Введение
1 Теоретические основы производственной программы
1.1 Понятие и назначение производственной программы
1.2 Структура и показатели производственной программы предприятия
1.3 Формирование производственной программы
2 Анализ производственной программы на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
2.2 Анализ динамики и структура выполнения плана производства и реализации продукции
2.3 Анализ эффективности использования производственной программы ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
3 Направления по совершенствованию производственной программы на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящее время во всем мире наблюдается стремительное развитие научно-технического прогресса, быстрое внедрение в производственную деятельность научных разработок стало нормой в развитых странах. Для стабильного положения на мировых рынках белорусским производителям стоит стремиться к такой же схеме деятельности. В этой связи принципиальным является движение отечественных промышленных предприятий по пути инновационной деятельности во всех областях производства. Научно-технические достижения распространяются в производстве в форме инноваций.
Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества (в номенклатуре, установленной планом) при полном использовании оборудования и наилучших организационно – технических условиях. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.
Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием производства величина производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции. Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятия. Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.
Таким образом, производственная программа промышленного предприятия является главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.
Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.
1 Теоретические основы производственной программы
1.1 Понятие и назначение производственной программы
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Производственная программа — это результат взаимодействия финансовой, маркетинговой, технической и производственной служб, определяющий объем, номенклатуру и сроки выпускаемой и реализуемой продукции в условиях рыночной конкуренции.
Производственная программа − основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях [1, c.293]. Главная задача при составлении программы — это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. При этом указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.
Вместе с тем термин «производственная программа» не всегда толкуется однозначно. В работах Г. Х. Азнабаевой, Х. З. Бадаша, Н. А. Бочкарёвой, О. И. Волкова, В. Д. Грибова, В. П. Грузинова, А. И. Ильина, О. П. Коробейникова, М. В. Назаровой, С. Д. Ильенковой, Х. Р. Паршекяна, Т. Перича, Л. Праденаса, Н. Д. Рогалёва, Н. А. Сафроновой, Н. Г. Сычёва, К. Тафта, Г. Частека, Т. В. Яркиной признаётся, что основным назначением производственной программы является определение необходимого объёма выпуска продукции. Большинство исследователей подчёркивает также необходимость соответствия продукции качественным, ассортиментным и номенклатурным требованиям. В то же время, несмотря на значительное количество методик и способов, лишь несколько авторов вкладывают в изучаемое понятие научную составляющую, что, на наш взгляд, является косвенным свидетельством отсутствия должного внимания к методам научного управления со стороны отечественных предприятий. Следует отметить, что далеко не всеми авторами учитывается активное воздействие на производственную программу факторов внешней среды и рыночных условий хозяйствования, равно как и не рассматривается её эффективность. Подобный подход к определению производственной программы и пониманию её сущности восходит ко времени доминирования административно− командной экономики, когда рыночные отношения отсутствовали, а производство осуществлялось монополией в масштабах всей страны
2 Анализ производственной программы на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 г. переименовано в Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее – БМЗ), которое относится к классу мини-заводов. «БМЗ» – это территориально компактное предприятие, расположенное на одной промышленной площадке (245,0165 га) в г. Жлобин. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Контракт на проектирование и строительство завода и всей необходимой инфраструктуры был заключен 19 марта 1982 г. с австрийской фирмой VOEST-ALPINE AG и итальянской фирмой DANIELI. Разработка проекта, поставка комплектного оборудования, строительство и разработка технологии осуществлялись при участии 30 фирм Германии, Италии, Швеции, Венгрии и других стран с учетом новейших мировых достижений науки и техники. Днем рождения завода считается 15 октября 1984 г. – день выплавки первой стали.
Все производство осуществляется на единой производственной площадке в Республике Беларусь, что позволяет получать экономию на масштабе и выпускать продукцию с низкими издержками. Широкий набор производственных мощностей позволяет гибко формировать производственные потоки с учетом рыночной конъюнктуры и поддерживать стабильные объемы сбыта в течение длительного периода.
Предприятие структурно состоит из двух основных производств – металлургического (сталеплавильного и прокатного) и метизного, цехов инфраструктуры и подразделений управления жизнедеятельностью предприятия. В состав сталеплавильного производства входят: копровый цех, два электросталеплавильных цеха и цех технологического автотранспорта. Прокатное производство представлено сортопрокатным цехом № 1, имеющим три разнопрофильных прокатных стана, сортопрокатным цехом № 2 и трубопрокатным цехом.
Проведем анализ конкурентных преимуществ по цепочке ценностей Портера и составим SWOT-матрицу для ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК». В цепочку ценностей компании по М. Портеру входят:
Основная деятельность:
- Материально-техническое обеспечение;
- Производство продукции;
- Доставка товара до потребителя;
- Продажа и маркетинг;
- Сервис;
- Прибыль.
3 Направления по совершенствованию производственной программы на ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
К мероприятиям по совершенствованию системы менеджмента в можно отнести все виды деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые воздействуют на работника в процессе его трудовой деятельности.
В целях повышения эффективности организации труда предлагается реализовать следующие мероприятия:
− усиление нематериального стимулирования труда;
− внести изменения в систему премирования;
− улучшить состояние охраны труда;
− усилить использование социально-психологических методов.
Министерством труда и социальной защиты республики Беларусь утверждены «Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно- энергетических и материальных ресурсов», что должно способствовать экономии материальных и энергоресурсов как в рамках отдельного предприятия, так и экономики страны в целом.
В рекомендациях по моральному и материальному стимулированию работников выделяется, что моральное стимулирование работников организаций может осуществляться путем проведения соревнований за достижение высоких показателей по экономии топливно-энергетических ресурсов среди организаций, а также структурных подразделений организаций (цеха, участка, отдела, бригады).
Организация материального стимулирования (премирования) работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов предполагает:
- установление и применение технически обоснованных норм и нормативов расхода топливно-энергетических и материальных затрат на всех стадиях производства;
- наличие постоянного достоверного учета расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, осуществляемого на основе показаний контрольно-измерительных приборов или других технических средств;
- контроль за поступлением, транспортировкой, хранением и расходованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, качеством производимой продукции, товаров (работ, услуг), соблюдением стандартов и т.д.
- разработку организационно-технических мероприятий, направленных на экономию топливно-энергетических и материальных затрат, снижение норм их расхода и обеспечение эффекта от их внедрения.
Заключение
Производственная программа – это результат взаимодействия финансовой, маркетинговой, технической и производственной служб, определяющий объем, номенклатуру и сроки выпускаемой и реализуемой продукции в условиях рыночной конкуренции.
План производства продукции устанавливает задание по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях. При составлении производственной программы рассматривают различные варианты структуры планируемой продукции, сопоставляя ее со спросом. Плановые задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в таких единицах измерения, которые правильно отражают объем продукции с учетом ее эффективности. Разработка плана производства предприятия в натуральном выражении начинается с определения потребности народного хозяйства в продукции отрасли, что помогает предприятию сформировать представление о том, какую конкретную продукцию, где, по какой цене и на каких условиях оно может реализовывать.
На сегодняшний день ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» является обладателем лучшей технологии производства металлокорда, труб бесшовных, проволоки и прочее на территории Республики Беларусь. ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» производит металлокорд для таких производителей шин мирового уровня, как «Michelin», что ставит завод вперед перед конкурентами.
Внутренняя поддержка состоит из материально-технических, кадровых и других внутрикорпоративных условий реализации технологий, включая эффективный менеджмент. ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» проводит значительные инвестиции в модернизацию оборудования. Стабильный, кадровый состав, безусловно, является корневой компетенцией ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК». К сожалению этого нельзя сказать об эффективности менеджмента. Имеются явные проблемы с управлением качеством, управлением закупками и управлением продажами.
Внешняя поддержка: источники финансирования, государственная и институциональная поддержка, транспорт. Инвесторы имеют хорошие возможности по привлечению долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов с рынка. Нахождение ОАО «БМЗ-упарвляющая компания холдинга «БМК» в г. Жлобине, где хорошо развита инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта компенсирует предприятию удаленность от основных рынков сбыта.
Все эти уникальные, выработанные в течение множества лет навыки и технологии, которые позволяют производить продукцию высокого качества, дают возможность ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» получать устойчивые конкурентные преимущества. Предлагать на рынок продукт высокого качества по приемлемой цене. Иметь издержки не выше, чем у основных конкурентов, довольно быстро осваивать новые технологии.
1 Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. – М.: Дашков и К, 2018. – 272 c.
2 Азнабаева Г.Х. Оперативное управление производственной программой на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности: автореф. на соискание учёной степени кандидата экономических наук. / Г.Х. Азнабаева – Ижевск, 2018. – 23 с.
3 Белова, Т.А. Технология и организация производства продукции и услуг / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. – М.: КноРус, 2018. – 238 c.
4 Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 506 c.
5 Бухалков, М.И. Организация производства на предприятиях машиностроения: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 511 c.
6 Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 июл. 2006 г. № 959: с изм. и доп.: текст по состоянию на 11 июля 2014 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7 Гончаров, В.В. Новые прогрессивные формы организации промыш¬ленности / В.В. Гончаров. − М.: МНИИПУ, 2018. – 589с.
8 Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В.А. Горемыкин. – М.: Юрайт, 2017. – 704 с.
9 Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2016. - 696 c.
10 Горюшкин, А.А. Организация производства: Учебное пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; Под ред. Н.И. Новицкий. - М.: КноРус, 2017. – 350 c.
11 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. Закон Республики Беларусь от 03 июля 2014 г. № 285-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь от 6 июля 2014 г. N 2/1837.
12 Дрогомирецкий, И.И. Планирование на предприятии. Конспект лекций / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2015. – 140 c.
13 Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Т.П. Елисеева. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 944 с.
14 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк., 2016. – 736 с.
15 Жудко М.К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М.К. Жудко. – Минск: БГЭУ, 2017. – 367 с.
16 Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием: учеб. пособие / В.Г. Золотогоров. – Мн.: Книжный дом, 2016. – 448 с.
17 Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н. Иванов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 352 c.
18 Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие /А.И. Ильин. – М.: Новое знание, 2011. – 672 с.
19 Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А. И. Ильин. – Минск: ООО “Новое знание”, 2013. – 668 с.
20 Конституция Республики Беларусь от 06.10.1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
21 Меликъян, Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова. – М.: Изд-во Черо, 2016. – 263 с.
22 Мисникова, Л.В. Организация труда: учебник / Л.В. Мясникова. — Минск: Высш. шк., 2015. — – 258 с.
23 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. — Минск: Юнипак, 2016. − 202 с.
24 Национальная экономика Беларуси: Потенциал. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под. общ. ред. В.Н. Шимова. − Минск: БГЭУ. 2015. − 844 с.
25 Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия. Учеб. пособие / Л.H. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. JI.H. Нехорошевой. — Минск : БГЭУ, 2008. — 719 с
26 Никитенко П. Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: Теория и методология / П. Г Никитенко, А. В. Марков. − 2-е изд., стер. − Минск: БИП-С, 2015. − 91 с.
27 О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. N 29, в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 30.08.2002 г. № 22 // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
28 "О дополнительных требованиях к застройщикам, осуществляющим долевое стр оительство жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2013 №1007// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь– 26 ноября 2013 г. – N 5/38065.
29 О бизнес-планах инвестиционных проектов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 № 506 (ред. от 05.06.2017).
30 Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158 (ред. от 22.08.2016).
31 Платунова, М.С.(составитель) Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / М.С.(составитель) Платунова. – СПб.: Лань, 2016. – 176 c.
32 Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Р.В. Савкина; под ред. Р.В. Савкина. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 324 с.
33 Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. – М.: Дашков и К, 2015. – 320 c.
34 Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. − М.: Финансы и статистика, 2015. − 304 с.
35 Сиротенко А.С. Формирование производственной программы предприятия кондитерской промышленности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М. : Инфра-М, 2017. – 24 с.
36 Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев. – Минск: Выш. шк., 2016. – 352 с.
37 Чумакова М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. − 2016. − №20. − С. 451-457. − Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/124/34207
38 Трещевский Ю.И., Гусаров А.В. Формирование системы внутрифирменного планирования промышленного предприятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2018, №2. – С. 77 – 85.