ВВЕДЕНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы управления качеством
1.2 Стандартизация и сертификация производства на основе менеджмента качества
1.3 Системный подход к управлению качеством в организации
2 ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УП «ВЕРТЕКС-БРЕСТ» ОО «БЕЛТИЗ»
2.1 Производственно-финансовая характеристика предприятия
2.2 Оценка системы управления качеством в УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ»
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УП «ВЕРТЕКС-БРЕСТ» ОО «БЕЛТИЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Цели по качеству на 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Отчет по труду
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Отчет о затратах на производство
ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования рыночной экономики в Республике Беларусь большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Белорусские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества.
Организациям, независимо от отрасли экономики и численности, для достижения успеха требуется быть гибкими, быстро адаптироваться к изменениям, ориентироваться на современные достижения в области эффективного менеджмента. В настоящее время, в условиях экономического кризиса в Республике Беларусь вопросы выживаемости промышленных компаний и обеспечения их конкурентоспособности являются наиболее актуальными. Внедрение международных и государственных стандартов, устанавливающих требования к системам менеджмента, обеспечивает создание условий эффективного менеджмента, а также устойчивое развитие организации в конкурентной среде. Внедрение системы менеджмента качества позволяет в конечном итоге снизить себестоимость оказываемых услуг за счет оптимизации связей внутри компании, процессного подхода, внедрения корректирующих действий, направленных на устранение причин возникающих несоответствий.
Именно поэтому целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования системы менеджмента качества промышленного предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать теоретические основы управления качеством на предприятия;
– выявить особенности функционирования системного подхода в управлении качеством;
– провести диагностику системы качества промышленного предприятия;
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы управления качеством
Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина «качество» в управлении предприятием требует его обсуждения. Существует несколько точек зрения на понимание этого термина.
Как философская категория «качество» есть выражение определенности объекта. Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Без определенности нет и содержания. Благодаря качеству объект через свое индивидуальное содержание приобретает определенность и устойчивость [15, с. 66].
Качество – совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (согласно определению Международного стандарта ИСО 9000).
Казаченок С. определяет качество продукции как совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее способности удовлетворить определенные потребности в конкретных условиях потребления (эксплуатации) [7, с. 42].
Воробьев Л.А. считает, что качество – это присущие какому–либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого [3, с. 187].
Можно выделить четыре уровня качества:
– соответствие стандарту (техническим условиям, договору);
– соответствие использованию (стандарту и эксплуатационным требованиям);
– соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара);
– соответствие скрытым потребностям покупателей.
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей
2 ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УП «ВЕРТЕКС-БРЕСТ» ОО «БЕЛТИЗ»
2.1 Производственно-финансовая характеристика предприятия
Производственное частное унитарное предприятие «Вертекс-Брест» Общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» расположено по адресу г. Брест, ул. Московская, 249 А.
Идея создания предприятия в г. Бресте принадлежит бывшему председателю Центрального правления Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ) Нетылькину Анатолию Ивановичу. Во всех областных городах Беларуси были уже созданы и существовали не один десяток лет предприятия товарищества. А в Бресте существовал только участок надомного труда Пинского УПП БелТИЗ, который располагался по ул. Куйбышева. В 1990 году здесь работало 31 человек, из них 27 инвалидов по зрению. Производственные площади составили 30 м2, административные – 12 м2, склад – 20 м2. Желающих работать в г. Бресте инвалидов по зрению было много, а производственных площадей не хватало. Поэтому создание Брестского УПП БелТИЗ было очевидным. 29 мая 1991 года на Пленуме ЦП БелТИЗ было принято решение о создании Брестского УПП БелТИЗ и директором его был назначен главный инженер Гомельского УПП БелТИЗ Вересотский Юрий Николаевич. А 17 июля 1991 года Брестское УПП БелТИЗ было зарегистрировано в Брестском облисполкоме с юридическим адресом: ул. Куйбышева, 12, где и располагалась производственная база предприятия.
Из-за отсутствия собственной производственной базы все работы сперва осуществлялись на основе кооперации с предприятиями г. Бреста: ЭТЗ и БЭЛЗ. В годы экономического спада в связи с развалом СССР инвалиды по зрению брались за любую посильную работу: изготавливали деревянные хлебницы, собирали настольные игры, коробочки для красок, клеили пакеты и многое другое. С появлением платёжеспособных партнёров, таких как Брестский завод газовой аппаратуры, Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод предприятие стало изготавливать более сложную продукцию: коврики массажные для автомобилей, переносные лампы автомобильные, кофеварки, фены для сушки волос, консервовскрыватели, электрогирлянды и прочие.
Предприятие расширялось по площадям. Были арендованы производственные помещения на Брестском электромеханическом заводе (БЭМЗ) на ул. Московской 249/1. В 1994 году согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь эти производственные площади были
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УП «ВЕРТЕКС-БРЕСТ» ОО «БЕЛТИЗ»
Следовательно, совершенствование системы управления качеством продукции должно стоять во главе угла любого предприятия, и на этом нужно сосредоточить все силы. Совершенствование качества — это улучшение характеристик и свойств продукции или услуг, которые позволяют им в полной мере удовлетворять определенные потребности. При этом обязательным условием совершенствования системы менеджмента качества является всесторонний и постоянный анализ действия экономических условий рыночных отношений, а также законов предприятия относительно конкурентоспособности продукции.
Таким образом, совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции или предоставляемых услуг — это постоянная управленческая деятельность организации, направленная на совершенствование технического уровня товаров, качества их изготовления, улучшение элементов производства, а также самой системы управления качеством. В условиях жесткой конкурентной борьбы, каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы полученные в области качества результаты значительно превосходили первоначально установленные требования. Поэтому, обеспечение оптимальной функциональности СМК — это залог конкурентоспособности продукции.
Проведенный анализ системы управления качеством продукции в УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ» показывает, что на предприятии действует ИСМ – интегрированная система менеджмента качества, которая объединяет в себя требования как СМК, так и требования СУОТ. Данная система действует на основании разработанных на предприятии стандартов, руководств, правил и положений, которые в полной мере описывают требования к организации производственного и технологического процесса, а также процессов сбыта и закупки продукции и материалов. Организацию нормативно-правовой базы функционирования ИСМ в УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ» можно охарактеризовать как удовлетворительную. Однако при наличии сильной нормативной базы в 2015 г. качество выпускаемой продукции снизилось, увеличилось количество брака и возвратов, а также появились недовольные покупатели. Это крайне негативно отражается на конкурентоспособности предприятия и требует немедленного регулирования.
Согласно проведенному анализу главной причиной появления брака явилось несоблюдение требований, установленных ИСМ, при этом согласно рисунку 2.1, можно заключить, что неэффективность функционирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были охарактеризованы теоретические основы управления качеством на промышленном предприятии. В настоящее время именно способность предприятия удовлетворить потребность потребителями в качестве выпущенных товаров является залогом и основой его эффективной деятельности. Современный подход к организации управления качеством имеет глобальные тенденции, т.е. наиболее востребованным становится системный подход, когда качество продукции рассматривается не только как результат, но и как взаимосвязь всех хозяйственных процессов, начиная от закупки материалов и выбора поставщика, заканчивая сервисным обслуживанием. Поэтому понятие качество приобретает новое, более глобальное для предприятия значение и остается его ориентиром.
Исследование управления качества УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ», одного из лидеров по производству осветительных приборов в Республике Беларусь, можно охарактеризовать следующим образом:
– на фоне снижения полученной выручки от реализации продукции в 2016 г. происходит также и снижение себестоимости реализованной продукции, однако более низкими темпами, чем выручка от реализации: 82,95 % против 92,76 %. Это привело к снижению полученной прибыли от реализации с 1079 тыс. руб. до убытка в размере 50 тыс. руб. Таким образом, убыток в 2016 г. образовался в основном благодаря росту затрат на приведенную продукцию, а также из-за увеличения расходов на реализацию с 125 тыс. руб. до 146 тыс. руб., т.е. на 16,43 %;
– и в 2015 г. темп роста себестоимости реализованных услуг превышает темп роста полученной выручки от реализации, это привело к тому, что в 2015 г. также наблюдается снижение объема полученной прибыли от реализации. Таким образом наблюдается тенденция снижения эффекта от хозяйственной деятельности УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ»;
– эффективность деятельности УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ» снижается в рассматриваемом периоде с 10,25 % в 2015 г. до отрицательного значения в 2015 г., что отражает показатель рентабельности реализованной продукции. Также происходит снижение и рентабельности продаж с 9,29 % до минус 0,52 % в 2016 г. Это говорит о снижении эффективности как производственного, так и сбытового процесса в УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ»;
– результативность управления ИСМ УП «Вертекс-Брест» ОО «БелТИЗ» в 2016 г. резко снизилась за счет снижения спроса на продукцию из-за увеличения количества некачественной продукции, а также из-за превышения
1 Аристов, О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / О.В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с
2 Братухин, П. Пусть качество оценит потребитель / П. Братухин, В. Дмитриев // Стандарты и качество. – 2011. – № 3. – С. 58–62.
3 Воробьев, Л. А. Менеджмент организации: учеб. пособие для вузов / Л. А. Воробьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2009. – 288 с.
4 Горбашко, Е. А. Управление качеством: учеб. пособие / Е. А. Горбашко. – СПб.: Питер, 2008. – 382 с.
5 ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 2013-01-01. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9001-2011. - Дата доступа: 29.11.2017 г.
6 Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
7 Казаченок, С. Менеджмент качества с учетом традиций / С. Казаченок, Д. Семенов // Директор. – 2011. – № 6. – С. 42―43.
8 Кобяк, М. В. Управление качеством на предприятии: учеб. пособие / М. В. Кобяк, С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2010. – 510 с.
9 Максимчук, Т. П. Контроль качества продукции (товаров) / Т. П. Максимчук // Планово–экономический отдел. – 2013. – № 1. – С. 19–27.
10 Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поко¬ления / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – СПб.: Питер, 2013. – 212 с.
11 Михеева Е. Н. Управление качеством: Учебник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Дашков и К°», 2012. – 532 с.
12 Никифоров, А. Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. – М.: Дрофа, 2008. – 720
13 Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие для вузов / Н. И. Новицкий. – М.: Новое знание, 2004. – 367 с.
14 Салимова, Т.А. Упрвление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 416 с.
15 Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута. – СПб.: Питер, 2005. – 345 с.
16 Семенова, Е.И. Управление качеством: учебник / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев. – М.: Колос, 2007. – 357 с.
17 Смирнова, И.Л. Управление конкурентоспособностью предпринимательской организации в условиях повышения уровня ее капитализации: автореф. дис. канд.экон.наук. — М., 2011. — 23 с
18 Средняя заработная плата по регионам страны // Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. - Режим доступа: http://myfin.by/info/srednyaya-zarplata-v-minskoj-oblasti. - Дата доступа: 29.11.2017.
19 Титович, А. А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск: Выш. шк., 2008. – 254 с.
20 Харрингтон, Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Д.Х. Харрингтон; сокр. пер. с англ.; под ред. Л.А. Конорева. – М.: «Новое знание», 2010. – 358 с.
21 Шевчук, Д.А. Управление качеством / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.
22 Шинкарева, С.Н. Управление качеством на предприятии: новые задачи и подходы / Шинкарева С.Н. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. – №15. – С. 21-35.
23 Щетинина Е.Д., Системный подход к управлению конкурентной активностью промышленного предприятия / Д. А.Шениника, А.А. Архипенко // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-2. – С. 489-494.