Введение
1. Доказательства в пользу принципа реактивности как основы движений человека
2. Доказательства в пользу принципа активности как основы движений человека
3. Три кинофильма, где описывается механизм формирования двигательного навыка
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.
Суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт – движение, действие – определяется внешним стимулом,
Принцип активности заключается в выдвижении на первый план роли внутренней программы в жизнедеятельности организма. Активность соответствует вероятностному прогнозированию дальнейшего развития событий.
1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ ПРИНЦИПА РЕАКТИВНОСТИ КАК ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Принцип реактивности заключается в том, что согласно ему, некий акт – движение или действие – определяется внешним стимулом. Этот принцип был сильно связан с идеей детерминизма и имел прогрессивное значение. Он интенсивно разрабатывался еще в бихевиоризме [5, с. 18].
Реактивное движение происходит за счёт того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс. Реактивное движение – это движение, которое возникает при отделении от тела некоторой его части с определённой скоростью.
Использование принципа реактивности как объяснительного в науч-ном исследовании базируется на идеях Рене Декарта. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной принцип действия которой – рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом.
Рассмотрим доказательства, которые, свидетельствуют в пользу принципа реактивности как основы движений человека.
Во-первых, при выполнении движения в большей или меньшей степени возникает явление реактивных сил. Например, если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
Во-вторых, при движении возникает явление инерции. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется но инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы. Причем явление инерции присутствует в любом движении.
В-третьих, существуют определенные внешние силы, которые оказывают влияние на ход выполнения движения. Например, если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление. Причем это сопротивление чаще всего оказывается непредсказуемым.
В-четвертых, существует еще один фактор, который не всегда учитывается при начале выполнения движений, это исходное состояние мышц. Состояние мышцы меняется при выполнении движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и других причин. Поэтому один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать совершенно иной результат [2, с. 117].
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ ПРИНЦИПА АКТИВНОСТИ КАК ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека [5, с. 25]. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды (как правило, человек редко начинает читать учебник только потому, что он попался на глаза). Другая иллюстрация принципа активности - в несимметричности сигналов внешней среды и «внутренней программы». Так, например, во время чтения взгляд опережает слова (следовательно, активные сигналы опережают реактивные, причем обеспечивают существенные параметры движения).
Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано русским ученым Н.А. Бернштейном. Он оспаривал принцип рефлекторной дуги, который являлся доминирующим при объяснении реактивности движений. Ученый предложил принцип рефлекторного кольца. В конкретно-физиологическом плане принцип активности неразрывно связан с открытием принципа рефлекторного кольцевого управления движением. Необходимым условием функционирования рефлекторного кольца является наличие центральной программы. Без центральной программы и управляющего устройства рефлекторное кольцо не будет функционировать, движение будет осуществляться по рефлекторной дуге, но по рефлекторной дуге, как было установлено, целесообразное и целенаправленное движение совершаться не может. Если предположить, что центральная программа представлена в организме в виде механизма реализации активности, то необходимо сделать вывод: принцип активности в конкретно-физиологическом выражении и признание механизма кольцевого управления движением – это прочно связанные между собой теоретические постулаты. Таким образом, напрашивается следующий закономерный вывод: движение человека есть результат проявления его активности [4].
Главный аргумент против теории реактивности был таков: результат любого сложного движения зависит не только от собственных управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки, а для этого центральная нервная система должна иметь информацию о выполнении движения. Этот принцип был назван принципом сенсорных коррекций.
3. ТРИ КИНОФИЛЬМА, ГДЕ ОПИСЫВАЕТСЯ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
1. Фильм «Мирный воин».
Производство Германия.
Год 2006.
Режиссер: Виктор Сальва.
Краткое содержание фильма: Фильм основан на автобиографической книге Дэна Миллмэна «Путь мирного воина», и это история о силе человеческого духа. Дэн Миллмен - талантливый гимнаст колледжа, мечтающий о выступлении на Олимпийских играх. В этой истории студент талантливый, но заносчивый гимнаст, у которого, кажется, есть всё. Получает хорошие оценки в колледже, легко знакомится с девушками, и тренируется для студенческой Олимпиады.
У него всё есть: награды, друзья по команде, быстрые мотоциклы, девушки и бесшабашные вечеринки. Но эгоизм и честолюбие мучают его, Дэн просыпается по ночам в холодном поту. Его мир переворачивается с ног на голову, когда он встречает таинственного незнакомца, которого он назвал Сократом. Сократ, видимо, обладает возможностью знакомить людей с новыми мирами и проникать в тайны человеческого сознания. Он становится наставником Дэна, чтобы научить действительно важным вещам и раскрыть глаза на реальность.
Неожиданно Дэн получает серьёзную травму, его спортивная карьера перечёркнута, и душа надломлена. Тогда с помощью Сократа и таинственной молодой девушки Джой передвигающийся на костылях Дэн приходит к осознанию, что сила духа и чистота разума и есть то, что ведёт человека к его истинному величию. Он понимает, что должен отпустить личность, которой, как он думает, он был, и что, начиная с этого момента, должен начать жить заново, ценя сам процесс и принимая как должное неподконтрольность своего будущего. И одерживает большую внутреннюю победу, благодаря этому возвращается в спорт, завоёвывает золотую медаль на чемпионате мира, и завоёвывает любовь женщины своей жизни.
В данном фильме показаны медико-реабилитационные аспекты формирования двигательного навыка после травм опорно-двигательного аппарата (без травм нервной системы) и восстановительных операций на мышцах, сухожилиях, связках, суставах и костях в после иммобилизационном периоде. Последовательно показано, как устранить посттравматические отеки, восстановить движение в суставах, восстановить мышечную силу, обучить правильному передвижению и самообслуживанию, использованию технических средств реабилитации.
В фильме основной упор сделан на силу внутреннего духа, мотивацию в формировании двигательных навыков после перенесенной травмы. В этом фильме показано, что именно благодаря внутренним резервам человек может восстановить не только утраченные двигательные навыки, но и путем усердных тренировок может даже превзойти предыдущий результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип реактивности заключается в том, что согласно ему, некий акт – движение или действие – определяется внешним стимулом. Этот принцип был сильно связан с идеей детерминизма и имел прогрессивное значение. Он интенсивно разрабатывался еще в бихевиоризме. В качестве его доказательства разработана теория рефлекторной дуги. А также основными доказательными постулатами являются реакции по типу «стимул-реакция».
Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды. Также в качестве доказательства выступает объяснение произвольных движений.
В качестве примеров, в которых иллюстрируется формирование двигательного навыка, были приведены три кинофильма. В первом из них описана специфика формирования двигательных навыков после перенесенной травмы. Во втором фильме показан алгоритм формирования сложных танцевальных двигательных навыков. В третьем фильме показана специфика формирования двигательных навыков у профессиональных спортсменов.