Задание 1
Подростковым принято считать период развития детей от 11 – 12 до 15–16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст "переходным" от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления "Я", обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Проблемное поле:
- Проблема «группы риска» среди подростков
- Дебюты психических заболеваний у подростков
Задание 2
Коррекционно-развивающее занятие в рамках игротерапии
Дороги, которые мы выбираем (1 ч.)
Целевая группа: подростки (14-16л.)
Приветствие (5 мин.)
Ролевая игра «Семья». (20 мин)
Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника — найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.
Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.
Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).
Упражнение «Проблема» (15 мин.)
Участники делятся на две группы. Первая группа в технике пантомимы показывает возникшую проблему; вторая — предлагает свое решение. После проигрывания ситуаций проблем, участники озвучивают проблемы и варианты их решения. Варианты данного упражнения: 1. Первая группа демонстрирует, каким образом чужая проблема оказывает влияние на жизнь другого человека; вторая группа словами объясняет смысл увиденного. Первой группе предлагается завуалировать проблему, используя аллегорию; второй — необходимо отгадать проблему.
Задание 3
Наркотическая зависимость среди подростков
1 Аксючиц, И. В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И. В. Аксючиц, В. А. Хриптович. — Мозырь : Белый Ветер, 2015. — 215 с.
2 Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодолении: учебное пособие для студентов вузов; пер. с англ.; под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрон. — Москва : Академия, 2006. — 476 с.
3 Барковская, Е. Н. Ток-шоу “Большая перемена”: проблема наркомании: профилактика употребления психоактивных веществ подростками / Е. Н. Барковская // Народная асвета. — 2016. — № 12. — С. 46—49.
4 Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании: эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. —352 с.
5 Зинкевич, Е. Р. Особенности и профилактика подростковой наркомании / Е. Р. Зинкевич // Биология в школе. — 2011. — № 5. — С. 11—16.
6 Иванова, Е. Б. Как помочь наркоману / Е. Б. Иванова. — 2 изд., перераб. — Санкт-Петербург : Невский Диалект, 2001. — 144 с.
7 Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 – 209 с.
Задание 4.
Анализ сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Эта сказка прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я.
Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я.
Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой "сказки" встречается с трудной ситуацией, в которой происходит формирование его Я.
Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы.
Читая текст, можно заметить, что рождению главного героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, видно негативное отношение к нему старой опытной утки, которая "консультирует" его молодую неопытную утку-мать.
«Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!»
Ты – не такой как все! Ты – другой! Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и "самолюбви". В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя.
Задание 5.
Эссе «Я как будущий психолог»
Психолог, на мой взгляд, очень важная и нужная профессия. У каждого человека в жизни есть момент, когда он задумывается о своей будущей профессии. Каждый мечтает кем-то стать, хочет быть кем-то, он может сознательно идти к какой-то цели, каждый хочет найти себя в этой жизни.
Считаю, что будущая профессия должна приносить радость, чтобы при выходе на работу не возникало чувства обременения, нужно любить то дело, которым в будущем необходимо заниматься. У каждого человека в жизни есть момент, когда он задумывается о своей будущей профессии.
Сегодня существует много профессий, и любому человеку, в том числе и мне, пришлось столкнуться с трудным выбором, решить, с какой деятельностью связать его жизнь ... И выбор был действительно велик. Кем стать? Воспитатель детского сада, вожатая в школе, учитель, психолог в школе? Помочь ребенку научиться, понять и принять себя, научить общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, строить свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями и быть счастливым.
И я выбрал свой путь, путь, который принесет пользу людям. Так что значит быть психологом? На мой взгляд, человек, который связан со столь сложной профессией, должен обладать определенными чертами характера. Очень важны такие качества, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность, рациональность, здесь не менее важным качеством будет интуиция. Я психолог, но не фокусник. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, пытаясь помочь детям, которым нужна моя помощь.
Психолог - это образ жизни. В народе существует множество легенд и мифов об этой профессии. Мы часто слышим такие фразы, как: «психолог - манипулятор, гипнотизер или шарлатан, который по-настоящему не помогает». Как четко объяснить обществу миссию психолога, например, определить его место в учебном заведении?
Эссе «Возможна ли жизнь без смысла? В чем смысл жизни?»
Смысл человеческой жизни - понятие скорее философское, чем логическое. Каждый человек на земле уникален - он личность. И как человек он обладает набором свойственных только ему качеств, которые формируют его характер и мировоззрение. В зависимости от темперамента, воспитательных и наследственных факторов формируются жизненные ценности и взгляды человека по тем или иным вопросам.
Смысл жизни человека заключается в самом разном, что может быть на свете. И не всегда - это деньги, богатство или любовь. У всех людей - все цели и идеи разные. Поэтому такие вещи нельзя сравнивать. Смысл жизни - в чем он заключается? Это что-то неизвестное, что-то для всех разное.
Лично для меня смысл жизни в том, чтобы любить, жить и просто наслаждаться своей жизнью, независимо от того, насколько она бедна или несчастлива. Смысл жизни у всех разный, и я всегда это помню, а потому никогда никому не навязываю. Именно поэтому я хочу всегда помнить, что у каждого свой смысл жизни. И я не хочу никому навязывать свои мысли и мнения.
Смысл жизни на самом деле не так прост, как кажется. Иногда кажется, что любовь для меня все, то есть смысл моей жизни. Но вдруг куда-то пропадает любовь, или любимый человек бросает и предает. А потом - один раз, и в жизни нет смысла. Но люди живут, живут и наслаждаются жизнью, несмотря ни на что. Вот почему люди не всегда до конца понимают в своей жизни, для чего они живут, для чего живут. И, тем не менее, они легко говорят о том, что думают по этому поводу.
Задание 6
Письмо девочке (8 лет), которую оставил ее отец.
Здравствуй, (Имя). Тебе пишет (Имя), я детский психолог. Детский психолог – это человек, который помогает детям, когда они попадают в трудную ситуацию или у них случается что-то неприятное или непонятное.
Тебе сейчас может быть очень непросто и ты возможно задаешься вопросом почему папа ушел. Люди иногда отворачиваются от нас, но это не наша вина. Да, это больно и это обидно, но так бывает. И ты обязательно справишся! И очень жаль того человека, который не может сейчас преодолеть свои страхи и быть с таким замечательным ребенком, как ты». Иногда даже взрослому человеку трудно быть ответственным.