ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ. ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АНАЛИЗ НОРМЫ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовно-правовое воздействие по содержанию и правовой природе представляет весьма широкое и многогранное явление [1–5]. Не вдаваясь в глубины научных дискуссий, остановимся на кратком обзоре выделяемых в уголовном законе видов мер такого воздействия, исследуя систему мер уголовно-правового воздействия, предусмотренную в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 г.1 (далее – УК), в разрезе законодательных изменений на протяжении 20-летней практики его применения.
Меры уголовно-правового воздействия или меры уголовно-правового характера – это общее название мер государственного принуждения, устанавливаемых в целях недопущения и противодействия преступным посягательствам, общественно опасным деяниям. Указанные меры адресованы широкому кругу лиц. В зависимости от характера уголовно-правовых отношений (позитивные или конфликтные), в которых реализуется уголовноправовое воздействие, категории лиц-адресатов можно условно разделить на законопослушных, совершивших преступления, совершивших общественно опасные деяния.
Позитивные (общие охранительные, общепредупредительные) уголовно-правовые отношения, возникая между государством и законопослушными гражданами, составляют основу правомерного поведения. В таких правоотношениях реализуется позитивная ответственность. Возникают общие охранительные правоотношения непосредственно из уголовного закона с момента введения его в действие [6, с. 18–21; 7, с. 19–22]. Уголовный запрет возлагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления и тем самым регулирует поведение людей в обществе. Государство, устанавливая определенный круг преступлений под угрозой применения уголовных санкций (наказаний или иных мер уголовной ответственности), воздействует на выбор гражданином такого варианта поведения, который не запрещен законом.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Изучение развития всех конфликтных уголовных правоотношений, урегулированных действующим уголовным законом, позволяет нам объединить меры уголовно-правового воздействия в определенную систему. Меры уголовно-правового воздействия, основанные на конфликтных уголовных правоотношениях и реализуемые в их диапазоне, можно разделить на следующие группы с учетом правовой природы их происхождения, предназначения и целей применения:
1. Меры уголовной ответственности, а именно пять форм реализации уголовной ответственности, выражающихся в следующих видах осуждения:
а) с применением назначенного наказания;
б) с отсрочкой исполнения назначенного наказания;
в) с условным неприменением назначенного наказания;
г) без назначения наказания;
д) с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера.
2. Меры уголовно-правового воздействия, связанные с обеспечением основных мер уголовной ответственности (форм ее реализации) в процессе их исполнения: профилактическое наблюдение, общественно полезные работы. Такие меры образуют самостоятельную группу вспомогательных мер уголовной ответственности, которые наряду с назначенной судом основной мерой усиливают исправительно-предупредительное воздействие на осужденного (меры второго порядка).
3. Меры уголовно-правового воздействия, связанные с обеспечением выполнения и соблюдения осужденным правоограничений, вытекающих из правового состояния судимости, после исполнения основной меры уголовной ответственности (например, превентивный надзор).
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
По истечении пяти лет практического применения Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г. мы можем проанализировать перемены в уголовно-правовой политике нашего государства (с момента введения названного кодекса в действие, т. е. с 1 января 2001 г.) и степень решения задач, поставленных в ходе реформирования уголовного законодательства.
Согласно данным о преступности и судимости, за минувшие годы не отмечается существенных положительных результатов в сдерживании преступности средствами уголовного права. В Республике Беларусь до введения УК 1999 г. в действие (в 2000 г.) было зарегистрировано 135,5 тыс. преступлений. С момента начала действия нового кодекса статистика преступности свидетельствует об ухудшении положения в этой области: в 2001 г. зафиксировано 112,2 тыс. преступлений; в 2002 г. 132,9 тыс.; в 2003 г. 151,2 тыс.; в 2004 г. 166,1 тыс. преступлений. Подобная ситуация наблюдается и в судебной статистике: число осужденных в 2000 г. (до введения в действие УК 1999 г.) составило 57,1 тыс. лиц; в 2001 г. осуждено 50,3 тыс. человек, в 2002 г. 53,6 тыс.; в 2003 г. — 65,4 тыс.; в 2004 г. 73,7 тыс. Рост судимости закономерно отражает возрастание регистрируемой преступности. Общий вывод таков: тенденция роста преступности и судимости, имевшая место во время действия УК 1960 г., полностью сохранилась и после смены уголовного законодательства.
Было бы неверно полагать, что указанные статистические данные свидетельствуют о провале реформы уголовного права или, как минимум, о низкой ее эффективности. Во-первых, известно, что состояние преступности в обществе зависит от множества факторов, среди которых состояние уголовно-правовой политики имеет далеко не первостепенное значение; во-вторых, эффективность уголовно-правовой политики определяется не только по уровню преступности, но и по иным показателям.
ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ. ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
На уровне глобальной проблемы называют «гуманитарный кризис» или «кризис человеческой духовности». Практически во всём мире сегодня говорят о том, что человек – по-прежнему самая большая тайна на Земле. Понять его духовную сущность, работать с его мировоззрением, его психикой намного сложнее, чем провести какую-либо хирургическую операцию. Отсутствие высокой системы нравственных ценностей является самой базовой причиной для различных девиаций. Поэтому пытаться исправить преступника только посредством труда и тюремного режима практически невозможно. К этому добавляются не только тяжёлые эмоциональнопсихологические и материально-бытовые условия содержания заключённых. Относительно длительных периодов заключения (5-6 лет) в одиночной камере психологи свидетельствуют, что в психике человека происходят необратимые негативные изменения. Кроме того, существует мнение, что доля рецидива является стабильной для каждого государства, несмотря на жёсткие меры наказания и значительные усилия по превенции. Я.И. Гилинский утверждает, что «ситуация кризиса в системе уголовного наказания вынуждает искать новые подходы, методы, принципы к решению проблемы уголовного наказания»1.
В экономически развитых странах (Япония, Германия, Швеция) значительную часть (80-95%) составляют штрафы и только 3,5-20 % – реальное тюремное заключение. В современной Российской Федерации из 13 видов уголовного наказания тюремное заключение составляет 60 %2. Экономисты подсчитали, что содержание заключённого в тюрьме обходится государству примерно в 8 раз дороже, чем меры превенции или замена лишения свободы иным наказанием. Поэтому система штрафов за ненасильственные преступления намного продуманнее и выгоднее государству: во-первых, не происходит сигматизация человека (на нём не ставят клеймо зека), во-вторых, такая форма наказания не только не разоряет государственный бюджет, но, пополняет его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди методов, которые можно использовать для предупреждения рецидива, можно выделить следующие:
– государственная политика по обязательному обеспечению работой бывших заключённых;
– сокращение максимальных сроков наказания и замена части наказания альтернативными способами наказания (штраф, общественные работы, ссылка, общественное порицание и др.);
– уменьшение составов преступлений, за совершение которых предусматривается лишение свободы;
– введение обязательной психологической работы с осуждёнными (тренинги, тестирование, моделирование проекта работы над собой, контитурирование новой жизненной парадигмы и т.д.);
– введение в пенитенциарных учреждениях обязательного обучения какой-либо востребованной специальности, чтобы освободившийся человек мог ресоциализироваться;
– детальная разработка и использование института медиации в уголовном праве как восстановительного правосудия.
На наш взгляд, данные методы можно применить как экспериментальные, подвергнув их предварительно криминологическому анализу и прогнозированию. После их использования криминологический анализ позволит сделать выводы об эффективного того или иного метода для населения конкретного государства. Уголовные ограничения должны быть сообразуемы с нормами, традициями и менталитетом конкретного народа, а также соотноситься социально-экономическим укладом жизни государства.
АНАЛИЗ НОРМЫ
Ч.1 ст.174 УК
Диспозиция описательная ввиду отсутствия в ней ссылок, санкция альтернативная ввиду наличия нескольких вариантов наказания.
Категория преступления – менее тяжкое ввиду наличия наказания в виде лишения свободы до двух лет.
Состав формальный.
Объект установленный порядок содержания несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Сводин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на летней танцплощадке в парке им. Горького, стал приставать к танцующим с просьбой угостить его спиртным. При этом Сводин нецензурно ругался. Дежурный наряд милиции, охранявший общественный порядок в парке, предложил Сводину пройти с ними в ближайший опорный пункт. Сводин вырвался из рук сотрудника ОВД, оттолкнув его, достал из кармана нож и стал угрожать расправой.
Решите вопрос об ответственности Сводина
Лицо подлежит ответственности по ст.364 УК: Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности.
1. Дуюнов ВК. Уголовно-правовое воздействие, теория и практика. Москва: Научная книга; 2003. 520 с.
2. Лопашенко НА. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс; 2004. 337 с.
3. Гришанин ПФ. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел. Москва: Академия МВД России; 1996. 44 с.
4. Рарог АИ, редактор. Уголовно-правовое воздействие. Москва: Проспект; 2012. 288 с.
5. Бавсун МВ. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации [автореферат диссертации]. Омск: Омская академия МВД Российской Федерации; 2013. 38 с.
6. Грунтов ИО, Шидловский АВ, редакторы. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении. Минск: Издательский центр БГУ; 2018. 863 с.
7. Грунтов ИО, Шидловский АВ, редакторы. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении. 2-е издание, дополненное и исправленное. Минск: Издательский центр БГУ; 2019. 860 с.
8. Грунтов ИО, Шидловский АВ, редакторы. Уголовное право. Общая часть. Минск: Издательский центр БГУ; 2014. 727 с.
9. Конюк АВ, редактор. Вопросы уголовного права и процесса в практике опротестования судебных решений по уголовным делам. 2015–2016 гг. Минск: Белорусский Дом печати; 2017. 448 с.
10. Шидловский АВ. Назначение наказания по уголовному праву Беларуси. Минск: БГУ; 2015. 295 с.
11. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
12. Богомолов В. А. Экономическая безопасность. М., 2017.
13. Дорофеев И. Н., Строгалов В. В., Долин ко В. И. Организация оперативно розыск ной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учеб. метод. пособ. М., 2013.
14. Криминализация экономики и экономическая безопасность: учебник / [Н. В. Артемьев, Ю. В. Латов, Ю. Г. Наумов и др.; отв. ред. В. И. Долинко]. М., 2018.
15. Рыжов Д. В. Судебная реформа Петра I в законодательстве Российской империи начала XIII века // Ростовский юридический институт МВД России «Юристъ Правоведъ». 2017. № 3 (82).
16. Скипский Г. А., Михеева С. Н. Коррупция в полиции как фактор крушения Российской империи // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1.
17. Третьяков В. И., Стрилец О. В. Система наказаний в российском уголовном законодательстве с позиции международных стандартов: история и современность // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 3 (42).
18. Тыловое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / [Ю. Г. Наумов и др.; под ред. Ю. Г. Наумова]. М., 2014.
19. Экономическая безопасность: производство – финансы – банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.