Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
1.1 Конкурентоспособность организации: сущность и значение
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции
2 Анализ конкурентоспособности продукции ОДО Зельвенский филиал Гродненского областного потребительского общества
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества
3 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современных рыночных условиях Республики Беларусь важнейшими факторами в маркетинговой среде организаций и одной из основных задач исследования рынка являются конкуренция и конкурентоспособность, в том числе самих товаров или услуг, которые являются необходимыми условиями для развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция – это механизм управления производством, характеризующийся немедленной реакцией на изменения рыночной ситуации. Те организации, которые наиболее подходят для перемен, оказываются в успешной ситуации и обладают высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурирующими организациями. В Республике Беларусь конкуренция неуклонно растет. В этом контексте исследование конкурентоспособности и конкурентоспособности организации и ее продуктов или услуг является наиболее важной задачей маркетинговых услуг белорусской организации.
При анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать тот факт, что адаптивность и конкурентное преимущество являются лишь потенциальной стороной конкурентоспособности организации, которая при определенных обстоятельствах не может быть реализована. В то же время только результаты экономической деятельности непосредственно отражают реальные достижения в области обеспечения конкурентоспособности и поэтому должны использоваться в качестве измерительных инструментов. Результаты хозяйственной деятельности организации измеряются следующими показателями: финансовые (рентабельность инвестиций и прибыль); рынок (объем продаж и доля рынка организации); выживание (денежные поступления).
Жесткая конкуренция, в которой функционируют белорусские организации, уделяет особое внимание качеству продуктов / услуг. Есть два способа проверить качество продукта. Первый заключается в проверке и контроле самого продукта, однако в современных условиях при массовом производстве все чаще используется другой метод: проверка не продукта, а способности производителя производить продукты / услуги со стабильными свойствами, которые будут удовлетворять потребителя.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Конкурентоспособность организации: сущность и значение
Основой рыночной экономики является концепция конкуренции как основной движущей силы развития отношений между компаниями, работающими в этой среде. Наиболее успешным участником такого конкурса является тот, кто может выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке.
Конкуренция возникает, когда многие товары, близкие друг другу по своим потребительским характеристикам, продаются на одном и том же рынке. Суть конкуренции заключается в улучшении или поддержании позиции компании на рынке, что обусловлено разницей между товарами, поставляемыми компанией, и конкурирующими товарами, с точки зрения степени соответствия конкретным потребностям компании. Клиенты, а также с точки зрения стоимости их удовлетворения.
Рыночный механизм спроса и предложения сводит пожелания потребителей к организациям производителей продукции и, через них, к поставщикам ресурсов. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов адекватно удовлетворять потребности потребителей. В то же время конкуренция ведет к расширению производства и снижению цены продукта до уровня, соответствующего себестоимости продукции [1, с. 245].
Конкуренция является элементом рыночного механизма, реализуемого в форме взаимодействия рыночных единиц и борьбы между ними за наиболее благоприятные условия для вложения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует формированию экономических пропорций и экономической реорганизации.
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОДО ЗЕЛЬВЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
Общество с дополнительной ответственностью Зельвенский филиал Гродненского областного потребительского общества. Вышестоящая организация – Гродненское областное потребительское общество. Орган управления – Белкоопсоюз.
Форма собственности – общество с дополнительной ответственностью.
Объектами права собственности ОДО Зельвенского филиала Гродненского областного потребительского общества являются здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, деньги и другое имущество производственного, социального, культурного и иного назначения.
В настоящее время многоотраслевая система Зельвенского филиала осуществляет хозяйственную деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, ведёт заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, производит товары народного потребления, занимается перевозками грузов, оказывает населению платные услуги. Деятельность направлена на получение прибыли для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов районного потребительского общества, членов трудового коллектива и обслуживаемого населения, а также повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Основная деятельность филиала – торговля. Торговая сеть представлена сегодня 58 предприятиями торговли торговой площадью 6018 кв. метров, в том числе в сельской местности- 42 предприятий торговой площадью 3602 кв. метров и в городе – 16 предприятий торговли с торговой площадью 2416 кв. метров, 5 автомагазинов, на самообслуживании 38 торговых объектов, в том числе в сельской местности- 28.
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Прежде чем приступить к разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции и самой организации, стоит провести SWOT-анализ ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества.
Для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны организации – таблица 3.1.
SWOT-анализ позволяет определить и интерпретировать для организации ее сильные стороны (strength), слабые стороны (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats).
Сильные стороны:
- известность организации на внутреннем рынке на территории г. Гродно и Гродненской области;
- деятельность по системе качества, которая соответствует требованиям международного стандарта качества;
- сохранение освоенных рынков сбыта;
- создание управляемых товаропроводящих сетей;
- обучение, подготовка и сохранение высококвалифицированных кадров, привлечение молодых кадров.
Слабые стороны:
- недостаток собственных средств на инвестиции в модернизации организации;
- недостаточная работа в области качества обслуживания потребителей;
- использование инструментов маркетинга не в полной мере;
- большая зависимость от кредитов;
- большая текучесть высококвалифицированных кадров;
- отсутствие службы маркетинга.
Возможности:
- увеличение количества потребителей;
- расширение рынка сбыта;
- активизация и разработка эффективной рекламной кампании;
- создание более совершенной дилерской сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрена тема конкурентоспособности продукции и факторов, ее определяющих на примере ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества в период 2016-2018 гг.
В работе была поставлена цель изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции, а также провести оценку конкурентоспособности ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества в период 2016-2018 гг.
В результате изучения теоретически аспектов можно сказать следующее.
Конкуренция является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом. Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.
Конкурентоспособность товара или фирмы – комплексный показатель, определяющий возможность товара удовлетворять требованиям потребителей на рынке при сохранении или увеличении реальных доходов производителя товара.
Товар может стать конкурентоспособным только в том случае, если он будет отвечать такому многозначному понятию, как качество. За качественный товар принимают товар, у которого отсутствует явный дефект или брак. Но, одного качества недостаточно. Товар должен также удовлетворять явным ожиданиям потребителя – технически, эксплуатационно, эстетически и по цене.
На основании проведенной оценки конкурентоспособности ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества и продукции организации в период 2016-2018 гг. можно сказать, что организация в 1,05 раза конкурентоспособнее «Доброном», но в 0,84 раза менее конкурентоспособно «Евроопт».
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 400 с.
2. Александров, Ю.Л. Экономика предприятия / Ю.Л. Александров, Н. Н. Терещенко. – Красноярск: Экономика, 2016. – 454 с.
3. Айдинова, А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 371-373.
4. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2016. – 192 c.
5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 372 с.
6. Боди, З. Финансы: Учебник / З. Боди. – М.: Вильямс, 2014. – 508 с.
7. Болодурина, В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / В.А. Болодурина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. –№ 11-1 (42). – С. 18-21.
8. Волков, О.И. Экономика организации: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 280 с.
9. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции / А. А. Воронов // Журнал стандарты и качество. – 2016. – № 11. – С. 44–47.
10. Казущик, А.А. Основы маркетинга: Учебное пособие / А.А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2016. – 246 с.
11. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / В.В. Клочков // Российский экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 74–78.
12. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374-377.
13. Особенности формирования эффективной политики оплаты труда на предприятии //Российское предпринимательство. – 2017. – № 13. – С. 17-19.
14. Официальный сайт ОДО Зельвенского филиала Гродненского облпотребобщества. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zelva.oblpo.by/
15. Поляничкин, Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. – 2015. – №3. – С. 191-194.
16. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 454 с.
17. Пострелова, А.В. Оценка конкурентоспособности предприятия / А.В. Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 398-402.
18. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
19. Экономика предприятия: учебник / В.Я. Хрипач [и др.]. – Минск: Экономпресс, 2016. – 464 с.
20. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2015. – 640 с.
21. Экономика и финансы предприятия: учебник / Т.С. Новашина [и др.]. – М.: Синергия, 2015. – 344 с.
22. Экономика, организация и управление на предприятии: учебник / М.Я. Боровская [и др.]. – Спб: Феникс, 2016. – 480 с.
23. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – М.: Проспект: Кнорус, 2016. – 304 с.
24. Экономика предприятия: учебник / В. М. Семенов [и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 416 с.