ВВЕДЕНИЕ
Экономика стран мира в настоящее время находится в кризисном периоде и как никогда возрастает роль внешнеэкономической деятельности для экономики стран в целом, так и в частности для каждого предприятия. Рост внешнеэкономической деятельности обеспечивается в первую очередь за счет ускоренного роста объемов экспорта продукции предприятий.
Экономика Республики Беларусь является экспортноориентированной. В республике огромное значение имеет экспортная деятельность предприятий. Она обеспечивает значительную часть бюджета. Однако на настоящее время страна имеет ряд проблем с отгрузкой продукции зарубежным партерам.
Данные трудности характерны не только для Республики Беларусь, но и для большинства стран постсоветского пространства. Одной из основных таких проблем можно выделить то, что после развала союза на территории многих современных республик остались огромные предприятия, производства которые были рассчитаны на выпуск продукции необходимой для удовлетворения потребностей потребителей на всей огромной территории СССР.
После распада, страны постсоветского пространства, столкнулись с проблемой реализации выпускаемой продукции. Оборвались все налаженные контакты с потребителями и поставщиками сырья.
Теперь для покупки сырья и модернизации производства необходима иностранная валюта, получить которую можно от экспорта продукции.
Актуальность темы курсовой работы нельзя переоценить. В работе рассмотрены основные способы и понятия таможенного регулирования, проблемы внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является рассмотрение нетарифного регулирования в Республике Беларусь и исследование проблемы развития экспортной деятельности промышленных предприятий, возможности улучшения экспортной деятельности путем нетарифного регулирования.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Объектом исследования является ОАО «ТАиМ», как крупное промышленное предприятия, экспортной деятельности которого следует уделить повышенное внимание.
Основными методами, которые были использованы в процессе исследования, являются статистические, абстрактно-логические и экономико-математические, а также другие методы обобщения и обработки информации.
В курсовой работе были использованы официальные данные Белстата Республики Беларусь, данные таможенных служб, статистические данные, данные бухгалтерской отчетности по исследуемому предприятию.
1 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности
В настоящее время экономика Республики Беларусь находится в переходном периоде от командно-административной формы экономики к рыночной и как никогда существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Само понятие внешнеэкономическая деятельность подразумевает под собой совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятия, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь регулируется президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами.
Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности занимает Национальный банк Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет
Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, согласно закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 25 ноября 2004 года №347-3 являются:
- реализация внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
- обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
- единство таможенной территории Республики Беларусь;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
- обеспечение выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
- применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
- обоснованность и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гарантирование права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- гласность в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Регулирование внешнеэкономической деятельностью осуществляется для благоприятных условий работы резидентов Республики Беларусь
Формы внешнеэкономической деятельности осуществляемые на территории Республики Беларусь:
- инвестиционное сотрудничество;
- экспортно-импортные контракты.
2 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ТАиМ»
2.1 Краткая характеристика предприятия и его организационной структуры
Открытое акционерное общество «ТАиМ» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, товарный знак, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Общество является преемником прав и обязанностей арендного предприятия «Сельхозагрегат», унитарного сельскохозяйственного предприятия «Вита», унитарного производственного предприятия «Полимер», унитарного производственного предприятия «Глобус», в связи с реорганизацией в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество создано решением учредительной конференции (протокол от 17 мая 1994 года №1) путем преобразования арендного предприятия «Сельхозагрегат» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрированного решением Могилевского облисполкома от 29.06.2000 № 15-24 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700067480. Уставный фонд составляет 6951280 бел.руб.
ОАО «ТАиМ» расположено по адресу: 213830 Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, ул.Гоголя,177.
Органами управления акционерного общества являются:
- общее собрание акционеров;
- наблюдательный совет;
- директор.
Открытое акционерное общество вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Лицензируемыми видами деятельности в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются:
- деятельность в области промышленной безопасности;
- деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
- медицинская деятельность.
- розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
- деятельность в области автомобильного, внутреннего, водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).
Высшим органом управления ОАО «ТАиМ» является Общее собрание акционеров.
3 Основные направления совершенствования внешнеэкономической деятельности
3.1 Характеристика основных проблем экспортной деятельности ОАО «ТАиМ» и пути их решения
Проведённый во второй главе анализ деятельности ОАО «ТАиМ» свидетельствует об эффективном функционировании предприятия, но, не смотря на это ОАО «ТАиМ» сталкивается с рядом проблем.
В связи с тем, что часть сырья предприятие закупает на рынках Российской Федерации и Украины, соответственно расчеты с поставщиками производятся в иностранной валюте.
Модернизация производства так же являются критически важной задачей для предприятия, а так как большинство инвестиционных товаров поступает из-за рубежа. На их покупку опять-таки требуется иностранная валюта.
Поступление иностранной валюты на расчетные счета ОАО «ТАиМ» происходит в виде оплаты экспортируемой продукции.
В связи с чем, можно сделать вывод, что выпуск продукции напрямую зависит от поступления валютной выручки.
В последнее время все чаще на предприятии поднимается вопрос увеличения экспорта продукции.
Основные проблемы, которые мешают на данный момент осуществлять задуманные планы – это уменьшение спроса на продукцию ввиду более высоких цен по сравнению с конкурентами, изменение потребитель¬ских предпочтений и появление новых конкурентов на внешних рынках
Белорусский внутренний рынок недостаточно емок для того, чтобы поглотить весь объем произведенной внутри страны продукции. В настоящее время на предприятиях сохраняется структура экономики, унаследованная от советского прошло¬го, когда производство однотипной продукции ориентировано на большие рынки сбыта.
Таким образом, маркетинговые факторы выходят на первый план в срав¬нении с формальными и юридическими причинами, что подчеркивает боль¬шую роль грамотной маркетинговой стратегии в обеспечении успеха экспор¬та.
На ОАО «ТАиМ» формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сделать продукт доступным целевым потребителям.
Стратегия сбыта основывается на проведении политики Бенг-Маркетинга, т.е. осуществления конкретных мероприятий для обеспечения превосходства над конкурентами за счет высокого качества продукции и сервиса обслуживания. При реализации продукции предпочтение отдается долгосрочным связям и постоянным партнерами.
Основной объем экспортируемой продукции приходится на рынки Российской Федерации.
Большой интерес вызывает внедрение на сборочное производство ОАО «КАМАЗ». Так как ОАО «КАМАЗ» имеет свои производственные цеха, то продукция ОАО «ТАиМ» должна быть более качественной и отличаться более низкой ценой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были проанализированы основные проблемы внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
В первой главе было рассмотрены основы внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в рамках Республики Беларусь. Рассмотрены методы тарифного и нетарифного регулирования государственного стимулирования внешней торговли.
Рассмотрены законодательные акты принятые как для зашиты отечественных производителей так и для повышения экспорта продукции.
Во второй главе была проанализирована деятельность ОАО «ТАиМ».
Дана краткая характеристика предприятия, технико-экономические показатели работы.
Проведен анализ выпекаемой продукции, конкурентов, сильных и слабых сторон предприятия.
Приведены достигнутые результаты по качеству выпускаемой продукции. Отмечена необходимость модернизации производственных мощностей.
Сделан анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ТАиМ». Рассмотрена дилерская сеть. Проведен анализ потребителей продукции как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Приведен список дилеров ОАО «ТАиМ».
Проанализированы показатели внешнеэкономической деятельности ОАО «ТАиМ», рынки сбыта.
Третья глава представляет собой предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ОАО «ТАиМ».
Выделены основные проблемы экспортной деятельности ОАО «ТАиМ» был предложен ряд вариантов, для повышения экспорта продукции.
Для борьбы с конкурентами, необходимо использовать таможенные пошлины. Это поможет не только уровнять продукцию по цене с китайскими производителями, но и повысить спрос за счет высокого качества.
Проанализированы имеющие скидки ОАО «ТАиМ». Доказана эффективность введения отдельных скидок для дилеров предприятия, рассчитана новая градация скидок и доказан экономический эффект от введения данного мероприятия.
Приведенные в третьей главе мероприятия помогут увеличить экспорт продукции не только за счет внутренних резервов предприятия, но и воспользовавшись возможностями предоставляемыми государством.
1. Агаларов А. Ввозные пошлины выходят на запретительный уровень//Фия.изв.1996 .№106(840).
2. Войтихов А.Д., Внешнеэкономическая деятельность. – Мн., 2005., с. 4-9
3. Войтович А.И., Международная торговля, курс лекции. Система открытого образования. – Мн., 2005., Академия управления при Президенте РБ.- с. 42-53
4. Дедков В.Г., Внешняя политика Республики Беларусь. Защита национальных интересов и формирование положительного имиджа страны на мировой арене. // Информационный материал. – ИА центр при Администрации Президента РБ. – Мн. 2007
5. Решетников Д.Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси. // Белорусский экономический журнал. – 2002.-.№2.- с. 149-159
6. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
7. Кайгородов А.Г., В.И. Колибаба. Внешнеэкономическая деятельность корпораций. – М.: ООО "ТНТ", 2012. – 224 с.
8. Коршуков А.Н., Аналитический доклад о состоянии и перспективах развития науки в РБ по итогам 2004 года. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2005г. – 276с.
9. Кизим Н.А., Зинченко В.А.. Качество жизни населения и внешнеэкономическая деятельность предприятий. – М.: ИНЖЭК, 2009. – 184 с.
10. Киреев А. Международная экономика: В 2-х т. М.: Международные отношения, 2005.
11. Маркс К.. Протекционизм и свобода торговли (предисловие к брошюре). Соч. 2-е изд. Т. 21.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Энгельс — Марксу. Соч. 2-е изд. Т. 27
13. Минько Э.В.,Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 608 с.
14. Молчанова О.В., Пронина Е.В.. Аудит внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2011. – 336 с
15. Панин И.Н., Ивлиев В.В.. Технология менеджмента промышленно-торгового предприятия. – М.: Гелиос АРВ, 2007. – 608 с.
16. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н., Лукашевич В.В.. Маркетинг торгового предприятия. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 284 с.
17. Попов С.. Основы внешнеэкономической деятельности. – М.: Ось-89, 2008. – 240 с.
18. Стиглиц Джозеф. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
19. Сазанович И.В. Инвестиционный лидер // Вестник внешнеэкономических связей. – 2004.- №3.- с. 16-17
20. Шилов В.Н, Национальная экономика Беларуси: учебник. – Мн.: БГЭУ, 2006.- с.715-719
21. Шимов ВЛ. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту // Белорусский экономический журнал. 2006. № 2.
22. Шимова О.С. Оценка природно-экологических конкурентных преимуществ Беларуси // Przeglad polityczno-gospodarczy Europy Srodkowej i Wschodniej. - Wloslavek, 2005.3* 1(2).
23. Шимов ВЛ. Беларусь и Европейский союз: основные проблемы и направления экономического сотрудничества в контексте расширения Евросоюза // Расширение Европейского союза и Республика Беларусь на новой границе: В 2 ч. Минск, 2004. Ч. 1.
24. Хомич И.П. Торгово-экономические отношения Беларуси со странами СНГ // Export&Import News. – 2004.- №11.- с. 10-11
25. Внешняя торговля Республики Беларусь: Стат. сборник. Минск, 2013
Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
26 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск Юнипак, 2004.
27. Политические и экономические взаимоотношения Беларуси со странами мира. // Приложение к журналу «Политика». 2007. №2/3.
28. Гражданский кодекс РБ
29. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
30. закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» №129-3 от 10 января 2014г
31. Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
32. Закон РБ «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» от 25.11.2004