ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 ПОНЯТИЕ ОБ ОСАНКЕ
1.2 ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
1.3 ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
2.2 МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМЫ ЛФК ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ
3.1 МЕХАНИЗМ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
3.2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это непревзойденная ценность. Здоровье это состояние тела, которое позволяет в максимальной степени реализовать нашу генетическую программу. Известно, что здоровье человека только на 10-14% зависит от качества медицинской помощи, наибольшее влияние на него оказывают окружающая среда (20-25%) и условия жизни (50-55%).
Большинство заболеваний человека зависит от многих причин, особенно в условиях комбинированного воздействия негативных факторов различной природы. В настоящее время из-за постоянно меняющихся условий экология, роста гипокинезии и прогрессирующей бездеятельности, все больше людей страдают от определенных заболеваний и, в частности, общих нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Известно, что основной причиной различных нарушений осанки являются недостаточная двигательная активность и неправильное положение позвоночника, при котором происходит формирование навыков неправильной постановки тела с недостаточно чувствительными рецепторами, которые определяют вертикальное положение позвоночника или ослабление мышц, удерживающих эту позицию, а также ограниченная подвижность в суставах. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой). Функционированию структурных деформаций позвоночника предшествуют функциональные изменения в костной, соединительной и нервно-мышечной ткани. Во многом развитие нарушений осанки – результат невнимательности к образу жизни и двигательной активности.
Зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.
Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается, более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»– древнее изречение Гиппократа и в наш век научно-технического прогресса остается актуальным. Известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и и способствует формированию физически здоровой и полноценной личности.
ГЛАВА 1 НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие об осанке
Формирование осанки (и ее изменения) начинается еще в период раннего детства. Школьный возраст – самый более благоприятный период в жизни человека, когда у него формируется правильная осанка. Осанка у детей и подростков имеет специфические возрастные особенности.
Формирование осанки находится в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. На ее формирование влияют такие факторы, как состояние здоровья, физическое развитие, образ жизни, привычки неправильной позы во время сидения, стояния, выполнения физических упражнений и трудовой деятельности. Поэтому, в большинстве случаев, нарушения осанки является приобретенным состоянием [6].
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках, деформации позвонков, грудной кости, ослаблению всего организма и требует своевременного лечения (коррекции). Поэтому вопросы профилактики и коррекции нарушений осанки является актуальным на сегодняшний день и являются одной из важных проблем физического воспитания учащихся [13].
Осанка - это привычная, непринужденная поза человека в состоянии покоя и при движении. Правильная осанка характеризуется симметричным размещением частей тела относительно позвоночника; при этом голова держится прямо, подбородок слегка приподнят, плечи развернуты, плечи размещены на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, в грудной клетке нет впадин или выпуклостей и она симметрична относительно средней линии; лопатки прижаты к туловищу, их углы размещены на одной горизонтальной линии; треугольники талии симметричны [28].
Правильная осанка сегодня является требованием эстетических норм личной культуры и здоровья. Если в младшем школьном и подростковом возрасте не оказать особого внимания формированию осанки, то под влиянием негативных внешних условий или недостатков в физическом развитии у детей позднее могут возникнуть нарушения осанки, что способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках, деформации позвонков, грудной клетки, ослаблению организма. Красивая осанка, красивая манера держать свое тело, как и все наши умения, привычки, создается с помощью воспитания, обучения, долгих и постоянных тренировок, в течение многих лет упорного труда [4; 12].
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Методы профилактики нарушений осанки
С каждым годом рост уровня цивилизованности общества ведет к тому, что физическая активность человека существенно снижается. К сожалению, это в первую очередь сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) человека. Ввиду низкой подвижности функциональные возможности ОДА понижаются, и у человека развиваются самые разнообразные болезни. Чаще всего с детства наблюдается нарушение осанки [3].
С самого раннего возраста ребенок должен привыкать держать спину прямо, чтобы у него развивался правильная мышечная память. До 18 лет, когда организм человека активно растет, детям важно находиться под наблюдением взрослых и врачей. Особенно это касается тех, у кого уже имеются явные нарушения осанки (сколиоз, кифоз). Важно выполнять ряд правил:
1. Не нужно учить ребенка вставать и ходить раньше положенного срока. Когда время придет, ребенок на инстинктивном уровне почувствует свое желание передвигаться [18].
2. Нужно, чтобы ребенок находился в комфортных условиях. Мебель должна подбираться в соответствии с возрастом ребенка. Ноги должны касаться пола, а спина опираться на спинку стула. Также с самого раннего детства нужно приучать ребенка к правильному положению во время сна, желательно спать на спине или на животе.
3. Необходимо выбирать удобную обувь, в которой ребенок не будет чувствовать во время ходьбы какого-либо дискомфорта.
4. Ребенку для укрепления суставов важно получать витамин D. Для этого нужно регулярно гулять в солнечную погоду.
5. Важно, чтобы у ребенка было сбалансированное питание с необходимым количеством белков, углеводов, жиров, витаминов.
6. Родители должны позаботиться, чтобы ребенок не сидел целыми днями за компьютером и телефоном. Чтобы укрепить мышцы живота и спины ему нужно плавать, кататься на лыжах, выполнять гимнастические упражнения [23].
Для формирования и закрепления правильной осанки нужно проводить регулярные физические упражнения. Грамотная физическая нагрузка способна укрепить мышцы спины и предотвратить в будущем искривления позвоночника. Однако упражнения должны проводиться на регулярной основе. Комплекс упражнений для осанки включает в себя нагрузку на разную группу мышц. Для повышения эффективности от занятий используют спортивные снаряды – гантели, мяч, палка [28].
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМЫ ЛФК ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ
3.1 Механизм лечебного действия физических упражнений
Лечебная физическая культура – метод естественно биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.
Занятия лечебной физической культурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физической культуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они, подобранные в соответствии с особенностями нарушения, при определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма), оказывают многогранное физиологическое воздействие [9].
Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды. Мышечные движения сопровождаются определенными биохимическими изменениями в тканях организма, появляется ряд веществ, обладающих стимулирующим влиянием, в частности, аденозинтрифосфорная кислота [11].
Физические упражнения подбираются в соответствии с возрастом и физической подготовленностью занимающихся. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 45 мин. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп в занятиях должен быть средним, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий [8].
Физические упражнения могут быть с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц или же проводится в статическом напряжении. Эффективность определяется показателями общего состояния занимающегося, его адаптацией к нагрузке, состоянием внутренних органов, координацией движений, тонусом мышечной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, осанка играет важную роль в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и составляя основу для нормального функционирования жизненно важных систем организма. Поэтому в физическом воспитании детей школьного возраста одной из основных задач является формирование правильной осанки.
Осанка – это комплексный показатель здоровья школьника, и любые даже незначительные нарушения способны привести к тяжелым последствиям. Общеизвестно, что ребенок проводит основную часть дня в школе. В течение этого времени происходит влияние различных факторов на формирование осанки, поэтому в данном случае возрастает ответственность педагогов, школьных реабилитологов за здоровье школьника.
Осанка является обычным положением тела человека, стоящего непринужденно. Осанка регулируется рефлексами позы, отражая как физическое, так и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. Осанка может быть обусловлена наследственностью, но у детей на ее формирование влияют в большей степени факторы внешней среды. К ним можно отнести: негативное влияние неблагоприятных условий окружающей среды, социально-гигиенические факторы, например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении.
Причинами нарушения осанки часто также становятся: недостаточная двигательная активность детей, или гипокинезия, акселерация детей, однообразные упражнения, а также нерационально организованный процесс физического воспитания. Причиной нарушений осанки могут быть и нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие .
При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, потому страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на процессах высшей нервной деятельности, сопровождается снижением умственной и физической работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и сжиматься другими органами и тканями. При нарушении положения позвоночника происходит защемление тех или иных черепных или спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, оказывается отрицательное влияние на весь организм.
1. Александрова, Л.И. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Л.И. Александрова, Н.О. Рожнова, М.Ю. Рожнов. - Красноярск: СФУ, - 2008. - 155 с.
2. Баранов, В.В. Физкультурная реабилитация студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / В.В. Баранов, М.И. Кабышева, Т.А. Глазина. - Оренбург: ОГУ, 2014. – 160 с.
3. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
4. Горбачев, М.С. Осанка младших школьников/ М.С. Горбачев // Физическая культура в школе, 2015. - №8. – С. 25 - 28.
5. Гребова, Л.П Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / Л.П. Гребова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 170 с.
6. Гулбани, Р.Ш. Профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста средствами физической реабилитации / Р.Ш. Гулбани, Ю.В. Заед, М. Хагнер-Дереговска // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - №3. - С. 42-45.
7. Дрогомерецкий, В.В. Низкая двигательная активность как фактор проявления отклонений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста / В.В. Дрогомерецкий, А.А. Третьяков // Дискурс. - 2017. -№ 7 (9). - С. 27-34.
8. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учеб. для студ. мед. вузов / В. И. Дубровский. – Москва: МИА, 2006. - 598 с.
9. Епифанов, В.А. Восстановительная медицина: учебник / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 304 с.
10. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 2-е изд. перерарб. и доп. – 525 с.
11. Журавлева, А.И. Лечебная физкультура и спортивная медицина вчера и сегодня / А.И. Журавлева // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – №4. – С. 5–12.
12. Зайцева, Т.Н. Сколиоз у детей: новые подходы к лечению и реабилитации / Т.Н. Зайцева, А.Г. Куликов, О.В. Ярустовская // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2017. - № 4. - С. 43-47.
13. Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А. Кашуба - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 139 с.
14. Киселева, М.Е. Инновационная оздоровительная программа «Статус» (коррекция и профилактика нарушения осанки и плоскостопия методом функционального биоупраления) / М.Е. Киселева // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. - 2014. - №1. – С. 50-55.
15. Красикова, И.С. Сколиоз: профилактика и лечение / И. С. Красикова. – СанктПетербург: Корона-Век, 2007. - 188 с.
16. Кроковяк, Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 2016. - 64 с.
17. Кудяшева, А.Н. Физическая реабилитация нарушений осанки детей младшего школьного возраста: дисс. … кад. пед. наук / А.Н. Кудяшева.-Набережные Челны, 2012. -147 с.
18. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 480с.
19. Лечебная физическая культура в неврологии: учебное пособие для студентов / Т.В. Карасева, Н.Н. Нежкина, А.И. Замогильнов, Н.Е. Александрийская, А.А. Александрийский, А.М. Лощаков, А.С. Махов, Е.В. Руженская, В.В. Белова. - Шуя: ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2010. - 164 с.
20. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград: ВГАФК, 1997. - 23 с.
21. Нелюбова, Ю.А. Упражнения для коррекции осанки // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI международной студенческой науч.-практической конференции. - №8 (11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 13.04.2020).
22. Покатилов, А.Б. Профилактика нарушения осанки у детей / А.Б. Покатилов, А.П. Новик, А.В. Хворостова // Главный врач Юга России. - 2017. -№ 3 (56). - С. 13-19.
23. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева – М.: Академия, 2014. - 416 с.
24. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - С.367-392.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Инфра, 2013. - 480 с.
26. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абольмасова. - М.: Медицина, 1973.- 255 с.
27. Черепахин, Д.А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики: учебное пособие / Д.А. Черепахин, А.А. Щанкин. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 92 с.
28. Чечетин, Д.А. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечетин, А.Н. Цуканов, Д.В. Чарнаштан, Э.А. Надыров, Т.В. Бобр, Е.Ю. Зайцева, Н.М. Иванова. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. – 86 с.
29. Шлык, Н.И. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред. Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 168 с.
30. Юречко, О.В. Лечебная физическая культура в профилактике и коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста: учеб. пособие / О. В. Юречко. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – 128 с.