Введение
1 Теоретические аспекты взаимодействия государства, экономики и предприятия в решении социально-экономических задач
1.1 Сущность и необходимость государственного управления экономикой страны и предприятия
1.2 Социально-экономические задачи предприятия
1.3 Методологические особенности взаимодействия государства, экономики и предприятия
2 Анализ взаимодействия государства, экономики и ОАО «Гомельский радиозавод» в решении социально-экономических задач
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский радиозавод»
2.2 Оценка организации решения социально-экономических задач на предприятии
2.3 Анализ эффективности взаимодействия государства и ОАО «Гомельский радиозавод» в решении социально-экономических задач общества
3 Направления совершенствования взаимодействия государства и ОАО «Гомельский радиозавод» в решении социально-экономических задач общества
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Специфика проводимых реформ в нашей стране состоит, во-первых, в том, что предпринят переход к многоукладной рыночной экономике; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, когда государственное регулирование сведено к минимуму, и, в-третьих, формы и методы регулирования во многом не сложились.
Отмечая несостоятельность «стратегии развития, опирающейся на доминирующую роль государства», специалисты Всемирного банка подчеркивают опасность другой крайности – сведения к минимуму влияния государства. Первое замечание относится уже к прошлому, второе актуально для нашей современной практики реформирования. Ориентация на свертывание экономических функций государства не только снижает потенциальный эффект реформ, но и ведет к прямым народнохозяйственным потерям.
В условиях широкомасштабной приватизации собственности в Республике Беларусь, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определенной экономической обстановке, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и географической среде. Организация предпринимательской деятельности является производным продуктом социально-экономической и общественной среды, в которой формируется бизнес и которая определяет положение предпринимателя в экономике и обществе.
Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы характер и структура государственного управления соответствовали возникающим задачам. Необходимо преодолевать рассредоточенность управления различными направлениями экономической политики, нечеткую постановку задачи поддержки предпринимательства в каждой отрасли и каждом звене экономики, слабую межведомственную координацию действий различных ведомств при осуществлении мер экономической политики, в том числе касающихся поддержки конкуренции и предпринимательства.
1 Теоретические аспекты взаимодействия государства, экономики и предприятия в решении социально-экономических задач
1.1 Сущность и необходимость государственного управления экономикой страны и предприятия
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.
Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны [9, с. 45].
Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополнительных мер. Только определив такие места, можно искать способы по их ликвидации или сведения к минимуму.
Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полностью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма – в частности. Это, например, национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция окружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обеспечить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым – расслоению общества на бедных и богатых [12, c. 119].
Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требующих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еще ряд обстоятельств, объективно определяющих необходимость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усовершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.
2 Анализ взаимодействия государства, экономики и ОАО «Гомельский радиозавод» в решении социально-экономических задач
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский радиозавод»
ОАО «Гомельский радиозавод» основано было в 1969 г. для производства радиолокационных систем для нужд Министерства обороны. Уникальность создаваемых систем позволила накопить богатый научно-технический потенциал и развить широкий спектр технологических возможностей. Предприятие осуществляет капитальный ремонт зенитно-ракетных, артиллерийских и радиолокационных систем.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 246027, г. Гомель, ул. Объездная, 9.
Окрепнув за годы своей деятельности, ОАО «Гомельский радиозавод» приобрело славу ответственного и надежного предприятия, главными критериями работы которого являются профессионализм, оперативность выполнения заказов, всегда высокое качество продукции и техническая поддержка клиентов, а основной нематериальной ценностью является доверие клиентов и партнеров.
ОАО «Гомельский радиозавод» является активным участником выставок: «Белагро», «АгроСезон», «Милекс», «МВСВ», «Золотая осень» и других, проходящих как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом. Неоднократно получало награды за высокое качество производимой продукции, уникальность создаваемой техники и успешное сотрудничество с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Основные виды продукции:
– сельскохозяйственная техника (оросительная, уборочная, универсальная);
– производство и ремонт специальной техники;
– водоочистные установки;
– ТНП.
Продукция ОАО «Гомельский радиозавод» имеет сертификаты качества Республики Беларусь, Российской Федерации и рекомендована к использованию Министерством обороны Республики Беларусь, а также Гомельской областной ассоциацией производителей плодоовощной продукции. Наша сельскохозяйственная техника успешно работает на полях Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана. ОАО «Гомельский радиозавод» – надежный и стабильный партнер для каждого клиента.
На предприятии имеются документы, подтверждающие качество производимой продукции и работ:
– сертификат соответствия;
– ПДМ-3000-700-110;
– БУН-1500.
3 Направления совершенствования взаимодействия государства и ОАО «Гомельский радиозавод» в решении социально-экономических задач общества
Как показал проведенный анализ, для ОАО «Гомельский радиозавод» остро стоит проблема одновременного сохранения участия государства в собственности предприятия и обеспечения наращивания объемов производства и реализации продукции на фоне сокращения объемов, получаемых за счет реализации проектов по государственному заказу.
Учитывая специфику и основную направленность работы предприятия, для ОАО «Гомельский радиозавод» в целях совершенствования взаимодействия государства и исследуемого предприятия целесообразно рассмотреть инвестиционные проекты и перспективы реализации части акций завода стратегическим партнерам Республики Беларусь, с которыми Правительство страны взаимодействует на высоком уровне (Российская Федерация, Китай и т.д.).
При этом, расширяя состав акционеров ОАО «Гомельский радиозавод», необходимо понимать, что повышение эффективности управления акционерными обществами с государственным участием невозможно без совершенствования сложившейся на сегодняшний день практики управления и корректировки действующего механизма назначения, вознаграждения и контроля за работой представителей государства в акционерных обществах. Такие изменения должно обеспечить в первую очередь:
- баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров;
- баланс интересов акционеров и менеджеров;
- повышение прозрачности оценки работы, вознаграждений и стимулирования труда назначаемых менеджеров, представителей государства;
- повышение прозрачности механизма формирования и использования фонда денежных средств, аккумулируемого в Федеральном бюджете за счет дивидендных поступлений от участия государства в акционерных обществах.
Заключение
Исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на производство продукции (услуг, работ) с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Организация в современном понимании представляет собой объединение нескольких лиц, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Современное предприятие подчас является сложной системой, для эффективного управления которой требуется разнообразие применяемых инструментов и способов, направленных в первую очередь на достижение конкретных целей и задач с наименьшими затратами. Причем в качестве базовых элементов, влияющих на успешность предприятия, можно представить множество бизнес-процессов, представляющих собой совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.
В современной экономике действуют две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая и неокорпоратистская, причем в действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей. Однако во всех случаях можно проследить преобладание одной модели над другой. В такой экономике, как белорусская, роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве.
Будучи созданным для производства радиолокационных систем для нужд Министерства обороны Республики Беларусь и по сегодняшний день осуществляя капитальный ремонт зенитно-ракетных, артиллерийских и радиолокационных систем, ОАО «Гомельский радиозавод» является, с одной стороны, стратегически важным объектом собственности для государства и, с другой стороны, вынуждено проявлять гибкость и ориентироваться в том числе на рыночные механизмы хозяйствования.
Анализ результатов экономического развития ОАО «Гомельский радиозавод» показал наличие тенденции устойчивого ухудшения экономического положения предприятия, что стало следствием в первую очередь существенного сокращения объемов выпуска и реализации продукции, работ и услуг предприятия. На фоне ежегодного снижения выручки от реализации, которое за три года составило 11 807 тыс р., до 6 617 тыс р. в 2018 году себестоимость производства и реализации продукции, работ и услуг в 2017 году снижалась гораздо меньшими темпами, а в 2018 году возросла, что повлекло образование и рост убытков, начиная с 2017 года.
1 Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2 Арай, Ю.Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю.Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 4. – C. 55–78.
3 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
4 Беляев, А.А. Антикризисное управление: учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 319 c.
5 Бланк, И.А. Менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. – 680 с.
6 Бочаров, В. В. Финансовый менеджмент [Текст] / В. В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2014. – 240 с.
7 Великая, Е. Г. Стратегический потенциал и рентабельность организации / Е. Г. Великая // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2014. – № 2 (17). – С. 7–9.
8 Веснин, В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
9 Веснин, В.Р. Теория организации и организационного поведения: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 291 c.
10 Галяутдинов, Р.Р. Предприятие: понятие, виды и деятельность // Сайт преподавателя экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/predpriyatie-ponyatie-vidy-deyatelnost.
11 Гражданский Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: parvo.by.
12 Дафт, Р.Л. Теория организации: учебник / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 736 c.
13 Дахова, З. И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / З. И. Дахова. - Белгород: Кооперативное образование, 2014. – Ч. 1. – 328 с.
14 Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. – М.: ИТК Дашков и К, 2014. – 380 c.
15 Зайцев, Н. Л. Экономика организации: учебник / Н. Л. Зайев. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Л. Зайцев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 624 с.
16 Иванова, Т. Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – М.: КноРус, 2018. – 432 c.
17 Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 666 с.
18 Коласс, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы / Б. Коласс. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. – 576 с.
19 Кочеткова, С. А. Государственно-частное партнерство: учеб. пособие / С. А. Кочеткова. – М.: Изд. Дом Академии Естествознания, 2016. – 174 с.
20 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] // ГНУ НИЭИ. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/program.pdf.
21 Официальный сайт ОАО «Гомельский радиозавод» [электронный ресурс] // ОАО «Гомельский радиозавод». – Режим доступа: http://www.radiozavod.by/.
22 Пашкова, А.П. Формирование информации для управления финансовыми результатами деятельности предприятия / А. П. Пашкова // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 4. – С. 190-193.
23 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь 15 дек. 2016 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
24 Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
25 Романова, О. С. Менеджмент организации / О.С. Романова, А.И. Романова. – М.: Энергия, 2016. – 152 c.
26 Серебрякова, Т. А. К вопросу о формировании и развитии нового правового института – государственно-частное партнерство // Журнал юридических исследований. – 2017. – № 1. – С. 28-36.
27 Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2016. – 146 c.
28 Харчилава, Х. П. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием / Х. П. Харчилава // Управление. – 2017. – № 1. – С. 88-92.
29 Шевченко, А.С. Государство как акционер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alrf-prim.ru/debate/detail.php?ID=1255.