Введение
1. Теоретические основы демпинга
1.1 Понятие и сущность демпинга
1.2 Разновидности демпинга и условия для его применения
1.3 Положительные и отрицательные последствия применения демпинга
1.4 Последствия введения антидемпинговых пошлин
2. Применение антидемпинговых мер в Республике Беларусь
2.1 Анти-демпинг в Республике Беларусь
2.2 Применение антидемпинговых мер в РБ
3. Двойные стандарты в антидемпинговом законодательстве
3.1 Расчет демпинговой маржи
3.2 Определение ущерба
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Демпинг ‒ продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены значительно ниже рыночных, а временами даже ниже себестоимости товаров или услуг. Демпинг осуществляется с разнообразными целями: проникновение или усиление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг может производиться за счет компании-экспортера или при содействии государства путем субсидирования экспорта из национального бюджета.
Нынешнее законодательство развитых государств распознаёт два ключевых типа демпинга:
Ценовой демпинг ‒ продажа на экспортном рынке товаров по цене, которая ниже его цены на государственном рынке;
Ценностный демпинг ‒ это продажа товаров на экспортном рынке по цене ниже его стоимости.
Демпинг запрещен правилами ВТО. Демпинг не соблюдает правила справедливой конкуренции и наносит убытки местным производителям. В мировой экономической практике в ряде государств общепринято конфронтировать демпингу посредством использования антидемпинговых законов и введения специальных антидемпинговых пошлин. Страна имеет законное право вводить антидемпинговые пошлины на товары, которые реализуются по ценам ниже справедливой цены и наносят материальный ущерб промышленности государства-импортера.
Таким образом, демпинг является методом финансовой нетарифной торговой политики, которая заключается в перемещении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже обычных ценовых уровней этих стран. Она может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.
Объект исследования ‒ внешнеторговая политика государства.
Предмет исследования ‒ демпинг.
Цель работы ‒ определение демпинга как метода финансовой нетарифной торговой политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и сущность демпинга;
2) рассмотрение разновидностей демпинга и условия для его применения;
3) выявление положительных и отрицательных последствий применения демпинга;
4) определение последствий введения антидемпинговых пошлин;
5) рассмотрение применения антидемпинговых мер в РБ;
6) определение расчета демпинговой маржи;
7) определение ущерба;
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМПИНГА
1.1 Понятие и сущность демпинга
Распространенной формой конкуренции на мировом рынке считается демпинг, когда экспортер реализует свои товары на иностранном рынке по цене ниже нормальной. Как правило это продажа по цене ниже цены схожего продукта на внутреннем рынке государства-экспортера.
Демпинг может быть, во-первых, результатом национальной внешней торговой политики, когда экспортер принимает субсидию; во-вторых, демпинг может быть итогом типичной монополистической практики ценовой дискриминации, когда экспортирующая компания, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке с неэластичным спросом, максимизирует доход за счет повышения цен, в то время как на конкурентном иностранном рынке с довольно эластичным спросом она старается максимизировать доход за счет сокращения цен и повышения объема продаж. Такой вид ценовой дискриминации вероятен, если рынок сегментирован, то есть сложно разровнять цены на внутреннем и внешнем рынках посредством перепродажи товара из-за высоких транспортных издержек или введенных государством торговых ограничений.
Для защиты от демпинга страна-импортер может установить антидемпинговые пошлины, которым должно предшествовать особенное исследование для нахождения самого факта демпинга и его вреда.
Тем не менее зачастую компании, которые производят импортирующую продукцию, инициируют антидемпинговые исследования, когда демпинг как таковой отсутствует, а низкие цены на импортируемые товары определены более низкими издержками для зарубежных конкурентов. В этом случае есть риск злоупотребления антидемпинговым законодательством и его перевоплощения в чисто протекционистский инструмент, который может повысить цены на импортные товары и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.
Антидемпинговые пошлины, как и типичные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и ухудшению самочувствия государства. Тем не менее если установление антидемпинговой пошлины заставит демпинговую компанию еще больше уменьшить экспортную цену, то государство-импортер может достать выгоду, как в случае с оптимальным тарифом.
Первые упоминания о демпинге (хищных ценах) можно найти в научных работах экономистов Адама Смита и Александра Гамильтона, которые уже в XVIII веке поняли присутствие данного явления и исследовали вероятные методы ликвидации его деструктивного эффекта.
Уже в начале XX века, за длительное время до получения многосторонней торговой системы и исследования соответствующих международных норм, обязательных для некоторых или всех участников, крупные торговые державы начали применять антидемпинговые меры как средство защиты национальных производителей от недобросовестной торговой практики.
2. ПРИМЕНЕНИЕ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анти-демпинг в Республике Беларусь
Фактически полностью «избежать» статуса нерыночной экономики в условиях ВТО возможно лишь при имплементации реформ, которые дадут возможность расценивать конкретную страну в качестве рыночной экономики. Некоторым исключением здесь можно считать случай Китая, который на переговорах о вступлении в ВТО смог получить статус «условно рыночной» экономики. Однако, получение статуса условно рыночной экономики не помогло Китаю избежать ограничений, накладываемых на СНЭ; кроме того, получение статуса условно рыночной экономики предполагало предоставление плана по внедрению реформ по переходу к экономике, управляемой рыночными механизмами.
Еще один «сторонний» вариант получения статуса рыночной экономики – подписание взаимного соглашения о признании рыночного статуса. Такой вариант, однако, возможен только в случае проведения отдельных переговоров и предполагает некоторые двусторонние выгоды от подписания соглашения непосредственно для стран-подписантов. На данный момент Беларусь подписала соглашение о взаимном признании статуса рыночной экономики с Китаем.
Страны, наиболее часто пользующие механизмом АД-расследований – США и члены ЕС – обладают разным механизмом «распознавания» страны как СНЭ. Совет ЕС ежегодно публикует список стран, статус которых оценивается как СНЭ. В свою очередь США не имеют четко определенного списка СНЭ, а определенный статус экономики определяется каждый раз при инициации АД-расследования. Однако США и ЕС имеют четко определенные критерии, по которым оценивается статус экономики в конкретной стране. Во многих пунктах список этих критериев совпадает, однако значительные различия также присутствуют.
Несмотря на то, что набор критериев для определения статуса экономики в значительной степени разнится для разных стран, в идеальном случае получение статуса рыночной экономики для Беларуси во избежание роста количества АД-расследований требует следующего набора реформ.
1) Ценообразование. Ликвидация государственного регулирования цен, в частности, установления потолка цен для внутренних потребителей, для товаров и сырья, в том числе ликвидация перекрестного субсидирования электроэнергии, ликвидация директивного регулирования уровня заработной платы, приватизация государственных предприятий (хотя бы частичная), а также ликвидация практики «плана» выпуска продукции.
3. ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В АНТИДЕМПИНГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Одной из наиболее острых проблем антидемпинговых процедур является наличие двойных стандартов в законодательной системе по отношению к рыночной и нерыночной экономике. Это означает, что у двух типов стран разные сценарии проведения антидемпингового расследования. Существуют расхождения в методе определения нормальной цены на рынке экспортера.
Статус рыночной экономики означает, что стоимость импорта будет рассчитываться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером. Так называемый «суррогатный подход» применяется к нерыночным экономикам. Нормальная стоимость товара для данной категории стран определяется в соответствии с затратами производителей аналогичных товаров из "третьих" стран с рыночной экономикой с аналогичными общими экономическими и показателями эффективности исследуемой отрасли.
Как правило, в результате сравнения экспортной цены и нормальной стоимости, определяемой суррогатным методом, обычно получается, что производитель поставляет товар на иностранный рынок по цене ниже обычной, а потому выполняет демпинг. Такая практика представляется несправедливой, поскольку она сводит на нет конкурентные преимущества развивающихся стран с точки зрения низких издержек производства. Данные о стоимости фактически будут искажены в ущерб интересам производителей страны нерыночной экономики, товары которой стали предметом разбирательства. Кроме того, очень сложен вопрос определения "суррогатной" страны. Заявитель и страна-экспортер могут вносить предложения относительно выбора аналогичной страны, однако орган, проводящий антидемпинговое расследование, имеет право окончательного выбора.
Для советских и российских товаров основные торговые партнеры долгое время придерживались нерыночного подхода и лишь в 2002 году был признан рыночный характер российской экономики в США, ЕС, Латвии и Литве; Затем в 2003 году его признали ЮАР, Бразилия, Колумбия и Индия. При этом были страны, где проблема признания статуса рынка так и не возникла - Китай, Индонезия, Таиланд, Чили.
В качестве примера мы приводим антидемпинговое расследование, проведенное в 1998 году в отношении калийных удобрений из России, Украины и Белоруссии. Согласно критериям ВТО, эти государства не подпадают под рыночную категорию, поэтому на них распространяется специальный порядок расчета нормальной цены. Канада считалась «третьей» страной с рыночной экономикой.
В результате сравнения было установлено, что нормальная стоимость калийных удобрений в Канаде значительно превышает белорусские и российские экспортные цены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «демпинг» в экономике окружен отрицательным ореолом. И это не случайно. Данный метод продвижения рынка располагается на прекрасном краю между справедливой и бесчестной конкурентной борьбой. Его сущность в том, что цена товара или услуги намеренно занижается ‒ в некоторых случаях ниже себестоимости ‒ для того, чтобы соблазнить покупателей из компаний-конкурентов, извлечь большую долю рынка и вытеснить конкурентов.
В отличие от простого сокращения цен, демпинг использует резкое, конкретное, вопреки всем нормам и обычаям, понижение стоимости товара. Она не оправдывается увеличением производительности производства или понижением цен на сырьевые товары. Это чисто валютное, сознательное действие.
Имеется множество форм демпинга, каждая из которых применяется для свершения различных целей: ликвидированное бизнеса конкурента, извлечения большей доли в сегменте рынка, свершения выгодного соглашения с конкурентами, совершенствования продаж сопутствующих товаров и так далее.
Демпинг может привести как к завоеванию новой доли рынка, так и к уничтожению собственной фирмы ‒ все находится в зависимости от конкретных условий и грамотного планирования демпинговой кампании.
Страна не слишком интенсивно вмешивается в рыночную борьбу хозяйствующих субъектов (необходимо скрупулёзно подтверждать каждое сомнение в демпинге), однако его интересы серьезны. В рамках госзакупок введены защитные меры в отношении исполнителей, которые выигрывают аукционы, резко снижая цену. ФАС кроме того пристально относится к попыткам свалки зарубежных экспортеров.
1 Баринов, В. А. Учебник внешнеэкономической деятельности Издательство: ФОРУМ: 2014. – 192 с.
2 Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2013. – 399 с.
3 Демпинг положительные и отрицательные моменты – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gearmix.ru/archives/35564
4 Диденко, Н. И. Международная экономика: учебник / Н. И. Диденко. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 783 с.
5 Иванов, И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебное пособие Издательство: ИНФРА-М, 2014. – 114 с.
6 Козырин, А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 2014. – 208 с.
7 Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для университетов. - 2 ред., переработка. И дополнительно - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 672 с.
8 Овчинников, Г. П. Международная экономика. СПб., 2015. – 620 с.
9 Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 428 c.
10 Смиченко, В. К. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для образовательных учреждений среды. профессионал. М.: 2014. – 304 с.
11 Стрелкова, И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 167 c.
12 Фомичев, В.И. Международная торговля: учебник; 2-й пос., и дополнительно - Москва: ИНФРА-М, 2015
13 Шепенко, Р. И. Антидемпинговый процесс. - М.: Дело, 2016. – 147 с.
14 Шквара, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировой экономике Учебное пособие Издательство: Инфра-М: 2016. – 310 с.
15 Шумилов, В. М. Антидемпинговый процесс по российскому законодательству и праву ВТО//Международный юрист, № 4 2013.
16 Энциклопедия управления финансовыми рисками/ред. А. А. Лобанов и А. В. Чугунова. - 2-я ред. Перелаб и дополнительная - Москва: Alpine Business Bux, 2015.