Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования деятельности в сфере торговли
1.1 Сущность, цели и задачи, принципы государственного регулирования торговой деятельности
1.2 Основные меры и инструменты государственного регулирования торговой деятельности
2 Оценка государственного регулирования деятельности в сфере торговли (на примере ОАО «Луч»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ОАО «Луч»
2.2 Оценка применяемых государством инструментов и мер регулирования деятельности магазина ОАО «Луч»
3 Возможности совершенствования государственного регулирования торговой деятельности (на примере ОАО «Луч»)
3.1 Недостатки и проблемы государственного регулирования торговой деятельности и контроля над ней
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования торговой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование современной экономики осуществляется через систему типовых мер законодательного, административного и надзорного характера, принимаемых уполномоченными государственными органами в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Он реализуется через систему специальных мер, которая предусматривает использование законодательства, декретов, постановлений, а также различных нормативных документов.
Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой комплекс осуществляемых законодательными, исполнительными и судебными органами власти мер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли.
Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.
Опосредованно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: объединения по защите прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.
Торговля является связующим звеном между различными секторами национальной экономики, особенно между производителями и потребителями, и не исключена из государственного регулирования.
Современные механизмы регулирования торгово-экономической деятельности могут проявляться как комплексная система форм, методов и средств государственного воздействия на объекты торговли.
Целью курсовой работы является изучение сущности государственного регулирования торговли, его принципов и форм.
Для изучения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность, цели и задачи, принципы государственного регулирования торговой деятельности;
- представить основные меры и инструменты государственного регулирования торговой деятельности;
- представить организационно-экономическую характеристику магазина ОАО «Луч»
- представить оценку применяемых государством инструментов и мер регулирования деятельности магазина ОАО «Луч»;
- изучить недостатки и проблемы государственного регулирования торговой деятельности и контроля над ней.
1 Теоретические основы государственного регулирования деятельности в сфере торговли
1.1 Сущность, цели и задачи, принципы государственного регулирования торговой деятельности
Торговлю можно рассматривать со всех сторон:как экономическую категорию,как отрасль экономики,как вид предпринимательской деятеьности.
Как экономическая категория торговля представляет собой обменные отношения между покупкой и продажей товаров через валюту и может рассматриваться как особая форма организации товарно-валютного обмена рабочей силой, характеризующаяся конкуренцией в рыночных условиях и стремлением к наиболее полному удовлетворению потребительского спроса. Торговля как форма товарного оборота, соединяющая производство и потребление, является одним из этапов масштабного воспроизводства [4, с. 5-6].
Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой большой и важный сектор экономики, который включает в себя полный набор торговых организаций, предприятий и торговых объектов и имеет общую материально-техническую базу, используемую людьми и торговлей, которая имеет все внутренние и внешние атрибуты отраслевой системы. К внутренним свойствам относят однородность и устойчивость, а к внешним-условность отраслевых систем и их адаптивность [5, c. 364].
Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» от 08.01.2014 г. № 128-З рассматривает торговлю как коммерческую деятельность. В статье 1 Закона торговля определяется как коммерческая деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, основанная на взаимоотношениях, связанных с продажей производимых, переработанных или приобретенных товаров, а также с выполнением услуг, связанных с реализацией товаров. В данном случае товаром считается предмет личного, бытового и бытового потребления, промышленно-техническая продукция и другое имущество, предназначенное для продажи. Как вид предпринимательской деятельности торговля делится на самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено характером социального разделения труда и оборота потребительских товаров. Изоляция проявляется в создании материально-технической базы (магазины, малые торговые сети, кафе, бары, рестораны, склады, склады, комплексы торгового оборудования) и оборотных средств, используемых для приобретения товаров и других товаров по стоимости
Единство торговли заключается в единообразии конечного результата, который она получает, включая продажу потребительских товаров и удовлетворение спроса на эти товары.
2 Оценка государственного регулирования деятельности в сфере торговли (на примере ОАО «Луч»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ОАО «Луч»
ОАО «Минский часовой завод» – это более 65 лет истории часового производства, которые дали возможность выпускать вот уже многие годы надежные, качественные, идущие в ногу со временем часы «Луч».
Сохраняя традиции качества, мы нашли тот самый баланс, который позволяет удачно сочетать проверенные временем технологии с современными методами работы, эксклюзивными разработками дизайнеров и конструкторов.
Завод обладает полным циклом производства механических часов. За время существования на заводе разработали более 20 механизмов, а моделей часов выпустили еще больше.
В 1953 году Совет Министров СССР и Совет Министров БССР приняли совместное решение о строительстве в Минске часового завода. Что и нашло свое отражение в Постановлении № 1134 от 22 сентября 1953 года. Уже в декабре 1955 году предприятие выпустило первую партию 57 000 штук самых миниатюрных, из выпускаемых в то время в СССР,наручных часов. Интересно, что это были часы для женщин, и изготовлены они были по чертежам, переданным руководством и конструкторами Пензенского часового завода. Первые часы собирались полностью вручную. Эта кропотливая работа требовала много времени. Мало того, что чертежи, но и детали, оснастка и даже кадры специалистов готовились и обучались на Пензенском часовом заводе, а затем отправлялись в Минск.Полное собственное изготовление всех часовых деталей было освоено уже к началу 1957 года.
Здание главного корпуса часового завода «Луч», одно из самых узнаваемых в Минске.
Авторами проекта стали архитекторы Нута Шпигельман, Иван Бовт и Сергей Ботковсий. Главный корпус венчают часы с четырьмя циферблатами.
Диаметр каждого из четырех циферблатов – шесть метров. Длина минутных стрелок – два метра.
И хотя внешнее оформление и многие детали изготовлены на Минском часовом заводе, справедливости ради следует сказать, что все четыре механизма часов изготовили коллеги белорусов из Армении. Это сделали часовых дел мастера Ереванского часового завода «Сапфир».
3 Возможности совершенствования государственного регулирования торговой деятельности (на примере ОАО «Луч»)
3.1 Недостатки и проблемы государственного регулирования торговой деятельности и контроля над ней
Оценим эффективность применяемых методов продаж. Традиционно все анализируемые показатели для оценки эффективности продаж делятся на: экономические, технико-технологические и социальные.
Надо заметить, что основным показателем, характеризующим эффективность розничной продажи товаров является прибыль и рентабельность торгового предприятия. Все другие показатели, оценивающие эффективность продажи товаров различными методами, так или иначе, выходят именно на расчет прибыли. Данные для оценки были взяты из таблицы 1. Таким образом, показатель рентабельности (т.е. отношение объема прибыли к общему объему выручки) равен: в 2017 году – 5,5%, в 2018 году – 4,5%, в 2019 году – 3,8%. Таким образом, прослеживается тенденция снижения уровня рентабельности, что говорит о некачественных продажах.
Что касается технико-технологических показателей ассортимента, то оценим такие показатели качества торгового обслуживания анализируемого магазина, как: затраты времени на ожидание обслуживания, завершенность покупки и уровень торгового обслуживания.
1. Определим коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания. Он рассчитывается по следующей формуле:
Ко= Зо/Зф, (1)
где Ко – коэффициент затрат времени покупателей на
ожидание обслуживания;
Зо – оптимальные затраты времени покупателей на
ожидание обслуживания, сек;
Зф – средние затраты времени покупателей на
ожидание обслуживания, сек [5, c. 88].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа «Государственное Регулирование деятельности в сфере торговли: оценка и возможность» выполнена на материалах исследований учёных в области торгового регулирования и практических материалов, предоставленных магазином ОАО «Луч».
Исследование сущностей, целей и задач, принципы государственного регулирования торговой деятельности позволило установить, что торговля представляет собой обменные отношения между покупкой и продажей товаров через валюту и может рассматриваться как особая форма организации товарно-валютного обмена рабочей силой, характеризующаяся конкуренцией в рыночных условиях и стремлением к наиболее полному удовлетворению потребительского спроса. Торговля как форма товарного оборота, соединяющая производство и потребление, является одним из этапов масштабного воспроизводства.
Государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.
На основании данной таблицы можно сделать следующие выводы о хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Луч»:
В 2018 году по сравнению с 2017 годом выручка от реализации продукции в действующих ценах возросла на 29,15 %, а в 2019 году произошло снижение темпов роста выручки – до 119 %.
Однако, в суммовом выражении объем выручки в действующих ценах наоборот увеличился и в 2019 году составил 233 210 тысяч рублей. Что касается выручки от реализации в сопоставимых ценах, то здесь наблюдается рост как в суммовом, так и в процентном выражении – темп роста в 2018 году составил 116,8, в 2019 году – 124,10%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выручка выросла в анализируемом периоде не только за счет роста цен, но и за счет увеличения покупательской активности.
Прибыль от реализации является довольно важным показателем и в общей структуре удельного веса ОАО «Луч» занимает от 5,5 % (2017) до 3,80 % (2019). При этом в суммовом выражении наблюдается незначительный прирост – в 2018 году на 539 тыс. р. (6,50 %), в 2019 году всего на 71 тыс. р. (0,80 %).
1 Аксенов, А.П. Экономика предприятия: учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; под ред. С.Г. Фалько. – М.: КноРус, 2013. – 350 c.
2 Базилевич, А.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Проспект, 2013. – 640 c.
3 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2013. – 372 c.
4 Бобровская, О. Состояние и развитие фирменной торговли в Республике Беларусь / О. Бобровская // Гермес. – 2012. – № 5. – С. 5–6.
5 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – изд. 3-е. – Минск: Высш. шк., 2008. – 364 с.
6 Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 264 c.
7 Выработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и выявление резервов повышения ее эффективности // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.bibliofond. ru/view.aspx?id = 457040.
8 Голембиовский, С.А. Предложения по реорганизации комплекса маркетинга компании, созданию сети магазинов и предприятий фирменной торговли продовольственными товарами // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://bizness-plan.nm.ru/bp/metod/ideya/metod-7.htm.
9 Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 c.
10 Зимин, А.Ф. Экономика предприятия: учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
11 Казаков, А. Фирменная торговля: идея, цель и средство / А. Казаков // [Электронный ресурс]. – 2015. Режим доступа: http://www.aifvs.ru/ nomer/ 415/13- l.shtml.
12 Крум, Э.В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э.В. Крум. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 192 c.
13 Марданова, Э. Формирование фирменной торговли производственного предприятия / Э. Марданова // Управление продажами. – 2013. – № 3. – С. 21–26.
14 Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 458 c.
15 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2012. – 500 с.
16 Пилипук, А.В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси // под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. – 87 с.
17 Пилипук, А.В.Организация фирменных торгово-сбытовых систем в АПК Беларуси // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/agroindustrial.htm.
18 Платонов В. Н. Организация торговли: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2012. – 287 с.
19 Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь, 2015: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: И.В. Медведева [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 229 с.
20 Селицкая, Л.В. Состояние и перспективы развития фирменной торговли / Л.В. Селицкая. – Новосибирск, 2011. – 16 с.
21 Современное состояние торговли Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://marketing/ 3c0b65625b2bd 69a4d53b88521 316d27_0.html.
22 Тертышник, М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 328 c.
23 Фирменная торговля и её роль в экономике // [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699143.