Введение
1 Теоретические основы структурной политики государства
1.1 Понятие и цели структурной политики государства
1.2 Механизмы влияния мер структурной политики на значения ключевых макроэкономических показателей
1.3 Место и функции государства в реализации структурной политики
2 Особенности структурной политики Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Сущность структурной политики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы структурной перестройки Республики Беларусь
2.3 Методы решения проблем структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Структурной политикой считается комплекс мероприятий, которые проводятся государством для свершения установленных, социально-экономических целей: предоставление сбалансированного формирования экономики, промышленная модернизация производства на базе применения свершений науки и техники, социальная защита населения и повышение его благополучия. Страна в данном случае оказывает большое воздействие на каждую часть структуры народного хозяйства, создаёт максимально наилучшее их соотношение.
Преобразование государства в решающей мере находится в зависимости от структурной перестройки её экономики. При этом необходимо принимать во внимание, что похожие реформы не могут быть выполнены на базе особенных устройств рыночного саморегулирования.
Структурная политика выполняет весьма важную роль в общей экономической политике страны. Те государства, которые несомненно осуществили финансовый прорыв и преобразились из развивающихся в экономически развитые, совершили это с поддержкой действенной структурной политики.
Следовательно, совершенствование государства в главной мере находится в зависимости от структурной перестройки её экономики. При этом необходимо принимать во внимание, что такие реформы не могут быть выполнены на базе особенно механизмов рыночного саморегулирования. Это разъясняется многочисленными факторами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии гарантировать довольно таки глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.
Таким образом, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике страны. Те государства, которые подлинно осуществили экономический прорыв и преобразились из развивающихся в экономически развитые, осуществили это с помощью эффективной структурной (индустриальной) политики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и цели структурной политики государства
Структурная политика считается одной из форм экономической политики государства, направленной на совершенствование отраслевой структуры производства, стимулирование развития новых и зарождающихся отраслей, реструктуризацию старых производств и т. д.
Структурная политика определяется основными направлениями экономики и предусматривает ее перевод в новую ресурсосберегающую, высокотехнологичную и экологически обоснованную модель функционирования [5].
На данном этапе целью структурной политики считается стабилизация производства и создание условий для его роста.
Структурная политика - это система мер, принимаемых страной для свершения конкретных социально-экономических целей.
Главным течением структурной политики страны считается увеличение конкурентного преимущества экономики государства путем достижения четырех взаимозависимых целей:
1. способствование увеличению конкурентоспособности отечественных изготовителей товаров и услуг на внутренних и глобальных рынках.
2. корректирование накопившихся структурных деформаций - реструктурирование бесприбыльного сектора экономики, искусственно поддерживаемая системой бюджетных субсидий, невостребованными налоговыми недостатками и неуплатой естественным монополиям.
3. прекращение трансформации существующих неэффективных институтов экономики;
4. ускоренное продвижение и реорганизация экономической системы, компаний и рынков в ходе глобальных экономических преобразований.
2 ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 Сущность структурной политики в Республике Беларусь
Суть структурной политики Республики Беларусь заключается в стимулировании развития производства с высокой добавленной стоимостью на местные ресурсы в сфере услуг, Повышение капитализации коммерческих организаций, увеличение доли нематериальных активов в их балансах, Освобождение творческой и предпринимательской инициативы в создании и быстром развитии новых видов продукции, технологий и услуг.
Цель реализации структурной политики отрасли - увеличение общих показателей отрасли, в том числе увеличение производительности труда, не менее чем на 70 процентов к пятилетию, рост валовой добавленной стоимости отрасли на 60 процентов, увеличение рентабельности продаж до 14 - 15 процентов в 2015 году.
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 году является повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Стратегия достижения этой цели, важнейшие приоритеты, основы государственной экономической политики определены четвертым Всебелорусским народным собранием и решениями Главы государства. Масштаб задачи требует радикального обновления всех сфер экономики и выхода на качественно новый уровень развития, что фактически означает переход от догоняющего развития к органической модернизации экономики [4].
У Республики Беларусь есть объективные предпосылки для обеспечения экономического роста, который позволит достичь среднеевропейского уровня жизни населения. В стране стабильная и развивающаяся экономика. В последних двух пятилетках была подготовлена основа для инновационного прорыва. Также утвержден Советом Министров 18 февраля и одобрен Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Программа деятельности правительства, содержащая оптимальный набор механизмов для обеспечения более динамичного развития страны, Которые вместе представляют собой самые современные подходы к управлению экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1) Структурная политика - система мероприятий, которые проводятся страной для свершения конкретных, социально-экономических целей: предоставление сбалансированного формирования экономики, техническое модернизированные изготовления на базе применения достижений науки и техники, общественная защита населения и повышение его благополучия. Страна в данном случае оказывает влияние на каждую часть структуры народного хозяйства, развивает максимально приемлемое их соотношение.
Преобразование государства в решающей мере находится в зависимости от структурной перестройки её экономики. При этом необходимо принимать во внимание, что схожие реформы не могут быть выполнены на базе исключительно механизмов рыночного саморегулирования.
2) Общеэкономическая задача структурной политики - стабилизация макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Главной целью структурной политики страны считается развитие наилучшей структуры хозяйственного комплекса для более лучшего применения существующих в распоряжении общества ресурсов, предоставление прогрессивных структурных сдвигов.
Неизменно, под воздействием научно- технического прогресса совершаются структурные приспособления, активизированные конкурентной борьбой, преобразованиями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством иных обстоятельств, совершающихся в любой экономике. Разумеется, что возникновение принципиально новых технологий вполне вероятно исключительно при участии страны, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Вследствие чего лучшее применение интеллектуальных ресурсов и совершенствование технологической базы считаются главными общенациональными задачами, которые требуют принятия новых решений, нахождения муниципальных преимуществ научно-технологического и инновационного формирования государства.
1. Басовский Л. Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 202 с.
2. Бродский Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с.
3. Воронин А. Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / [Архангельский В.Н. и др.]; под общ. ред. В.И. Кушлина; Российская акад. гос. службы при Президенте РФ. — Изд. 3-е, доп. и перераб. — М.: Издательство РАГС, 2010. — 615 с.
5. Гринберг Р.С. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики / Российский экономический журнал. 2007. № 6.
6. Инновационная и инвестиционная деятельность в условиях модернизации экономики: монография / А. А. Быков [и др.]; под ред. А. А. Быкова, М. И. Ноздрин-Плотницкого. — Минск: Мисанта, 2016. — 145 с.
7. Кудина М. В. Экономика: Учебник / М.В. Кудина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
8. Модернизация экономики, экономических институтов и системы государственного регулирования: монография / под ред. А. А. Быкова, М. И. Ноздрина Плотницкого. — Минск: Мисанта, 2012. — 135 с.
9. Национальная экономика Беларуси: учебник / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2018. — 649 с.
10. Отраслевая политика: учебное пособие / А. М. Филипцов. — Минск: БГЭУ, 2018. — 264 с.
11. Петросян Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие / Д.С.Петросян - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 -300 с.
12. Структурные преобразования и модернизация экономики: монография / под ред. А.А. Быкова, М. И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: Мисанта, 2013. — 212 c.
13. Филипцов, А.М. Отраслевая политика: монография / А. М. Филипцов. — Минск: Мисанта, 2018. — 280 с.
14. Шимов, В. Н. Инновационное развитие экономики Беларуси: движущие силы и национальные приоритеты: монография / В. Н. Шимов, Л. М. Крюков. — Минск, БГЭУ, 2014. — 199 с.