ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИБЫЛЬ – ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
1.2 ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИХ АНАЛИЗА
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРОГИЧИНСКОГО РАЙПО
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРОГИЧИНСКОГО РАЙПО
2.2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ДРОГИЧИНСКОМ РАЙПО
2.3 ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СУММУ ПРИБЫЛИ И УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ДРОГИЧИНСКОМ РАЙПО
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДРОГИЧИНСКОГО РАЙПО С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основой экономического развития в рыночной экономике – это показатель прибыли, который является важнейшим показателем эффективности работы организации, и источник его активности. Рост прибыли создает фонд финансирования для реализации воспроизводства организаций и удовлетворения социальных и материальных нужд учредителей и персоналов организация. Прибыль – это обязательства организации перед бюджетом, банками и иными организациями.
Финансовые показатели организации характеризуют величину прибыли и показателем рентабельности. Прибыль организации получают в первую очередь от реализации продукции и от иных видов деятельности (аренда основных средств, торговая деятельность на финансовых рынках и т.д.).
Прибыль является основной причиной для основания новых или развития имеющихся организаций. Желание извлечения прибыли стимулирует людей искать лучшие способы, совокупности ресурсов, придумывать новые продукты, на которые может появиться спрос, использовать организационные и технические нововведения, обещающие рост эффективности производства. Функционируя прибыльно, каждая организация вносит свой вклад в финансовое развитие общества и содействует формированию и приумножению общего богатства и благосостояния нации.
В рыночной экономике весомость прибыли весьма велика. Стремление к прибыли направляет производителей на увеличение объемов производства, потребительских потребностей, снижение себестоимости продукции. С развитием конкурентной борьбы этим добивается не просто самоцель предпринимательства, но и удовлетворение потребностей общества. Для коммерсанта прибыль считается знаком, который указывает, где наибольший темп роста, создает мотив для инвестирования в данные области. Убытки также играют свою роль. Они указывают на ошибки в направленности средств производства и распределения продуктов.
Объем продаж и величина прибыли, показатели рентабельности находятся в зависимости от производственной, сбытовой, маркетинговой и финансовой деятельности организаций, иными словами, эти показатели охватывают все стороны бизнеса.
В рыночной экономике направленность организаций на извлечение прибыли считается обязательным условием для их эффективной коммерческой деятельности, аспектом выбора подходящих направлений и способов данной деятельности. Управление формированием, распределением и использованием прибыли считается важным процессом, обеспечивающим как необходимости развития организации, так и образование доходов госбюджета.
1 ПРИБЫЛЬ – ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции
В обстоятельствах рыночной экономики и большой конкуренции главными условиями, определяющими благополучную деятельность компании, являются: действенное правление бизнесом, поиск ресурсов оптимального применения ресурсов, расширение сферы деятельности. Ведущей задачей работы всякой коммерческой компании считается получение прибыли. Параметрами, описывающими действенность функционирования компании, являются прибыль и рентабельность. При этом любая компания старается максимизировать прибыль и увеличить уровень рентабельности [1, с. 103].
В качестве экономической категории прибыль выражает в денежном виде стоимость прибавочного продукта, сформированного производительным трудом работников. Во время изучения прибыли как экономической категории исследуются ее содержание, качественная сторона.
Количественные свойства прибыли описываются с помощью экономических характеристик, которые сочетают и качественную (содержательную), и количественную определенность.
Прибыль это одна из ключевых целей компании, характеристика окончательного финансового итога ее хозяйственной деятельности.
Так, по мнению Савицкой В.Г., прибылью является часть чистого дохода, основанного в ходе создания и реализации в области обращения, который напрямую получают компании и только после продажи продукции чистый доход приобретает вид прибыли [16, с. 249]. С другой стороны, в соответствии с Налоговым Кодексом прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов.
Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян [12, с. 218] считают, что «прибылью является заключительный финансовый итог работы компании, описывающий полную результативность ее работы».
В целом можно считать, что прибылью является разница между совокупными доходами и совокупными экономическими затратами.
Прибыль это заключительный финансовый итог хозяйственной деятельности компании. Но финансовым итогом может быть не только прибыль, но и убыток, появившийся, к примеру, из-за слишком больших затрат или недополучения доходов от продажи товаров в связи с сокращением объёма поставок товаров, понижением покупательского спроса.
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРОГИЧИНСКОГО РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Дрогичинского райпо
Дрогичинский райпотребсоюз организован в сентябре 1939 года. В его состав входили 7 потребительских обществ – Брашевичское, Хомское, Бездежское, Вульковское, Попинское, Осовецкое, Липникское, горпо, объединение общественного питания.
Для осуществления закупки у населения излишков сельхозпродукции создаётся райкоопзаготконтора. Частные лавки, магазины, предприятия были рационализованы и переданы потребительской кооперации, что и составило её первоначальную материальную базу. В марте 1997 года Дрогичинский райпотребсоюз преобразован в Дрогичинское районное потребительское общество. Основными задачами общества являются:
‒ организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
‒ закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
‒ производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
‒ оказание платных услуг населению;
‒ организация рынков для торговли товарами;
‒ осуществление внешнеэкономической деятельности;
‒ осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Розничная торговля всеми видами товаров, заготовка сельхозпродукции, мяса, яиц, кож, металлолома, производство хлебобулочных изделий, колбасных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, уксуса, макаронных изделий, майонеза, рыбы соленой.
В настоящее время в состав Дрогичинского райпо входят 1 унитарное предприятие «Дрогичинский хозторг», 5 филиалов: «Антопольский», «Продтовары», «Шанс», «Коопзаготпром», «Автобаза». Потребительская кооперация района обслуживает 37,5 тысяч человек, из них сельских жителей – 21,2 тысячи человек. Всего членов потребительского общества – более 5 тысяч человек. Место нахождения общества: 225612, Брестская область, г. Дрогичин, ул. Ленина, 136
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДРОГИЧИНСКОГО РАЙПО С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Определим резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации товаров. Уровень рентабельности за 2018 году составил 0,89 %, т.е. на каждый рубль реализованной продукции приходится 0,0089 р. прибыли. В Дрогичинском райпо при существующем оборудовании и повышении уровня организации продаж объем реализации за 2018 год должен увеличится по расчетам планово-экономического отдела – на 2%.
Таким образом, резерв роста объема реализации товаров составит:
23447× 0,02 = 468,94 тыс. р.
Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации товаров составит:
0,0089×468,94 = 4,17 тыс. р.
При этом сам объем реализации товаров составит:
23447 + 468,94 = 23915,94 тыс. р.
Также можно определить резерв увеличения прибыли за счет снижения расходов на реализацию товаров. Расчеты экономистов Дрогичинского райпо показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации торговых процессов в магазинах, при более рациональном использовании основных и оборотных средств организации расходы на реализацию единицы продукции можно снизить на 1%.
С учетом того, что расходы на реализацию товаров за 2018 год составляли 4287 тыс. р. при объеме выручки от реализации товаров 23447 тыс. р., т.е. 0,183 р. на рубль реализованной продукции. Снижение на 1% позволит довести этот показатель до 0,18117 р., или на 0,00183 р.
При этом прибыль увеличится на следующую величину:
0,00183×(23447 + 468,94) = 43,77 тыс. р.
Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения наценки.
Продукты питания, продаваемые Дрогичинского райпо являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль водив играет решающую водив роль в водив стимулировании дальнейшего роста эффективности производства, усиления материальной заинтересованности персонала в достижении высокой эффективности их организации, что определяет важность и актуальность выбранной темы. Характеризует степень деловой активности, финансовой устойчивости и благополучия организации. Анализ там прибыли считается одним там из значимых там направлений при там поиске путей там роста эффективности функционирования там организации. От там своевременности его там проведения, достоверности там полученных результатов там и оперативности там разработки мер, там которые там направлены на рост док показателей прибыли зависит док успешное развитие организации док в долгосрочной перспективе.
Предметом док исследования курсовой работы док послужили финансовые показатели Дрогичинское райпо.
Дрогичинский райпотребсоюз организован в сентябре 1939 года. В его состав входили 7 потребительских обществ – Брашевичское, Хомское, Бездежское, Вульковское, Попинское, Осовецкое, Липникское, горпо, объединение общественного питания. В настоящее время в состав Дрогичинского райпо входят 1 унитарное предприятие «Дрогичинский хозторг», 5 филиалов: «Антопольский», «Продтовары», «Шанс», «Коопзаготпром», «Автобаза».
Проведенный анализ экономической деятельности организации показал, что на протяжении анализируемого периода выручка от реализации имела неоднозначную тенденцию. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение на 2249 тыс. р. или на 9,5 %, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается рост на 2066 тыс. р. или на 9,7 %. Стоит отметить, что также в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение валовой прибыли, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается ее рост на 581 тыс. р. или на 11,8 %. Расходы на реализацию, включая управленческие расходы, имеют типичную динамику снижения и роста, так в 2017 году наблюдается снижение расходов на 579 тыс. р., а уже в 2018 году наблюдается и рост на 456 тыс. р., что является отрицательным моментов в деятельности организации. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается снижение численности работников, с чем практически и связан рост заработной платы. Эффективность использования трудовых ресурсов растет, так как производительность труда возрастает на протяжении всего анализируемого периода. Если анализировать среднегодовую стоимость основных средств, то можно отметить, что наблюдается снижение их в сумме, а также эффективность использования снижается в 2017 году по сравнению с 2016 годом, так как наблюдается снижение фондоотдачи. Однако в 2018 году по сравнению с 2017 годом эффективность основных средств возросла, так фондоотдача возросла на 0,7 р. Оборотные средства снизились в 2018 году по сравнению с 2017 годом, но, несмотря на это эффективность их возросла, так как увеличился коэффициент оборачиваемости, а это говорит о снижении продолжительности оборота в днях.
1 Акулич, В.В. Прибыль организации : оцениваем и управляем / В.В. Акулич // Планово-экон. отдел. – 2019. – № 1. – С. 103-107.
2 Акулич, В.В. Эффективность функционирования торговой организации: анализ и оценка основных показателей / В.В. Акулич // Планово-экон. отдел. – 2016. – № 11. – С. 61-68.
3 Ермак, Д. Издержки росли, рентабельность падала / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2019. – № 3. – С. 39-42.
4 Зарецкий, В. Экономическое содержание и методика расчета показателей рентабельности / В. Зарецкий // Финансовый директор. – 2017. – № 5. – С.28-40.
5 Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности: утв. Постановлением М-ва фин. Респ. Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 10.
6 Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. – 2017. – №1. – С. 17-21.
7 Коробкин, А.З. Совершенствование анализа расходов на реализацию в организациях торговли / А.З. Коробкин // Бух. учет и анализ. – 2018. – № 7. – С. 24-30.
8 Клочкова, Е. Н. Экономика организации / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2015. – 448 с.
9 Лапченко, Д.А. Планирование прибыли на основе факторной модели / Д.А. Лапченко // Планово-экон. отдел. – 2018. – № 6. – С. 60-67.
10 Лапченко, Д. Прибыль. Факторная модель. / Д. Лапченко // Главный экономист. – 2017. – № 6. – С. 42-45.
11 Липатов, И.В. Прогнозирование прибыли / И. В. Липатов // Финансы. – 2019. – №5. – С.15-18.
12 Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ : учебн. Пособ. / Э.А. Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 272 c
13 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
14 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (с изм. и доп.) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
15 Савицкая, Г. В. Новые формы отчетности: аналитические возможности увеличены / Г. В. Савицкая // Гл. Бухгалтер / № 15 (735) апрель 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gb. by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/savitskaya-g-novye-formy-otchetnosti-ana_0000000.
16 Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организаций: учебник. / Г. В. Савицкая – Минск: Новое знание, 2016. – 607 с.
17 Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / В. И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск: «Вышэйшая школа», 2015. – 143 с.
18 Савицкая, Г.В. Почему прибыль есть, а денег нет? : Анализ денежных потоков / Г.В. Савицкая // Финансовый директор. – 2018. – № 6. – С. 12-21.
19 Смольский, А.П. Оценка экономического потенциала организации на основе анализа его имущественного положения / А.П. Смольский // Планово-экон. отдел. – 2018. – № 4. – С. 67-81.
20 Статистический ежегодник Розничная и оптовая торговля / сост. И.В. Медведева. – Минск : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gomel.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ekonomicheskaya-statistika/vnutrennyaya-torgovlya-i-obshchestvennoe-pitanie/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye/.
21 Толкачева, Е.Г. Методика анализа формирования прибыли в условиях реформирования бухгалтерской отчетности / Е.Г. Толкачева // Потреб. кооп. – 2016. – № 2. – С. 31-36.
22 Яковлев, И. Г. Управление затратами и прибылью организации / И. Г. Яковлев // Экономист. – 2017. – №8. – С.11-16.
23 Якуш, И.Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2016. – №5. – С.16-19.