ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Официальное наименование: Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии города Пинска»
Директор учреждения: Позняк Владимир Владимирович
Цель учреждения: создание целостной, развивающейся, социально-ориентированной системы обучения и воспитания, основанной на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования и искусства, свободы выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения, сочетании централизованного государственного управления с демократическим самоуправлением, преемственности и непрерывности ступеней общего среднего образования, уровней общего среднего и среднего специального образования, обеспечивающей формирование необходимых знаний, умений, навыков, творческое, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие личности учащегося.
Предметом деятельности школы является обучение и воспитание учащихся, имеющих способности в области музыкального и изобразительного искусства, в целях освоения ими содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Главными задачами школы искусств являются:
– удовлетворение потребностей личности учащегося в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии при получении общего среднего образования, среднего специального образования на основе общего базового образования;
– формирование у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
– формирование у учащихся нравственной, эстетической и экологической культуры; культуры семейных отношений;
– овладение учащимися ценностями и навыками здорового образа жизни;
– организация образовательного и воспитательного процессов с использованием современных образовательных и информационных технологий;
– создание условий для социализации и саморазвития личности учащегося, развития творческих способностей учащихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности, подготовка их к самостоятельной жизни и труду.
Учебная площадь на одного ученика составляет – 15,5 м2.
ГУО «Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии города Пинска» обеспечено необходимыми санитарно-гигиеническими средствами. Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием для организации образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Основными направлениями работы педагога-психолога в ГУО «Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии города Пинска» являются:
– защита прав и свобод учащихся;
– психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
– консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса;
– диагностика учащихся.
Должностные обязанности.
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
– осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе;
– содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка;
– способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
– определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);
– оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
– проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
– ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению;
– участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
– осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых учащихся, содействует их поиску и развитию;
– определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Выписка из Закона РБ «Об образовании, глава 5, ст. 23. «Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования».
2. Закон Республики Беларусь об образовании «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153–3.
3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 10.11.2006 г. № 673 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов». (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2006 г., № 24).
4. Квалификационная характеристика педагога–психолога учреждения образования, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ № 105 от 21 октября 2011 г.
5. Должностная инструкция педагогу–психологу учреждения образования («Кадры в образовании. Образцы должностных инструкций. Квалификационные характеристики», Мн. 2007).
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь». (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2011 г., № 17).
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 г. № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.11.2001, № 102).
8. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2008 г. № 12–01–05/3871–2 «Методические рекомендации о деятельности СППС учреждения образования. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2008 г., № 11).
9. Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 23 «О лицензировании деятельности по оказанию психологической помощи».
10. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
11. Инструктивно–методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году»
12. Основные направления работы педагога–психолога в учреждении образования (Сборник нормативных документов, 2006, № 19–20).
13. Письмо Министерства образования РБ «Методические рекомендации о деятельности социально–педагогической и психологической службы учреждения образования» от 22 мая 2008 г. № 12–01–05/3871–2 (Сборник нормативных документов Министерства образования Беларусь, 2008 г., № 11).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Во время прохождения практики мною совместно с педагогом-психологом было проведено индивидуальное задание, которое заключалось в проведении занятия с учащимися 7 «Б» класса на тему: путешествие в страну «Знание – сила». На данном занятии присутствовали 24 учащихся. Представим сценарий занятия.
Сценарий интеллектуального путешествия в страну знаний на тему «Знание – сила»
Ход игры
Команды сидят на своих местах. К доске выходят только капитаны. Ведущий задает вопросы команде, желающие ответить поднимают руки. Капитан говорит, кто будет отвечать. За правильный ответ ведущий дает капитану монету. Капитан передает ее участнику, давшему ответ на вопрос. Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут определены при подсчете количества заработанных командами монет. Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.
Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, форма: интеллектуальная игра.
Подготовительная работа: разделить класс на команды, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна придумать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.
Примеры девизов
Сила есть – ума палата!
Учись на пять – будешь все знать!
Учиться на пять – сильнее стать!
За ученого двух неученых дают!
Науки и знания – наше призвание!
Люби науки – не будет скуки!
Хочу все знать!
Учись, учись, учись и больше не ленись!
Оборудование:
1. За день-два до классного часа изготовить 100-120 маленьких монет достоинством 1 «сила» из плотной бумаги (можно разного цвета). Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить стопочками на столе учителя.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
С целью осуществления поставленных задач практики на базе ГУО «Средней школы № 2» города Пинска, было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие ученики 10 и 11 классов данного учебного заведения, которые были разделены на две группы: первая группа – учащиеся 10 классов (24 человека); вторая группа – учащиеся 11 классов (24 человека).
Для проведения исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник Л.Г. Почебут и опросник агрессивности Басса–Дарки.
Опросник Л.Г. Почебут. В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.
Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.
Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.
Назначение теста: диагностика агрессивного поведения.
Инструкция к тесту: предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений. Тест к опроснику представлен в Приложении 1.
Опросник агрессивности Басса–Дарки разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Исходя и результатов исследования, необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции девиантного поведения у подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
После проведения исследования, можно сделать такие выводы, что подросткам с высокой предрасположенности к девиантному поведению чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить так же, что этим подросткам не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
– своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося девиантного поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. Таким образом, для профилактики деиантного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
На данном этапе практики мною была проведено зачетное лекционное занятие на тему «Курить – здоровью вредить!» для учащихся 8 «В» класса.
Лекция «Курить - здоровью вредить» для 8-11 кл.
Форма: лекция
Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни, формирование осознанного негативного отношения к курению. Расширение знаний о вреде курения, воспитание творческой активности, умения слушать друг друга.
Задачи:
1. Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека, способствовать отрицательному отношению к курению.
2. Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
3. Развивать способность критического восприятия информации, в частности на примере информации о пользе курения табака.
4. Способствовать развитию умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.
Предварительная подготовка:
Подобрана книжная выставка «Курение или здоровье – выбирайте сами»; учебный кинофильм «Никотиновая трагедия». Оформлены листовки, которые раздаются десятиклассникам
Задание учащимся: подобрать материал о проблеме «Влияние курения табака на здоровье человека», высказывания великих, известных людей о курении табака.
Разработка демонстрационных опытов, наглядно показывающих, что попадает в лёгкие курящих людей, например, опыт «Курящая кукла»
Время: 1 академический час
1. Организационный момент
Вступительное слово, постановка целей и задач лекции.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
На данном этапе во время прохождения практики мною было проведено практическое занятие с целью выявления психологической атмосферы в классе.
Методика «Социометрия»
Автор методики: Дж. Морено, адаптация Я.Л. Коломинского.
Источник: Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. – М.: ИП РАН, 1995. – 196 с.
Цель исследования: диагностика межличностных отношений в группе.
Возраст испытуемых: учащиеся 2-11 классов.
Время проведения диагностики и обработки результатов: 30 мин.
Дополнительные сведения о методике.
Методика позволяет выявить следующие показатели межличностных отношений в группе:
– уровень благополучия взаимоотношений в группе;
– степень сплоченность – разобщенности в группе;
– относительный авторитет членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные).
Смысл социометрического метода заключается в выборе учащимися из членов группы партнеров для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым учащимся выбор показывает, кому из соучеников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности каждого ученика и класса в целом.
Сначала с детьми проводится инструктаж: объясняется, где и как писать.
Далее детям предлагают ответить на следующие вопросы:
1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
2. С кем бы из одноклассников ты бы отправился в путешествие?
3. С кем из одноклассников ты бы хотел постоянно готовить домашнее задание?
При этом, возможное количество выборов – 3.
Обработка результатов.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Классный час на тему «Здоровый образ жизни»
Цель: расширить представление детей о здоровом образе жизни.
Задачи:
способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
План.
1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
2. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
3. Составление таблицы «Здоровый образ жизни»
4. Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»
5. Игра «Счастливый случай»
6. Заключительное слово.
7. Подведение итогов.
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
Тема нашего классного часа – здоровый образ жизни.
Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодёжь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место.
Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?
Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?
Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.
2.Мини-лекция «Что такое здоровье?»
Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?
Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.
Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Проблема выбора профессии неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество.
Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?
Не легко сделать правильный выбор профессии ввиду большого разнообразия вариантов. Так как же выбрать профессию?
Если представить формулу выбора профессии, то основными ее переменными будут сами профессии, Ваши профессиональные желания и Ваши способности и склонности.
Получается, что выбор профессии, это не что иное, как нахождения самого лучшего сочетания при сопоставлении интересов и способностей и возможностей человека с профессиями. То есть, чем лучше мы будем понимать себя и чем лучше мы будем разбираться в профессиях, тем точнее мы сделаем выбор.
И поэтому первым условием успешного выбора – самоанализ. Изучайте, тестируйте себя, отвечайте себе на вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?».
«Что я хочу» – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив, указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность, востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п.
Очень важно совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать. Ну, а главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если Вы любите технику – интерес к ней будет поддерживать Вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
«Что я могу?» – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны – Вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы - не сможете выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени.