ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность стратегии
1.2 Виды и методы разработки стратегий
2 ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «АВТОСИЛА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосила»
2.2 Анализ рыночных позиций организации
2.3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности организации
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОСИЛА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Негативные тенденции в мировой экономике, сильно затронувшие ряд стран рикошетом ударили по Беларуси. Сделанный на волне экономического подъема прогноз, заложенный в Национальную программу развития экспорта на прошлую пятилетку, не оправдался. Наблюдается сокращение ВВП нашей страны, снижение реальных доходов ее населения. К сожалению, рассчитывать на оживление традиционных рынков сбыта белорусской продукции в ближайшее время не приходится.
Завоевать новые рынки сбыта и остаться игроками на прежних возможно при развитии новой высококачественной продукции, импортозамещающих производств, технологических инноваций, а также совершенствовании маркетинговой деятельности.
В Республике Беларусь производятся товары народного потребления и промышленного назначения, которые экспортируются за пределы нашего государства. Реализация их на внешних рынках в зависимости от специфики выпуска продукции требует определенных приемов и методов.
Современный этап международных экономических отношений характеризуется динамично протекающим процессом переноса за рубеж промышленными предприятиями собственной производственной и сбытовой деятельности в форме лицензионной торговли, франчайзинга, международного лизинга, прямого заграничного инвестирования, создания совместных производств и заграничных дочерних обществ. На уровне предприятия данный процесс можно охарактеризовать как стадию интернационализации деловой активности предприятия.
Единого определения понятия «интернационализация» не существует ввиду его многоплановости и многофункциональности. На уровне отдельного предприятия интернационализацию деловой активности характеризуют «специализация в международном масштабе и кооперирование с зарубежными деловыми партнерами».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность стратегии
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Но за последние 30 лет его использование стало широко распространенным среди специалистов в области управления, теории и практики управления, и стало общепринятой концепцией. Под стратегией, как правило, понимают свод правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений [4, с. 17]
В то же время эта стратегия также рассматривается как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий выполнение миссии и достижение стратегических целей организации.
Стратегия формируется на основе стратегических целей, предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единую линию действий. Поэтому стратегия определяет пределы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.
На практике, когда речь идет о стратегии, руководители компании часто ссылаются на действия, направленные на изменение конкурентоспособности продуктов и / или изменение бизнес-целей, которым руководствуется персонал компании. Тем не менее, это понимание стратегии сосредоточено на операционной деятельности, связанной с временным улучшением рыночных позиций компании.
В более широком смысле стратегия - это «правило игры» долгосрочного управления, направленное на удовлетворение потребностей потребителей лучше, чем у других конкурентов; укрепить позиции компании в выбранном сегменте рынка за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать в разнообразии и качестве, цены и сервис в вашей отрасли; Достигните хороших деловых функций.
2 ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «АВТОСИЛА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосила»
Основной вид деятельности за 2019г – деятельность автомобильного грузового транспорта – 76,7 % в общем объеме выручки. За 2019г ОАО «Автосила» перевезло 3979,9 тыс.тонн грузов (80,1 процента к 2018 году) и выполнила 36748,1 тыс.ткм грузооборота (100,9 процент к соответствующему периоду 2018 года). Среднесписочное количество автомобилей составило 96,4 автомобиля с общей грузоподъемностью 1941,5 тонн. Коэффициент выпуска за отчетный период – 0,47, коэффициент технической готовности - 0,793.
Преимуществом предприятия являются: многолетняя практика оказания транспортных услуг, большое количество подвижного состава, квалифицированный персонал, возможность обеспечивать выполнение большого объема транспортной работы (работа подвижного состава в три смены).
Среднесписочная численность работников предприятия за 2019 год составила 197 человек, средняя заработная плата - 959,1 руб. (водителей 1064,10 руб.)
ОАО "Автосила" оказывает услуги по доставке груза автомобилями, по экспедированию, по ремонту подвижного состава, медосвидетельствованию на допуск к работе водителей сторонних организаций, предоставление стоянки для автотранспортных средств. Общество предоставляет услуги по работе погрузчика, сдаче в аренду помещений, услуги диагностической станции по прохождению техосмотра, услуги по мойке автомобилей.
Особенностью производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его слабым местом является сезонность работы.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОСИЛА»
Рассмотрим такое направление повышения эффективности деятельности на предприятии, как автоматизацию процессов управления закупками.
Специалисты современного предприятия не могут выполнять все операции, связанные с закупками, только с использованием базовых возможностей имеющихся компьютерных технологий (MS Office, системы передачи данных – делопроизводство и т.д.). Для управления закупками в автоматическом режиме необходимо внедрение автоматизированной системы управления закупками и запасами и отношениями с поставщиками. Одним из таких вариантов может быть внедренная уже на многих отечественных предприятиях система на базе SAP ERP (разработчик – Epam Belarus).
Назначение программы:
- автоматизация процессов, связанных с заключением и исполнением договоров на закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- формирование единой базы договоров на закупку ТМЦ;
- формирование единой базы закупок ТМЦ;
- уменьшение процента ошибок, совершаемых при оформлении комплекта документов, связанных с декларированием и поступлением ТМЦ;
- уменьшение времени, затрачиваемого на оформление документов, необходимых для поступления ТМЦ на склады предприятия;
- отслеживание обязательств по договорам поставки;
- реализация сквозной автоматизированной технологии закупок ТМЦ.
Функции программы:
- регистрация договоров и дополнительных соглашений на закупку ТМЦ;
- формирование заявок на оформление паспортов сделок;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной вид деятельности за 2019г – деятельность автомобильного грузового транспорта – 76,7 % в общем объеме выручки. За 2019г ОАО «Автосила» перевезло 3979,9 тыс.тонн грузов (80,1 процента к 2018 году) и выполнила 36748,1 тыс.ткм грузооборота (100,9 процент к соответствующему периоду 2018 года). Среднесписочное количество автомобилей составило 96,4 автомобиля с общей грузоподъемностью 1941,5 тонн. Коэффициент выпуска за отчетный период – 0,47, коэффициент технической готовности - 0,793.
Преимуществом предприятия являются: многолетняя практика оказания транспортных услуг, большое количество подвижного состава, квалифицированный персонал, возможность обеспечивать выполнение большого объема транспортной работы (работа подвижного состава в три смены).
Для ОАО «Автосила» имеется необходимость совершенствования процесса закупок и повышения эффективности управления процессом, что может быть достигнуто за счет повышения автоматизации процессов.
Организация прямых поставок потребителю минуя склад позволит увеличить прибыль от продаж на 5% до 1730,4 тыс. руб. Следовательно, в ходе мероприятия прибыль от продаж вырастет на 82,4 тыс. руб.
Планируется введение такой услуги, как укладка плитки физическим лицам. В ходе данного мероприятия планируется рост выручки на 10%, т.е. на 7769,8 тыс. руб.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2009. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2014. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2015. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии предприятия / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 75-83.