Введение
Раздел 1. Теоретические основы экономических кризисов
1.1. Сущность, виды и причины экономических кризисов
1.2. Кризисы и циклическое развитие экономики
Раздел 2. Понятие и опыт антикризисного регулирования в зарубежных странах
2.1. Понятие антикризисного регулирования и его модели
2.2. Опыт антикризисного регулирования в некоторых странах ЕС
Раздел 3. Особенности экономических кризисов и их последствия в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего становления и развития мировой экономики и общества в целом в экономике большинства стран происходили различные кризисы. Данные кризисы сопровождались значительными спадами производства, увеличением числа нереализованных товаров на рынке, обвалом цен, а также ликвидацией системы взаимных расчетов и эффективных банковских систем, банкротство большинства промышленных и торговых предприятий и довольно резкий рост уровня безработицы.
Экономический кризис является нарушением равновесия между спросом и предложением на соответствующие товары и услуги. Рынок, который впитывал в себя любое количество производимых товаров, через некоторое время оказывается переполненным, однако товары продолжают поступать. Спрос постепенно снижается, уже наблюдается значительное отставание от предложения, которое в итоге почти прекращается. Спрос продолжает падать, а между тем, большинство предприятий все еще продолжает работать в силу инерции и поставляет на рынок все новые и новые партии товаров. Цены стремительно снижаются. Начинается ликвидация и крах многих предприятий, причем, прежде всего, погибают финансовые и кредитные учреждения, а также банки.
Кризисы существовали во все времена. Первый мировой экономический кризис, который нанес довольно сильный удар многим отраслям хозяйства и жизни общества одновременно в США, Германии, Англии и Франции наблюдался в 1857 году. Причиной данного кризиса являлись массовые банкротства железнодорожных компаний в США и полный крах рынка акций. Далее на протяжении многих лет и даже столетий наблюдались самые разнообразные виды кризисов экономического характера.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
1.1. Сущность, виды и причины экономических кризисов
В первую очередь рассмотрим непосредственно понятие кризиса. Кризисом называется явное обострение всех противоречий в социально-экономической системе страны, являющееся угрозой ее жизнестойкости в окружающей среде.
Экономическим кризисом является довольно большое нарушение равновесия в системе хозяйствования, которое часто сопровождается значительными потерями и рассоединением нормально функционирующих связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном итоге, приводит к дисбалансу функционирования всей экономической системы [7, c. 56].
В экономике существует довольно много видов кризисов, которые классифицируются по трем различным критериям. Таким образом, различают классификацию:
1. В зависимости от масштабов нарушения равновесия в хозяйственных системах:
-общие кризисы (кризисы, охватывающие все национальное хозяйство);
-частичные кризисы (кризисы, которые распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики).
2. В зависимости от регулярности нарушения равновесия в экономике выделяют следующие виды кризисов:
-периодические (циклические) кризисы (данные кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени).
-промежуточные кризисы (данный виды кризисов не дает начало полному деловому циклу и прерываются на какой-то из фаз. Данные кризисы являются менее глубокими и менее продолжительными).
-нерегулярные кризисы (у данного вида кризисов существуют свои особые причины возникновения).
-отраслевой кризис (развивается в одной из отраслей народного хозяйства и образовывается изменением структуры производства, а также нарушением функционирования хозяйственных связей и др.).
Раздел 2. ПОНЯТИЕ И ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Понятие антикризисного регулирования и его модели
Государство является не внешней системой по отношению к рыночному механизму, а его составной частью, элементом рыночной экономики. Государственное регулирование направлено на ликвидацию сбоев в функционировании рыночного механизма, создание условий для преодоления кризисных явлений на предприятиях, в отраслях и регионах. Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).
В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата. В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров. В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления [11, c. 96].
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование, прежде всего, относятся:
1.Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление, которое привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию.
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Процесс становления Республики Беларусь как независимого государства сопровождался переходным экономическим кризисом. Переходным периодом является особый период в развитии экономики, когда одна экономическая система уже находится в статусе своей ликвидации, а в тоже время совершенно другая, новая система нарождается и утверждается. Именно поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, тем самым довольно сильно отличается от обычного экономического развития. Это происходит потому, что переходной экономике довольно долго сохраняются и действуют старые экономические формы и отношения, при том, что в это же время возникают и развиваются новые экономические формы и отношения. При это ни старые, ни новые формы не функционируют в полную силу, так как одни постепенно приходят в упадок, а другие только зарождаются и утверждаются в экономике постепенно. Причем экономическая ситуация может усугубляться, так как соотношение между новыми и старыми формами постоянно изменяется. Данные черты любой переходной экономике.
Для того, чтобы страна перешла к рыночной модели экономики необходимо преобразовать всю производственно-технологическую структуру экономики. Все эти преобразования являются отнюдь не простым изменением соотношения самых различных отраслей и сфер экономики, а полным во всех смыслах техническим переоснащением экономики, переходом на совершенно новый уровень производительных сил.
Отличительной чертой любой переходной экономики является социально-экономический кризис. Этот кризис может возникнуть как результат краха командно-административной системы. Основными чертами его являются:
-массовое снижение всех объемов производства;
-снижение жизненного уровня населения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическим кризисом называется довольно существенное нарушение равновесия в хозяйственной системе, которое довольно часто сопровождается значительными потерями, а также разрывом всех нормально функционирующих связей как в производственной сфере, так и в рыночных отношениях. Этот акт, в конечном итоге, ведет к довольно существенному дисбалансу функционирования экономической системы страны в целом.
Экономическим циклом называется такой период развития экономики, который находится между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры рынка. В структуре экономического цикла определяются высшая и низшая точки активности, а также находящиеся между ними фазы спада и подъема.
Экономический цикл делится на четыре фазы: экспансия, рецессия (кризис), депрессия и оживление. Причины кризиса могут быть самыми разными. Они бывают объективными, связанными с потребностями модернизации и реструктуризации, а также субъективные, которые отражают все ошибки в управлении, а также природные катаклизмы. Также причины могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране, а вторые – с рисками в маркетинге, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Государство играет важную роль в процессе антикризисного регулирования. Это проявляется в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов. При этом государственное регулирование кризисных ситуации характеризуется значительным разнообразием моделей и видов.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. стал первым кризисом глобализированной экономики.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 560 c
2. Анисимов, А.А. Макроэкономика / А.А.Анисимов, Н.В. Аремьев, О.Б. Тихонова. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 598 с.
3. Антикризисное управление : учеб.-метод. пособие / А. А. Субачев, М. А. Карасёв. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – 130 с.
4. Арешкина, А. С. Антикризисное регулирование экономики в странах ЕС: особенности современного этапа // Вестник Московского университета. Экономика. – 2012. – №4. – С. 46-54.
5. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики / В. П. Васильев. – М: Юрайт, 2018. – 164 с.
6. Волков, А. М. Новые антикризисные технологии в ЕС / Под ред. А.М. Волкова. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 116 с.
7. Воробьев, В.А. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В.А. Воробьев. – Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
8. Гусев, К. Н. Особенности денежно-кредитной политики Европейского центрального банка в посткризисные годы // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. – 2018. – №1. – С. 189-193.
9. Звонова, Е. А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза // Финансы: Теория и Практика. – 2016. – №4. – С. 105-117.
10. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru
11. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М.П. Тейлор. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 560 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
13. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2017. – 792 с.
14. Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход : учеб. пособие / Д.С. Петросян. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 300 с.
15. Покаместов, И. Е., Базазян, С. Г. Мировой финансовый кризис в международной торговле и банковском секторе ЕС // Статистика и экономика. – 2011. – №6. – С. 80-83.
16. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М. : Форум; Инфра-М, 2017. – 607 с.
17. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учеб. пособие / Л.Г. Симкина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 336 с.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование, 2016. – 654 с.
19. Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики: Учебник / И.С.Цыпин, В.Р.Веснин - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 296 с.
20. Шалаев, В. П. Общество перед вызовами сложности: на путях антикризисного управления // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2018. – №1 (209). – С. 71-76.