Задание 1.1
Задание 1.2
Задание 2.2.2
Задание 2.2.4
Задание 1.1. Проведение психологического анализа урока по установленной схеме
Описание выполнения. Был проведен психологический анализ открытого урока, проведенный педагогом-психологом в 7 «Б» классе. Анализ урока был проведен по структурной схеме.
Психологический анализ урока:
1. Учебная дисциплина: психология.
2. Аудитория: учащиеся седьмого класса.
3. Дата: 21.04.2020.
4. Тема занятия: «Типы темперамента». Данный урок входит в общую систему уроков по изучению индивидуальных особенностей личности.
5. Цель занятия: получить общее представление о темпераменте и его видах.
6. Тип занятия: урок.
7. Задачи: познавательная – изучение основных теоретических знаний по проблеме темперамента и его видах; развивающая – развитие критического отношения к изучаемой проблеме; воспитательная – воспитание познавательного интереса к собственным личностным особенностям.
8. Оснащение занятия: конспект и наглядный материал.
9. Структурные этапы занятия и их содержание:
9.1. Учащиеся вовремя пришли на урок и были готовы к занятиям. В начале был проведен организационный момент с целью мобилизации внимания учащихся. Классное помещение было готово к уроку.
9.2. Затем была проведена работа по проверке ранее изученного материала. У учащихся было проверено домашнее задание путем фронтального опроса. Цель проверки знаний, умений и навыков: выявить уровень усвоения пройденного материала. Место проверки: начало урока. Вопросы для фронтального и индивидуального опросов предполагали развернутые и обоснованные ответы. Качество ответов учащихся: развернутые и обоснованные ответы. Активность класса: высокая. Подведение итога проверки знаний: пройденный материал был усвоен. Оценка ответов учащимися высокая.
9.3. Новые знания излагались в устной форме. Было дано понятие «темперамент» и охарактеризованы виды темперамента. Знания систематизированы. Излагаемый материал имеет научную направленность, связь с практикой, воспитывающий характер. Учащиеся активно вовлекались в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. В процессе изложения нового материала был использован демонстрационный материал в виде таблиц. Доска использовалась для представления таблиц. Учащиеся записывали основные тезисы в тетради.
Задание 1.2
Выделение различий в деятельности психолога – консультанта и педагога – психолога, занимающегося консультативной деятельностью как одним из направлений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Отличие консультирования от просвещения и профилактической деятельности педагога – психолога.
Базовые понятия:
Психологическая коррекция – один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
Психологическое просвещение – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, родителей, школьников, широкой общественности) положительных к психологической помощи установок, деятельности психолога-практика и расширение осведомленности в области психологического знания.
Особенности взаимосвязи различных направлений деятельности педагога-психолога: по результатам диагностического минимума либо по запросу педагогов или родителей выявляются 2 группы школьников: первая - «психологически благополучных» и вторая группа – учащиеся, имеющие какие-либо проблемы. Затем выдвигается гипотеза о возможных причинах и характере проблем у второй группы учащихся. Затем проводится углубленная диагностика этой группы учащихся. Затем в ходе психолого-педагогического консилиума разрабатываются стратегии индивидуального сопровождения учащихся. Реализация разработанных стратегий происходит посредством развивающей работы, психологического просвещения, консультирования, коррекционной работы.
Выделение различий в деятельности психолога – консультанта и педагога – психолога, занимающегося консультативной деятельностью как одним из направлений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
1) формы работы: в деятельности психолога – консультанта в основном индивидуальная форма работа, а во втором случае работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям: консультирование и просвещение педагогов; консультирование и просвещение родителей; консультирование школьников.
Задание 2.2.2 Консультирование старшеклассников (индивидуальное)
План консультации:
1. Возможная цель консультации: анализ проблем соматических жалоб напряженности, связанной с обучением
2. Задачи: оценить локус проблемы, выработать направления по эффективной коррекции.
3. Целевая группа: учащийся.
4. Возможная форма проведения консультации (индивидуальная, доверительная беседа).
5. Время: 1 час.
6. План консультации: установление контакта, выяснение проблемы – диагностический этап, этап поиска ресурсов решения проблемы, рекомендательный этап, контрольный – завершающий этап.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ (ПРОТОКОЛ) СЕССИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Психолог: Расскажи подробнее, что тебя беспокоит.
Клиент: Меня беспокоит тревожность, напряжение, когда я иду в школу, головные боли.
Психолог: как относятся родители к твоей успеваемости?
Клиент: молчит.
Затем после паузы. «Они очень злятся на меня».
Психолог: Что ты чувствуешь в связи с этим?
Клиент: Мне обидно, и я злюсь.
Психолог: Ты злишься на родителей?
Клиент: Да. Злюсь...
Психолог: У меня возникло впечатление, что для тебя злиться — плохо.
Клиент: Меня учили, что на родителей злиться нельзя.
Психолог: А ты злишься...
Клиент: Я ведь живой человек.
Психолог: Конечно, и тебе тяжело, а люди, которые тебе близки (родители) не хотят тебя понять...
Клиент: Именно не хотят... Ну что же, я уже не маленькая девочка. Мне скоро будет восемнадцать лет.
Психолог: Да, ты не маленькая девочка.
Клиент: Вы знаете, я когда общаюсь с родителями, то чувствую себя ребенком. Стараюсь всячески ублажить отца: стираю, готовлю, убираю, в доме все делаю.
Психолог: Как ты к этому относишься?
Клиент: Мне это не нравится. У меня ведь есть свои дела!
Психолог: Тебе это не нравится, ведь ты взрослая девушка.
Задание 2.2.4. Консультирование родителей
План консультации:
Возможная цель консультации: анализ проблем поведения учащегося в школе.
Задачи: выявить жалобы родителей, оценить проблему, выработать совместное решение проблемы.
Целевая группа: семья.
Возможная форма проведения консультации (групповая, доверительная беседа со всеми членами семьи).
Время: 1 час.
План консультации: установление контакта, выяснение проблемы – диагностический этап, этап поиска ресурсов решения проблемы, рекомендательный этап, контрольный – завершающий этап.
Ход консультации:
Консультант (Кн): Здравствуйте! Присаживайтесь.
Клиент (Кл): Здравствуйте.
Кн: В связи с чем вы обратились за психологической консультацией?
Кл: У нас ужасная ситуация. Учительница в доверительной беседе мне сказала, что моя дочка стала воровать у одноклассников деньги. А в прошлый раз украла у девочки мобильный телефон. Но потом положила на место. Это очень беспокоит учительницу, потому что это может негативно повлиять на отношение к девочке со стороны одноклассников. Данные факты пока единичны, поэтому надо срочно что-то предпринять, чтобы предотвратить усугубление ситуации. Мой муж уже давно замечал, что деньги по мелочи пропадают. А недавно она взяла у него из кошелька 55 рублей! Это в 10-то лет, представляете? Я не знаю, что делать, пробовала уже по всякому с ней — и объясняла, и наказывала. Я боюсь с ней куда-то идти, в гости к друзьям, например, мне стыдно признаться, что у меня дочь — воровка. Или, может, она ненормальная. Помогите! Я не знаю, откуда это в нашей семье, что мне делать, куда обращаться.
Кн: Воровство детей обычно вызывает у родителей шок. Сразу же возникают сомнения в психической нормальности ребенка или подозрения в патологических криминальных наклонностях. Однако, как правило, воровство является симптомом психологического неблагополучия ребенка.
Кл: Но у нас в семье все благополучно!
Кн: Тогда давайте рассмотрим более подробно проблему воровства. Когда вы заметили, что ребенок начал воровать?
Кл: Трудно сказать. Наверно полгода назад.
Кн: Что именно ворует ребенок.
Кл: В основном только деньги.
Кн: Ворует ли ребенок где-то вне дома?
Кл: Не могу сказать. Но жалоб не поступало.
Кн: А где ворует ребенок.