Введение
1 Экономика предложения или теория макроэкономического регулирования
2 Стимулирование совокупного предложения в современной экономике
3 Развитие конкуренции в Республике Беларусь: тенденции, проблемы и перспективы
Заключение
Список используемых источников
Введение
Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
В конце 70-х—начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция «экономики предложения». Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма. У истоков концепции стояли практические деятели политики: Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот; журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол; теоретики — профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.
В 1970-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой получили развитие процессы стагфляции. Проблема одновременного роста инфляции и безработицы не поддавалась решению с позиций регулирования совокупного спроса, наблюдалось снижение эффективности государственного вмешательства в экономику. Все это подрывало доверие к кейнсианской теории; популярными становились взгляды сторонников неоконсервативной экономической теории предложения, обративших внимание на такие негативные последствия кейнсианской макроэкономической политики, как деформирование рыночных стимулов к эффективному труду и производству, снижение уровня конкуренции.
Представители теории экономики предложения идеализируют рыночный механизм, его способность эффективно размещать и использовать производственные ресурсы. Главная причина, по которой национальная экономика может оказаться в состоянии спада, по их мнению, заключается в отсутствии стимулов к труду, накоплению сбережений и инвестициям. Другими словами, макроэкономическая нестабильность не связана с изменениями величины совокупного спроса и его отдельных составляющих, а определена колебаниями совокупного предложения.
Основное внимание теория предложения уделяет тем факторам, которые препятствуют расширению совокупного предложения и эффективному использованию ресурсов. К важнейшим из них относятся высокие ставки налогообложения.
1 Экономика предложения или теория макроэкономического регулирования
Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – это реальный объём товаров и услуг в денежном выражении, который может быть создан и предложен при каждом возможном уровне цен.
Графически модель совокупного предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным выходом. Кривая AS имеет иной вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные значения (цены, номинальная заработная плата, номинальная процентная ставка) под влиянием колебаний рынка изменяются медленно, они обычно говорят об их относительной «твердости». Реальные ценности (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) более мобильны, «гибки». В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные значения в конечном счете изменяются достаточно сильно - они считаются «гибкими», а реальные меняются очень медленно, так что для удобства анализа они часто считаются постоянными.
В современном макроанализе выделяются три отрезка кривой совокупного предложения:
• кейнсианский,
• промежуточный,
• классический [3, с. 44-49].
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполного использования факторов производства; номинальные значения относительно жесткие; реальные ценности более мобильны, они быстрее реагируют на колебания рынка. Причинами относительной жесткости номинальных значений в краткосрочной перспективе являются: продолжительность трудовых договоров, продолжительность контрактов на поставку сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной заработной платы, постепенный характер цен и изменения заработной платы (когда фирмы постепенно меняют цены и заработную плату, с прицелом на конкурентов) и т. д. [9, с. 123-156].
Разумность и реальность предположений относительно относительной цены на короткие промежутки времени интерпретируются типичным поведением бизнеса. В нормальных условиях большинство фирм имеют избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использования внедорожных работ или найма дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользованные ресурсы, как рабочие, так и материальные, могут быть введены в действие и в то же время оказывают незначительное давление или вообще не оказывают давления на уровень цен. Когда на этом сегменте объем национального продукта начинает увеличиваться, тогда издержки производства на расширение производства существенно не увеличиваются и, следовательно, не будут основой для повышения цен на товары.
2 Стимулирование совокупного предложения в современной экономике
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.
На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то неценовые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево - при их увеличении.
Следует отметить, что изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными.
Реально предложение отражает поступление товаров на рынок для реализации. В таком действии могут участвовать и производители, и продавцы-посредники, и розничные продавцы. Однако исходным носителем данного экономического акта всегда выступает непосредственный производитель товара. Рассмотри стимулирование совокупного предложения на примере малого предпринимательства.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ [13 c.75].
Долгое время в США «головной болью» малого бизнеса было массовое разорение малых предприятий. Однако, выявив основные причины этого явления (недостаток капитала, неэффективные технологии, отсутствие управленческого опыта, неумение находить экономические ниши), были найдены эффективные рецепты «лечения» этой болезни. В США в 1953 г. была создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США [14 c.93]. В функции АМБ входят финансовая помощь, технические и консультационные услуги. После экспертизы бизнес - проектов малым фирмам выделяются займы (до 100 тыс. долларов) под гарантии со стороны правительства. Кроме этого, АМБ осуществляет посредничество между крупными компаниями, университетами и малыми фирмами - в части разработки инноваций, между государственными органами и малыми фирмами в части получения госзаказов, между министерством обороны и малыми фирмами - по части выполнения военных заказов.
3 Развитие конкуренции в Республике Беларусь: тенденции, проблемы и перспективы
Для любого предпринимателя или организация монопольное положение в большинстве случаев является желанным, поскольку оно предполагает привилегированную позицию на рынке, концентрирование в руках монополиста определенной хозяйственной власти, а также возможность влиять на других субъектов рынка и навязывать им своих условий.
Монополия представляет собой рыночную структуру, при которой весь рынок обслуживается единственным продавцом, контролирующим производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Основные ее характеристики: существование в отрасли крупного производителя, который реализует стратегию «price-maker»; уникальность товара; барьеры на пути входа в отрасль; ограниченность доступа к рыночной информации. К основным факторам монополизации рынка относят экономию, обусловленная ростом масштаба производства (эффект масштаба); исключительный контроль над важнейшими факторами производства; патенты и государственные лицензии.
Реализацию антимонопольной политики в Республике Беларусь проводит антимонопольный орган – Министерство экономики Республики Беларусь через соответствующее структурное подразделение – Департамент ценовой политики Министерства экономики (на товарных рынках Республики Беларусь) и управления антимонопольной и ценовой политики областных (Минского городского) исполнительных комитетов (на товарных рынках областей, города Минска).
Уровень монополизации белорусской экономики довольно высок. По состоянию на 18.11.2019 в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включено 738 хозяйствующих субъекта, из них 196 – на республиканском уровне, 127 – на местном, в Государственный реестр субъектов естественных монополий включено 195 хозяйствующих субъектов, из них 24 – республиканский уровень, 171 – местный.
Для поведения организации-монополиста характерен меньший выпуск продукции в сравнении с совершенным конкурентом, а также монопольная цена, которая превышает конкурентную. К одним из основных негативных последствий монополии относят перераспределение доходов общества, чистые потери благосостояния и X-неэффективность.
Заключение
Чтобы определить совокупный спрос, совокупное предложение и совокупную цену в рамках национальной экономики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, товаров и рынков. Их объединение в одну совокупную цену, один совокупный товар и один совокупный рынок называется агрегированием. Таким образом, объектом макроэкономического анализа, теории спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.
Национальный рынок можно рассматривать как совокупность социально–экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация товаров и услуг, обращение капитала, купля–продажа рабочей силы в масштабе страны.
Основными экономическими субъектами национального рынка являются государство, домашние хозяйства и фирмы (предприятия). Государство обеспечивает население и фирмы общественными благами, осуществляет закупки товаров и услуг, а также выплачивает государственным служащим заработную плату. Фирмы выпускают продукцию и услуги, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашние хозяйства предлагают рабочую силу и денежные ресурсы, получают за них вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм.
Тот экономический потенциал, который сегодня сформирован в Беларуси, позволит избежать каких–либо критических ситуаций.
Несмотря на существенный спад на мировых товарных рынках, обусловленный мировым финансовым кризисом, в Республике Беларусь уровень ВВП снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года лишь на 0,4%. Это свидетельствует об устойчивости товарного рынка страны в кризисных условиях, а также об определенной независимости от внешних контрагентов, то есть преобладает внутренний рынок. Рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса также обусловлен, в первую очередь, кризисными явлениями в мировой экономике.
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
1 Александрович, Я. М. О порядке разработки программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2015–2020гг. / Я. М. Александрович // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2015. – №6. – С.14 – 17.
2 Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. – М.: 2011. – 672 с.
3 Басовский, Л.Е. Экономическая теория / Л.Е. Басовский. – М.: 2010. – 375 с.
4 Грибоедова И.А. Формирование внутреннего и внешнего рынков продовольствия Республики Беларусь: Факторы и перспективы / И.А. Грибоедова // Экономический бюллетень НИЭН. – 2009. – №7. – с.35–39.
5 Ивашковский, С. Н. Макроэкономика / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472с. 36-70
6 Комлик, Е. М. Обобщение опыта государственного регулирования рыночной экономики / Е. М. Комлик // Белорусская экономика. – 2008. – №1. – С.36–41.
7 Коновалов, А. Ю. Особенности методологии исследования критерий тенденций открытости переходной экономики / А. Ю. Коновалов // Белорусский фондовый рынок. – 2014. – №4. – С.12–17.
8 Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке // Экономист. – 2015. –№5. – с.23–30.
9 Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 511 с. 123-156
10 Медведев В., Терещенко Н. Формирование товарного предложения на потребительском рынке // Маркетинг. – 2007. – №4. – с.10–15.
11 Никитенко, П. Экономика Беларуси в контексте международных сравнений / П. Никитенко // ФУА. – 2009. – №5. – С.22–26.
12 Новикова, И. В. Макроэкономика / И. В. Новиковой. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343 с.
13 Новик, Н. Последствия Европейской экономической интеграции для Республики Беларусь / Н. Новик // БФР. – 2005. – №2. – С.27–31.
14 Полоник, С. Стратегия роста / С. Полоник // Белорусская думка. – 2016. – №2. – С.18–24.
15 Полоник, С. С. Концептуальные подходы к совершенствованию системы формирования реалий и контроль за ходом выполнения государственных, отраслевых и региональных программ / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №9. – с.4–11.
16 Полоник, С. С. Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2025 годы / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №7. – с.4–29.
17 Старченко, Т. М. Развитие механизмов государственного регулирования экономики в современных условиях / Т. М. Старченко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №12. – с.63–69.
18 Статистический сборник Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
19 Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг. – 2015. – №1. – с.3–7.