ВВЕДЕНИЕ
Экспертно-консультационная практика проходила в период с ________ по _________года на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Чечерска».
Адрес учреждения: г. Чечерск, ул. Интернациональная, д.56А.
Дошкольное учреждение открыто в 1981 году. В 2000 году перепрофилировано в санаторный ясли-сад. С сентября 2011 года учреждение приобретает новый статус «Дошкольный центр развития ребенка г. Чечерска».
Педагогический персонал: воспитатели – 18, руководитель физического воспитания – 1, музыкальный руководитель – 1, учитель-дефектолог – 2, педагог-психолог – 1, учитель английского языка – 1. Образовательный ценз: высшее – 59%, средне-специальное – 51%. Квалификационная категория: высшая – 37%, первая – 34%, вторая – 22%.
Миссия Центра: содействовать активному сотрудничеству дошкольного учреждения с семьей, направленному на разностороннее развитие личности ребенка.
Основной целью деятельности Центра является:
– получение дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями,
– формирование у него нравственных норм,
– приобретение им социального опыта,
– формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, оздоровления,
– развития у воспитанников творческих способностей.
Основные направления воспитательно-образовательной работы:
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
План-конспект мероприятия по психологическому просвещению на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников»
Аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия: сформировать представления у родителей о развитии эмоционально-волевой сферы их детей.
Основные задачи занятия:
1) повышать психологическую грамотность родителей;
2) формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
3) развивать интерес к практическому применению психологических знаний.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
– Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня я хочу вас познакомить с эмоционально-волевой сферой наших детей.
2. Основная часть. Лекция
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Тренинг, направленный на формирование позитивной Я-концепции
Цель программы: формирование позитивной Я-концепции, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
Задачи программы:
1. Самораскрытие ребенка.
2. Развитие навыков коммуникации.
3. Формирование позитивной установки на достижение успеха.
Упражнение №1.
Цель: создать положительную психоэмоциональную обстановку в группе, способствующую самораскрытию каждого из ее участников.
Игра – «Горячий мяч» на установление первичных коммуникаций (знакомства). Мяч передается по кругу от ребенка к ребенку. Каждый, у кого в руках мяч, называет себя и передает его соседу.
Упражнение №2.
Цель: развить навыки невербальной коммуникации и сотрудничества.
Игра «Передай настроение». Все становятся по кругу и по часовой стрелке здороваются друг с другом без слов, стараясь при этом только мимикой и пантомимикой передать свои самые добрые чувства. При обсуждении упражнения дети озвучивают то, что они показывали и как это воспринималось остальными.
Упражнение №3.
Цель: выявление детских страхов
Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».
В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты). Руководитель читает детям сказку.
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА
Программа психодиагностического обследования группы
С учётом базы практики и плана работы педагога-психолога Центра были поставлены цель и задачи фронтального обследования.
Цель психодиагностического исследования: определить уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Задачи обследования:
– определить предпочитаемый вид деятельности;
– определить уровень сформированности образных представлений;
– определить уровень наглядно-образного мышления;
– определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости;
– определить уровень сформированности понятий;
– способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других;
– выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Выявление психологической готовности ребенка к школе является важным направлением в психологическом диагностике психолога дошкольного учреждения. Цели диагностики готовности к школе заключаются в понимании особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
К 6 годам ребенок в норме должен обладать достаточным уровнем психологической готовности к школе, которая включает в себя
4. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
На основании результатов диагностики была разработана программа по психологической коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Цель коррекционной программы: психологическая коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
– научить детей расслаблению, снятию мышечного напряжения;
– формировать у детей эмоциональный интеллект;
– обучить детей выражать свое эмоциональное состояние, свои чувства;
– формировать у детей способность быть открытым в выражении эмоций, умение управлять своими эмоциями;
– формировать у детей чувство доверия к окружающим людям;
– формировать у детей уверенность в себе;
– способствовать понижению тревожности;
– помочь детям в преодолении своих страхов.
Продолжительность игрового сеанса: 20 – 30 мин.
Численность детей в группе: 6 человек в возрасте 5-6 лет.
Обоснование эффективности программы: при структурировании занятий учитывался возраст участников программы, выявленные личностные особенности. Отбор детей для участия в коррекционно-развивающей программе производился на основе диагностического обследования. Содержание программы включает игры и упражнения, направленные на
РАЗДЕЛ 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Проведение индивидуальной психологической консультации
Анализ первой встречи, обобщения и выводы
1. Анализ истории клиента (события и важнейшие характеристики):
Кристина, 30 лет, замужем, имеет двоих детей.
Иван – первый ребенок, ему 6 лет.
Он неусидчив, непоседлив, общителен.
2. Скрытый запрос (анализ подтекста):
У Кристины прослеживаются симптомы повышенной тревожности.
3. Формы и выраженность сопротивления:
Не смотрит в глаза, речь робкая.
4. Предварительная рабочая гипотеза:
Ребенок характеризуется гиперактивностью.
Мать характеризуется повышенным уровнем тревожности.
5. Ход консультации:
Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
Ваш ребенок соблюдает режим дня?
У Вас в семье психологический климат положительный?
Какой стиль общения Вы используете с ребенком?
Вы достаточно времени уделяете ребенку?
6. Рекомендации Кристине:
1. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я, ФИО полностью, проходила практику на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Чечерска» в период с ________по _______ года.
В процессе практики мне удалось осуществит следующую работу:
– знакомство с психологической службой (цели, задачи, структура, основные направления деятельности, особенности) по месту прохождения практики;
– изучение содержания направлений деятельности психолога и определение особенностей их осуществления в данном учреждении;
– проведение психодиагностических исследований;
– проведение коррекционной программы;
– проведение психологического консультирования (индивидуального и группового);
– осуществление кризисного вмешательства;
– проведение тренинга.
Мною была проделана следующая работа:
– мероприятие по психологическому просвещению на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников», его самоанализ;
– тренинг, направленный на формирование позитивной Я-концепции, его самоанализ;
– психодиагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
– составлены рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе педагогам Центра и родителям;
– индивидуальная психодиагностика особенностей и проблем личностного развития ребенка;
– коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;