ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создалась достаточно прочная база рыночных отношений. Однако программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях, связанных, прежде всего, с необходимостью перехода с макроуровня на уровень конкретного производства с целью усиления его конкурентных позиций.
Инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики. Инновационный путь развития экономики республики – объективное условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы (далее – Государственная программа) является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
Стратегия инновационного развития республики, предусмотренная Государственной программой, заключается в комбинировании внедрения прорывных технологий с «индустриально-инновационным» развитием традиционных секторов экономики. При этом в одних секторах предстоит реализовывать стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций, а в других – «догоняющее» развитие при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов.
Неотложной теоретической и практической задачей в современных условиях является совершенствование всей системы управления организацией, одно из направлений которого – внедрение инноваций.
Инновационные процессы становятся существенным фактором, определяющим стратегический успех организации на рынке товаров и услуг, устойчивость и стабильность ее развития.
Разработка основ эффективного использования инновационной политики организации необходима из-за причин экономического характера. Со-временные рыночные отношения обуславливают усиление конкурентной борьбы между организациями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Среди различных методов и средств усиления конкурентного статуса организации особое место занимает активизация инновационных процессов, главная часть которых – создание новой продукции, услуг, информации, интеллектуальных ценностей, т.е. новаторский процесс постоянного поиска новых возможностей, умение извлекать и использовать для решения постоянных задач новые материалы и интеллектуальные ресурсы из самых разных источников.
Главные задачи всей экономики Республики Беларусь в развитии инновационной сферы организаций – ликвидация устаревших форм управления, совершенствование технологии, содействие формированию прогресса организационной структуры производства как базы экономического роста. Однако усиление производственно-технологической базы организации путем обновления основных средств является необходимым, но не достаточным направлением стимулирования ее инновационного развития.
Всякое инновационное развитие – это комплексный процесс, включающий развитие всей системы факторов и условий, необходимых для его осуществления на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности организации. В связи с этим обострилась потребность разработать основы управления такой интегральной характеристикой организации, какой является инновационный потенциал.
Все вышеперечисленное обусловливает необходимость разработки концепции и методологии формирования инновационной политики организации.
Поставленная в дипломной работе цель вызвала необходимость изучить исследования и публикации известных отечественных и зарубежных учёных и экономистов в области инноваций.
Большое значение для выявления общетеоретических вопросов инноваций, их сущности и роли в экономике организации имели труды зарубежных исследователей: Г. Бернса, Т. Веблена, П. Друкера, Ф. Никсона, М. Портера, И. Шумпетера и др.
Данные вопросы нашли свое отражение в работах ученых: Л.И.Абалкина, И.Т.Балабанова, В.С.Боровика, В.И.Волкова, Г.П.Ворониной, С.Ю.Глазьева, Ф.Ф.Глисина, С.Д.Ильенковой, А.А. Илыше-ва, И.И.Лапина, О.Н.Лосевой, Д.С.Львова, Г.И.Морозовой, С.Г.Полякова, З.П.Румянцевой, A.И.Татаркина, Р.А.Фатхутдинова, С.Ю.Ягудина, Ю.В. Яковца и др. Наиболее сложные и значимые проблемы развития экономики предприятия все более активно изучаются с позиции системного анализа. Указанные аспекты отражены в работах Э.М.Короткова, Б.Г.Литвака, B.Д.Могильского, А.Г.Поршнева, В.М.Сай, В.Н.Спецнаделя, Н.Н.Цыгичко и др.
Таким образом, глобализация мировой экономики, структурные преобразования ее ведущих отраслей и современное развитие общества создали необходимость в научном и практическом анализе проблемы использования инновационной политики организации с точки зрения системного социально-экономического подхода, что и определило цель данного исследования.
Цель исследования: разработка направлений совершенствования формирования инновационной политики ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» на современном этапе развития рыночных отношений.
Для реализации названной цели поставлены и решены следующие за-дачи:
изучена сущность и особенности инновационной деятельности предприятий;
дана экономическая оценка результатов инновационной деятельности предприятий;
дана организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский домостроительный комбинат»;
проведен анализ инновационной деятельности ОАО «Гомельский домостроительный комбинат»;
предложены направления формирования инновационной политики ОАО «Гомельский домостроительный комбинат».
Объектом данной работы является хозяйственная деятельность ОАО «Гомельский домостроительный комбинат».
Предмет изучения – инновационная политика.
Теоретическую и методологическую основы исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области инновационной деятельности и оценки инновационной политики, таких как К.В. Балдин, Д.А. Белоусов, А. А. Бовин, И.П. Дежкина, В.Д. Дорофеев, О.И. Имайкина, Д. И. Кокурин, О.П. Коробейников, С.А. Медведева, Л.Г. Миляева, И.К. Орлов, Б.Н. Паньшин, А.И. Терентьев, А.А. Трифилова, Р.А. Фатхутдинов, Д.Ю. Хомутский и другие.
Информационной базой исследования послужили данные статистики ОАО «Гомельский домостроительный комбинат», научные публикации, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты органов управления, официальные информационные порталы в сети Интернет.
Для решения поставленных задач использовались следующие виды анализа: системный анализ, анализ количественных и качественных данных. Обработка и представление результатов исследования осуществлены при помощи математических методов.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность и особенности инновационной политики предприятий
Современная система хозяйствования в условиях рынка предъявляет новые и все более сложные требования к уже существующим и вновь создающимся организациям. Поэтому ключевым направлением их развития, а также фактором достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является активизация инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг. Занимаясь инновационной деятельностью, организация может занять лидирующие позиции на рынке и, соответственно, получить больше прибыли, что является одной из главных целей любой коммерческой организации.
Определение стратегии инновационного развития организации, формирование новых конкурентных преимуществ и управление его текущей деятельностью тесно связаны с понятием инновационного потенциала, который, в свою очередь, является одним из необходимых элементов эффективного управления инновационной деятельностью современного организации.
Несмотря на значительное количество исследований и научных работ по управлению инновационными процессами в организации, до сих пор отсутствует единое мнение о сущности и содержании инновационного потенциала, не определен единый набор критериев для его оценки, не существует единой классификации факторов формирования инновационного потенциала. Этими проблемами и обусловлена актуальность детального рассмотрения данного вопроса.
Именно поэтому с целью анализа инновационного потенциала организации как инструмента определения ее внутренних возможностей необходимо решить задачи исследования сущности и содержания понятия «инновационный потенциал организации»; введения уточненного определения этой экономической категории; характеристики основных структурных компонентов инновационного потенциала организации, а также оценки факторов, формирующих внутренние возможности организации.
Возможности инновационного развития заложены в достигнутом уровне экономического потенциала как совокупной способности отраслей народного хозяйства производить национальный продукт, то инновационный потенциал аккумулирует в себе ту часть экономического потенциала, неотъемлемым присущим свойством которой является совокупная способность генерации при известных условиях инновационного развития отраслей народного хозяйства.
Понятие инновационного потенциала впервые ввел в научный оборот К. Фримен. По мнению ученого, инновационный потенциал представляет со-бой возможности, средства и запасы, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения задач, связанных с созданием новшеств, в целях обеспечения роста экономической системы [16, с. 12].
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельский домостроительный комбинат»
ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» зарегистрировано 31 декабря 1966 года в соответствии с Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров приказом Министерства строительства № 509 от 31 декабря 1966 года.
ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, расчетный счет в Белинвестбанке.
Основной целью деятельности ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Основным видом деятельности ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» является строительство многоэтажных жилых домов из изделий крупнопанельного домостроения (КПД), выпускаемых подсобным производством, на котором изготавливаются сборные железобетонные конструкции и комплекты деталей для КПД (наружные и внутренние стеновые панели, панели перекрытий и другие изделия).
В состав предприятия входят 3 обособленных подразделений:
1.Строительное управление № 243 (СУ-243), место нахождения: г. Го-мель, ул. Лазурная, 17;
2.Петриковский керамзитовый завод (ПКЗ), место нахождения: Гомельская область, г. Петриков, ст. Муляровка (с 5.05.2005 г.);
3.Сельскохозяйственный производственный комбинат «Дедлово» (СПК «Дедлово»), место нахождения: Гомельская область, Рогачевский район, н.п. Курганье (центральная усадьба) (с 21.11.2005 г. присоединен ввиду убыточности в рамках Указа Президента Республики Беларусь № 138 от 19.03.2004 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство»).
Основная деятельность производства - изготовление крупнопанельных конструкций серии 152, 152М.
За время существования предприятия (на разных этапах) на его площадях освоено:
производство конструкций от 3-х до 14-этажного КПД в 14 блок-секциях;
производство конструкций несколько типов коттеджей;
В настоящее время вносятся технологические и технические предложения по совершенствованию производственных процессов с рекомендациями по улучшению использования производственной мощности, выпуску изделий повышенной заводской готовности.
На предприятии изготовляются железобетонные и бетонные изделия, конструкции, товарная арматура и сварные металлоконструкции, производятся товарные смеси (бетон, раствор). Данная продукция отгружается на собственные объекты, так и сторонним потребителям.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Для повышения эффективности функционирования ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» в условиях освоения инноваций необходимо формирование инновационной политики, которая оказывает существенное воздействие на повышение долгосрочной конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия на рынке рекомендуется формирование политики инновационного развития исходя из ресурсно-рыночного подхода. Рыночный подход связан с анализом внешней среды, ресурсный - с анализом сильных и слабых внутренних сторон организации. Оба подхода основаны на маркетинговой теории. Первый сосредоточен на действиях, которые обеспечат успех предприятия в стратегической перспективе, второй - в тактическом периоде.
При рыночной ориентации ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» нацелен на рынки сбыта. Положение предприятия зависит от емкости и качества рынка, вида и масштаба конкуренции, а также от поведения организации на рынке. Основу рыночного подхода составляют знания о взаимосвязях рынка и результатах деятельности предприятия, а также их объективная интерпретация.
При ресурсной ориентации в качестве основного фактора успеха пред-приятия выступают внутрифирменные ресурсы и грамотное управление ими. Эффективное комбинирование ресурсов позволяет получить конкурентные преимущества, которые влияют на рентабельность. Решающее значение при-обретают варианты сочетания ресурсов, которыми не располагают конкуренты.
Рыночный подход ориентирует предприятие на новые продукты, а ресурсный сосредоточен на поиске новых факторов производства. Соответственно для получения конкурентных преимуществ необходимо рациональное сочетание рыночного и ресурсного подходов.
Управление инновационными стратегиями ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» представляет собой управление, которое, опираясь на научно-технический потенциал, ориентирует её инновационную деятельность на запросы потребителей, осуществляет всесторонний анализ, моделирование ситуаций, на основе чего проводит гибкое регулирование и свое-временные изменения в организации, отвечающие состоянию внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет организации выжить и достигнуть своей цели в долгосрочной перспективе.
Основой стратегического инновационного планирования в ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» должен стать анализ жизненного цикла технологий разработки продукции и рынков. Инновационное пред-приятие может сконцентрировать усилия на выявлении технологических возможностей для себя в рамках существующих на рынке технологий либо разрабатывать нечто кардинально новое. Определив инновационные возможности, можно приступать к стратегическому планированию инновационной деятельности в организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная деятельность является важнейшим компонентом развития экономических реформ, способным сформировать рыночные отношения и влиять на социально-экономическое развитие. Перспективность инновационного пути развития ведет к пониманию того, что необходимо консолидировать усилия в этом направлении. Инновационный потенциал и инновационный сектор требуют значительных средств, но они способны на выходе дать весомый результат. Для инновационной деятельности существует главная проблема - недоступность кредитных ресурсов и неразвитость механизмов финансовой и налоговой поддержки.
Термин «инновационный потенциал» означает возможности, ресурсы, запасы, средства, которые могут быть использованы для реализации положительной экономической динамики предприятий и объектов управления, реализующих инновационный цикл продукта или услуги. Причем, наличие ресурсов (материально-технических, информационных, интеллектуальных, финансовых) у субъекта хозяйствования еще не означает, что с их помощью можно создать именно то новшество, которое необходимо потребителям. И, наоборот, наличие новшества может быть необеспеченно необходимыми ресурсами для его введения в сферу практического пользования.
Производственной системе присущи две системные цели, позволяющие ей сохранять свою целостность, связанные:
1) с эффективностью (внешней и внутренней);
2) с адаптацией.
Внешняя эффективность характеризует эффективность выполнения производственной системой целей-заданий (т.е. обеспечение предоставления во внешнюю среду необходимой номенклатуры, ассортимента продукции требуемых количества и качества), а внутренняя – эффективность использования «входа системы» и процесса «вход – преобразование – выход».
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Гомельский домостроительный комбинат».
В 2016 году выполнено строительство жилых домов в сельской местности - н.п.Чкалово, г.Ветка, н.п.Брагин, н.п.Бурки, г.Буда-Кошелево, н.п.Залесье; строительство молочно-товарных ферм в н.п.Малейки Брагин-ского р-на, н.п.Адамовка Речицкого р-на; реконструкцию молочно-товарных ферм в н.п.Шкураты Брагинского р-на, н.п.Кривск; строительство свинарников в агрогородке Новая Гута Гомельского района и н.п.Май Речицкого района.
Среднесписочная численность работников за 2016г составила 2190 чел. против 2059 чел. за 2015г. На фоне роста объемов выполняемых строитель-но-монтажных работ возросла производительность труда работников: в текущих ценах на одного работающего она составила 59,9 тыс. р., темп роста в сравнении с прошлым годом составил 26,51%.
Уровень среднемесячной заработной платы в 2016 году составил 720,7 тыс. р., в 2015 году – 409,3 тыс. р., темп роста среднемесячной заработной платы выше темпа роста производительности труда, что в свою очередь является отрицательной тенденцией.
Выручка от реализации за 2016г составила 131585 тыс. р., темп роста к уровню 2015 года – 42,31%, при этом рентабельность продаж составила 14,44%, что на 2,82 п.п. выше 2015 года. Увеличение рентабельности характеризует повышение эффективности хозяйственной деятельности организации. Получено чистой прибыли за 2016 год 10866 тыс. р., за соответствующий период 2015 года – 6098 тыс. р.
Положительные стороны деятельности организации: увеличение эффективности использования основных средств; увеличение эффективности использования оборотных средств; повышение эффективности использования трудовых ресурсов; рост показателей рентабельности.
Отрицательные стороны деятельности организации: сдерживание роста стоимости одного квадратного метра жилья и цен на строительную продукцию собственного производства- железобетонные изделия; неполная загрузка производственных мощностей, связанная с ограничением объемом госзаказа на строительство жилья и снижением объемов по строительству молочно-товарных ферм и свинокомплексов; изменение структуры выполняемых работ – уменьшилось количество вводимых квартир с отделкой (40,5%); падение курса российского рубля, отрицательные курсовые разницы по которому в итоге составили 0,478 млн. р.
Процедура формирования инновационной политики ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» состоит из следующих этапов:
Этап 1. Определение целей и задач инновационной политики.
Этап 2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования пред-приятия.
Этап 3. Синтез полученной информации и определение основных направлений инновационной деятельности.
Этап 4. Оценка инновационного потенциала предприятия.
Этап 5. Формирование «инновационного портфеля».
На головном предприятии в 2010-2015 годы осуществлялась реализация инвестиционных проектов:
I этап - «Реконструкция завода КПД ОАО «Гомельский ДСК». По данному проекту оборудование введено в эксплуатацию.
II этап - «Реконструкция участка КПД-1 (II этап), обновление технологического оборудования участка КПД-2 и строительной техники в рамках технического перевооружения и увеличения мощностей ОАО «Гомельский ДСК» - начат в 2010 году.
Наблюдается снижение инвестиции в основной капитал в 2015 году по сравнению с 2014 годом в 13,84% и в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 75,63%. В частности в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли инвестиции в строительно-монтажные работы на 0,88% и в прочие работы на 93,65, однако в машины и оборудование снизились на 70,28%. В 2016 году по сравнению с 2015 годом инвестиции в строительно-монтажные работы снизились на 73,76%, в машины и оборудование на 89,15%. В структуре инвестиций преобладают строительно-монтажные работы в 2016 году (92,62%). На долю машин и оборудования пришлось 3,69%. Отмечено снижение ввода основных средств в 2015 году по сравнению 2014 годом на 18,79%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 82,27%. В частности в 2015 году увеличились инвестиции за счет собственных средств на 56,55% и снизились кредиты банков, в 2016 году по сравнению с 2015 годом инвестиции за счет собственных средств сократились на 95,62%. В структуре инвестиций преобладают инвестиции за счет средств населения (89,19%) в 2016 году. Доходные вложения в долгосрочные активы в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизились на 37,24%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 67%. Долгосрочные кредиты и займы за анализируемый период выросли. За 2014-2016 гг. не было вложений в инвестиционную недвижимость и предметы финансовой аренды (лизинг), что говорит о слабой инвестиционной направленности организации.
Итак, в целом можно говорить о снижении инвестиционной активности ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» за 2014-2016 гг.
ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» рекомендуется продолжить:
– реализацию инвестиционного проекта «Техническое перевооружение и увеличение мощностей ОАО «Гомельский домостроительный комбинат»;
– внедрение более экономичных конструктивных решений при строительстве жилья.
Для увеличения объемов ввода жилья и соответственно объемов производства железобетонных изделий, повышения их качества УКПД-1 будет оснащен новым современным технологическим оборудованием.
В результате внедрения предложенных мероприятий затраты на производство продукции увеличатся на 26,96%, в том числе условно-переменные на 28,76%, условно-постоянные на 10,03%. Объем производства продукции вырастет на 28,77%. Снижение затрат на рубль товарной продукции составит 0,012 р.
1 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
2 Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/export/sites/default/ru/Documents/GPIR_2016_2020.doc. – Дата доступа: 11.01.2018.
3 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года: постановление Совмина от 30.06.2014 № 630 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
4 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности: закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1977) / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
5 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.04.2015, 1/15761) / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
6 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
7 Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400.
8 Анкона, Д. Команды прорыва: источники инноваций и лидерства в отрасли / Д. Анкона, Х. Бресман. – М.: Гревцов Паблищер, 2009. – 336 с.
9 Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 439 с.
10 Балдин, К.В. Инвестиции в инновации: учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. – М.: Дашков и К., 2014. - 238 с.
11 Белоусов, Д.А. Экспресс-методика оценки уровня развития производственно-инновационного потенциала производственной деятельности организаций / Д.А. Белоусов, Л.Г. Миляева // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/25/1267243834/50.pdf – Дата доступа: 11.01.2018.
12 Бовин, А. А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. – М. : Омега-Л, 2014. – 416 с.
13 Галкина, А. Н. Критерии оценки эффективности инновационных процессов в организации / А. Н. Галкина // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 43 (250). – С. 10–23.
14 Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
15 Данько, Т.П. Управление маркетингом / Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2012. – 488 с.
16 Дежкина, И.П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка (методы формирования и оценки) / И. П. Дежкина. – М. : Инфра-М, 2012. – 122 с.
17 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева. – М.: Феникс, 2013. – 442 с.
18 Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента / Питер Ф. Друкер. – М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2012. – 400 с.
19 Имайкина, О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей / И.О. Имайкина // Общественные науки. Экономика. – №3(31). – 2015. – С. 211-223.
20 Исаева, А. В. Инновационное предпринимательство в Республике Беларусь: тенденции развития / А. В. Исаева // Сборник работ 70-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 15-18 мая 2013 г., Минск : В 3 ч. Ч. 2. - Минск, 2013. - С. 27-30.
21 Кеворков, В.В. Политика и практика маркетинга на предприятии / В.В. Кеворков. – М.: Маркетинг, 2014. – 344 с.
22 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
23 Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. – М. : Экзамен, 2011. – 576 с.
24 Комплексный экономический анализ: учебник / Алексеева А.И., Малеева А.В., Васильев Ю.В. – М.: КноРус, 2013. – 406 с.
25 Коробейников, О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий / О.П. Коробейников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №3. – С. 12-18.
26 Медведева, С.А. Инновационный потенциал предприятия: сложность определения и основные особенности / С.А. Медведева // Креативная экономика. – 2015. – № 10 (46). – С. 35-39.
27 Миляева, Л.Г. Оценка инновационного потенциала организаций: теоретиче¬ские и методические аспекты / Л. Г. Миляева, Д. А. Белоусов. – Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2012. – 124 с.
28 Морозова, Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 331 с.
29 Орлов, И.К. Инновационный менеджмент / И.К. Орлов. – М.: ИНФОА-М, 2013. – 411 с.
30 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / под ред. П. Н. Завли- на, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – М. : Экономика, 2014. – 518 с.
31 Паньшин, Б.Н. Инновационное развитие: современные тенденции и проблемы. Роль имиджа государства в инновационном развитии / Б.Н. Паньшин // Инновационные процессы в социально-экономическом развитии : материалы международной научно-практической конференции, Бобруйск, 18 апреля 2012 г. С. 6-11.
32 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2012. – 425 с.
33 Сакович, М.В. Целевые программы как инструмент инновационной политики государства / М.В. Сакович // Социальные факторы устойчивого инновационного развития экономики : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 24–25 сент. 2008 г.). – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. - C.77-79.
34 Терентьев, А.И. Формирование стратегии инновационного развития предприятий / А.И. Терентьев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 148 с.
35 Трифилова, А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия / А.А. Трифилова // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/25.doc – Дата доступа: 11.01.2018.
36 Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – СПб. : Питер, 2013. – 448 с.
37 Хомутский, Д.Ю. Управление инновациями в компании / Д.Ю. Хомутский. – М.: Солон-Пресс, 2014. – 160 с.
38 Экономика и финансы предприятия: учебник / Т.С. Новашина [и др.]. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
39 Экономика предприятия: учеб. пособие / Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – Мн.: Новое знание, 2013. – 677 с.
40 Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. – М.: КноРус, 2013. – 306 с.