Введение
1 Информационное и методическое обеспечение аналитического исследования
2 Анализ основных экономических показателей организации
2.1 Анализ показателей производства и реализации продукции, (работ, услуг)
2.2 Анализ трудовых показателей
2.3 Анализ затрат и себестоимости продукции
2.4 Анализ показателей эффективности функционирования организации
2.5 Анализ показателей финансового состояния
3 Оценка деятельности организации и направления ее совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях рыночной экономики организациям необходимо повышенное внимание уделять оценке эффективности своей деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности организаций. С его помощью вырабатывается тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, осуществляются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение организации. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения. Вместе с тем экономический анализ - это одна из функций управления. С этой точки зрения экономический анализ необходимое звено в системе управления организацией, которая обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием ее деятельности. Поэтому экономический анализ должен завершаться принятием соответствующих управленческих решений [1, с. 214].
Цель работы – проведение анализа основных экономических показателей деятельности организации. Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы предполагается решение следующих задач:
-изучить суть информационного и методическое обеспечения аналитического исследования;
-провести анализ основных экономических показателей организации; провести анализ показателей производства и реализации продукции;
-проанализировать трудовые показатели; провести анализ затрат и себестоимости продукции;
-проанализировать показатели эффективности функционирования организации; провести анализ показателей финансового состояния;
1 Информационное и методическое обеспечение аналитического исследования
Для осуществления прогнозирования, планирования, контроля, анализа и оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий, организации, осуществления внешних контактов предприятия необходима информация, обобщенно характеризующая состояние объектов управления за различные промежутки времени. На основе такой информации можно выявить важнейшие тенденции развития объекта управления и определяющие такое развитие факторы, объективно оцените достигнутые результаты деятельности, и наметить задачи на будущее.
Таковой является бухгалтерская (финансовая) отчетность — это совокупность показателей о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, основывающихся на данных бухгалтерского учета. Также можно указать, что бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, комплексно характеризующих имущественное положение и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы [1, с.151].
Бухгалтерская отчетность составляется за определенный отчетный период: месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Каждая из форм бухгалтерская отчетность должна содержать следующие реквизиты:
-наименование;
-указание отчетной даты или отчетного периода;
-наименование организации;
-другие данные, указанные в формах.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих форм:
1.Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг). Постановление Статистический комитет РБ 182 12.10.2012 Об утверждении формы государственной статистической отчетности.
2 Анализ основных экономических показателей организации
2.1 Анализ показателей производства и реализации продукции (работ, услуг)
Основной целью предприятия в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.
Как заметил П. Друкер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты» [4, с. 85].
Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.
Основные задачи данного вида анализа в традиционном его варианте состоят в следующем:
–оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции;
–изучение динамики выпуска продукции и ее реализации в денежном выражении;
–оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;
–выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;
–оценка ритмичности производства и реализации продукции;
–оценка качества производимой продукции;
–комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции;
–выявление резервов дальнейшего увеличения объема реализации продукции и улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
–разработка мероприятий по использованию выявленных резервов [4, с. 249].
Процесс производства и процесс реализации тесно взаимосвязаны, и способствуют достижению предприятием конечной цели деятельности – получению прибыли. Объем производства влияет на объем реализации, который под влиянием уровня цен продукции, сложившихся на рынке в результате
взаимодействия спроса и предложения, формирует прибыль предприятия, на которую влияет и себестоимость.
3 Оценка деятельности организации и направления ее совершенствования
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия [4, с.135].
Важнейшей формой деловой активности и финансового состояния предприятия является величина текущих финансовых результатов. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений рассматривается в первую очередь, являясь одним из финансовых результатов деятельности предприятия. Она выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятия. Однако предприятию нужна не просто прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов.
Во-вторых, прибыль, выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующего субъекта, благополучие которого зависит как от величины прибыли, так и принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней, поступая в бюджеты в виде налогов и различных экономических санкций.
К основным факторам, влияющим на размер, прибыли можно отнести:
–увеличение объемов производства;
–снижение себестоимости;
–внедрение инноваций и новых технологий;
–повышение производительности труда [9, с.272].
Заключение
Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.
Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий и их внутренних подразделений. Анализ на микроуровне связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров [7, с.163].
В работе были проведены анализы основных показателей организации, группированные следующим образом:
-показатели производства и реализации продукции;
-трудовые показатели;
-показатели затрат и себестоимости продукции;
-показатели эффективности функционирования организации;
-показатели финансового состояния организации.
Исходя из анализа производства и реализации продукции отметим, что объем производства промышленной продукции увеличился по отношению к предыдущему году. На увеличение объема производства влияют такие факторы, как производственная мощность, ритмичность производства.
Проанализировав трудовые показатели, можно заметить увеличение коэффициента общего оборота кадров, который показывает текучесть кадров в организации. При повышении среднесписочной численности работников, увеличился объем производства промышленной продукции.
При анализе показателей затрат и себестоимости продукции было выявлено, что с уменьшением себестоимости реализованной продукции и увеличением управленческих расходов, доля управленческих расходов в себестоимости возросла. Аналогично возросла и доля расходов на реализацию в себестоимости реализованной продукции.
Проанализировав основные средства, был сделан вывод о том, что техническое состояние основных средств незначительно ухудшилось. Об этом свидетельствует снижение коэффициента годности основных средств.
1) Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2017. - 432 c.
2) Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2003. - Режим доступа: http://www.pravo.by/
3) Шадрина, Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник и практикум для СПО / Г.В. Шадрина. – М.: Юрайт, 2017. – 272 c.
4) Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. / Г.В. Савицкая. – М. ИНФРА-М, 2014. – 303 с.
5) Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c.
6) Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 366 c.
7) Казакова, Н.А. Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 343 c.
8) Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
9) Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 348 c.
10) Маркин, Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Маркин. - М.: Омега-Л, 2017. - 450 c.
11) Мельник, М.В. Экономический анализ в аудите: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 543 c.