпринимательство (реферат книги «Руководство по экономической психологии») // Социол. исслед. – 2018. – № 3. – С. 132-142.
8 Смирнова, Р.А. Рыночный менталитет белорусского крестьянства: миф или реальность? / Р.А. Смирнова // Социология. – 2017. – № 1. – С. 109-112.
9 Экономическая ментальность и рыночная реформа в Беларуси: в сб. «Европейский вектор экономического развития». – Сб-к научн. трудов. – Днепропетровск, 2017. – Вып. 2(13), С. 518-523.
10 Трансфармацыі ментальнасці беларусаў у XXI ст., Менск, 24 лістапада 2013 г. : матэр'ялы навуковапрактычнай канф. / пад. рэд. А.Я. Тараса. – Рыга, 2013. – С. 215–221.
11 Зомбарт, В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. – М.: Наука, 1994. –443 с.
12 Маршалл, А. Принципы политической экономии: в 3 т. / А. Маршалл. М.: Прогресс, 1984. – Т. 3. – 352 с.
13 Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.
14 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Директивы – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15 Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by.
16 Статистический ежегодник Малое и среднее предпринимательство в Республики Беларусь. – Минск: Нац. статкомитет Респ. Беларусь, 2019. – 196 с.
17 Малое и среднее предпринимательство в Беларуси в 2018 г. в цифрах / Экономическая газета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-belarusi-v-2018-g-v-cifrahhttps://neg.by/novosti/otkrytj/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-belarusi-v-2017-g-v-cifrah.
18 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Статистика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttps://rmsp.nalog. ru/about. html.