Причины и профилактика эмоционального неблагополучия дошкольников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Причины и профилактика эмоционального неблагополучия дошкольников»
по дисциплине: «Психология развития»
2020
45.00 BYN
Причины и профилактика эмоционального неблагополучия дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников
1.1 Развитие эмоциональной сферы дошкольников
1.2 Причины эмоционального неблагополучия дошкольников
1.3 Особенности профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников
2 Методологические аспекты причин и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников
2.1 Диагностика эмоционального неблагополучия дошкольников
2.2 Работа по профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений и начальной школы, а так же родители все больше осознают проявления нетерпимости, агрессии, психического напряжения, тревоги и обиды среди детей. В последние годы в системе образования наметилась тенденция к интеллектуальному развитию детей. Однако развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Детский сад и школа всегда имели дело с условной массой усредненных учеников и воспитанников, и в то же время любому учителю приходилось сталкиваться в своей практике с трудными, нестандартными детьми, чей прогресс и поведение не вписывается в общепринятые рамки и вызывает беспокойство и тревогу. Не говоря уже о том, что каждый человек – это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, психическими особенностями.
Воспитание чувств в ребенке должно служить в первую очередь формированию гармонично развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Занижение этого требования, как правило, приводит к преувеличенному, одностороннему развитию некоего одного качества, чаще всего интеллекта, который, во-первых, не позволяет глубоко понять особенности мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца понять роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и становления личности. Известно, что наблюдения за эмоциональными особенностями собственного ребенка, хотя и удивили Ч. Дарвина, но не слишком изменили его представления об эволюции эмоций в человеке, то есть о чисто биологической функции и природе эмоций в отличие от духовной природы ума (Ch. Darwin, 1881). Влияние идей Дарвина прослеживается до наших дней в идеях инволюции эмоциональной жизни, как в филогении, так и в онтогенезе. Таким образом, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции особенно необходимы при отсутствии приобретенного опыта, т.е. чем ближе к рождению, тем больше. «В этом случае, - отмечает он, - поведение контролируется производными эмоциями гораздо труднее, вплоть до того, что реакция на всю ситуацию является эмоциональной» [1].
В рамках исследования развития эмоциональной сферы необходимо рассмотреть положения основных теоретических теорий. Пионером в этой области был основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоции как наследственную стереотипную реакцию организма, которая в чистом виде может быть обнаружена только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет страх, ярость и любовь как базовые биологические реакции, которые могут быть полностью выражены с точки зрения ситуации и реакции на нее [1].
1 Теоретические аспекты проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников
1.1 Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Первые годы жизни – это интенсивный период развития эмоций. Именно в этот период ребенок наиболее непосредственно выражает свои чувства, его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У него также возрастает потребность в эмоциональном признании со стороны других людей. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является своего рода эмоциональным эталоном в их отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в четырехлетнем возрасте. Любовь мальчиков к своим матерям в эти годы является глубокой, проникающей. Это источник чувств, который может сделать детство счастливым.
Все сказанное о мальчиках можно отнести к девочкам по отношению к их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят привязанность, поцелуи, они цепляются за взрослых, обнимают их, что свидетельствует о развитии наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа «я» [2].
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже в возрасте двух-трех месяцев возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, которая кажется эмбрионом всех впоследствии сформировавшихся высших человеческих чувств, в психологии называется «комплексом оживления».
Эмоции типа «комплекса оживления» формируются в первые месяцы жизни малыша на основе его опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворить все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают комфорт и безопасность. Если этот опыт отсутствует или недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается и может вообще не произойти, что негативно сказывается на последующем развитии личности ребенка. По мере развития ребенка формируются новые потребности и интересы.
Особенно важно развивать у ребенка чувства предрасположенности, симпатии к близким людям, сопереживания к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребенка развиваются простейшие нравственные чувства. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям других людей [3].
2 Методологические аспекты причин и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников
2.1 Диагностика эмоционального неблагополучия дошкольников
Изучением вопросов диагностики эмоционального неблагополучия дошкольников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.В. Андриенко, П.К. Анохин, Л.И. Божович, В.М. Бехтерев, Г.В. Бурменская, Б.С. Волков, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Н. Данилова, А.И. Захаров и В.А. Крутецкий и т.д.
Для того, чтобы определить особенности процесса диагностики эмоционального благополучия дошкольников, необходимо рассмотреть основные методы и методики определения данного процесса.
Основные методы диагностики эмоционального благополучия дошкольников: наблюдение, экспертное оценивание, беседа, опрос, эксперимент, тестирование.
Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях [20].
Экспертное оценивание – это стратегия исследования, в которой процесс в окружающей среде специально контролируется.
Беседа – это получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.
В ходе беседы психолог, будучи исследователем, тайно или явно направляет беседу, во время которой задает вопросы опрашиваемому. Существует два типа разговоров: контролируемый и неуправляемый. При контролируемом психолог активно следит за разговором, поддерживает разговор и устанавливает эмоциональный контакт. Бесконтрольный разговор происходит по сравнению с управляемым возвращением инициативы психолога респонденту. В неконтролируемом разговоре акцент делается на способность респондента выражать свое мнение, при этом психолог практически не участвует в выражении мнения респондента.
Опрос – это метод психологической вербальной коммуникации, при котором в качестве средства сбора информации от респондента используется специально разработанный перечень вопросов анкеты. Таким образом, это опрос с использованием анкеты.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что дошкольный возраст является оптимальным периодом развития эмоциональной сферы ребенка -дошкольника. На эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние многие факторы, основными из которых являются такие как взаимоотношения с родителями, с воспитателями, а также в группе сверстников.
Оценка учителем или воспитателем действий ребенка оказывает значительное, но не всегда в достаточной степени учитываемое влияние на эмоциональное состояние ребенка. У большинства детей положительная оценка воспитателя повышает тонус нервной системы, повышает эффективность выполняемых действий. В то же время негативные оценки, особенно если они повторяются, создают депрессивное настроение, угнетают физическую и умственную активность.
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста проявляется в рамках негативного взаимодействия в рамках семьи, наличие негативных эмоциональных взаимоотношений в рамках межличностных отношений, а также в рамках адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду.
Пути профилактики эмоциональной дисфункции детей дошкольного возраста заключаются в гуманизации развивающей среды, повышении педагогической компетентности взрослых, окружающих ребенка, особенно родителей и педагогов, и адекватном развитии эмоциональной сферы детей с сопровождающей, направляющей, а иногда и корректирующей помощью взрослых.
Ребенок не должен быть объектом воспитания, он всегда является активным субъектом самообразования. Равенство позиций, признание активной роли ребенка в процессе его воспитания, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, помощь в закреплении передового опыта поколений – вот основные источники благоприятного, ненасильственного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Родители и педагоги могут стать хозяевами души ребенка только в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и собственном совершенстве.
Основные методы диагностики эмоционального благополучия у дошкольников: проективные методы, эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение.
Для изучения эмоционального благополучия дошкольников применяются такие методики как барашек в бутылке, выбери нужное лицо, несуществующее животное и т.д.
Данные методы и методики способствуют более детальному изучению особенностей эмоционального благополучия в дошкольном возрасте и как следствие, определяют основные тенденции в личностном развитии ребенка дошкольного возраста. В рамках определения особенностей профилактики эмоционального неблагополучия среди дошкольников, нами была разработана программа, в соответствии с которой проводится работа по оптимизации эмоционального состояния с самими детьми, родителями и воспитателями.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М.: Академия, 2008. – 256 с.
2. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский – Екатеринбург, 2005. – 325 с.
3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2010. – 298 с.
4. Андриенко, А.В. Обзорные лекции по психологии / О.В. Белоус. – М: Армавир, 2008. – 124 с.
5. Шакуров, Р.Х. Человек формируется с детства / Р.Х. Шакуров. – М.: Педагогика, 2012. – 258 с.
6. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин. – М.: Советская энциклопедия, 2009. – 231 с.
7. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание – 2011. – №10. – С. 35-45
8. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 2006. – 328 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2012. – 128 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Астрель, 2007. – 258 с.
11. Рояк, А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – С.32-56
12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 123 с.
13. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 289 с.
14. Синягина, М.Ю. Психолого–педагогическая коррекция детско–родительских отношений / М.Ю. Синягина. – М.: Академия, 2011. – 213 с.
15. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 145 с.
17. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 256 с.
18. Климова–Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье – Родителям о детях. / М. Климова- Фюгнерова. – Минск: Народная асвета, 2011. – 123 с.
19. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольника / Т.В. Лаврентьева. – М.: «Педагогика», 2013. – 356 с.
20. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников / под ред. А.В. Можейко – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 287 с.
21. Слепцова, И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С.29
22. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Академия, 2013. – 123 с.
23. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 254 с.
24. Фонарев, А.М. Ребенок и среда / А.М. Фонарев. – М.: Знание, 2004. – 225 с.
25. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. – М.: Академия, 2011. – 289 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты