Введение
Я, фио, студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, четвёртого курса, специальности «психология» в период с 22 февраля 2016 года по 19 марта 2016 года проходила психодиагностическую практику в ГУО "Гимназия Г. Дзержинска", находящейся по адресу: ул. Толстого, 1, г. Дзержинск.
Цели практики:
• Обобщение и структурирование полученных теоретических знаний, освоенных на 1-3 курсах обучения;
• интеграция теоретических знаний в практическую деятельность;
• закрепление и совершенствование практических навыков, освоенных в процессе учёбы;
• формирование целостной профессиональной позиции специалиста по психологии.
Задачи практики:
• формирование основ профессионального мастерства специалиста-психолога;
• формирование умения применять полученные знания на практике, закреплять профессиональные умения и навыки в работе с клиентами;
• формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности специалиста в психологии;
• формирование положительной мотивации к будущей профессии и творческой активности будущего специалиста;
• организация работы по выполнению дипломного проекта
• проанализировать выполненную работу за время прохождения практики
• Подготовить отчетную документацию по практике - дневник и отчет о прохождении практики с приложениями.
Тип, вид учреждения, предмет, цели и задачи деятельности
1. Тип Учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид – гимназия.
2. Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, идеологической, методической работы, направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.
3. Основной целью работы учреждения образования является обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности обучающегося.
4. Основными задачами деятельности Учреждения являются: обеспечение качества образования, компетентный подход, охрана здоровья обучающихся, соблюдение установленной продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся. Соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, создание безопасных условий при организации образовательного процесса, формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии подготовка к самостоятельной жизни и труду. Формирование нравственной, эстетической и экологической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни, формирование культуры семейных отношений, создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
6. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
7. Основными требованиями к воспитанию являются:
7.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
7.2. системность и единство педагогических требований;
2. Разработка программы, проведение и анализ диагностического обследования
С целью проведения диагностического обследования группы была разработана программа обследования, включающая:
1) исследование межличностных отношений группы
2) психологическую характеристику группы.
В основу исследования группы была положена методика «У кого больше?», социально-психологическая методика «Выбор товарища по парте».
Рубрикатор
1. Название методики: «У кого больше?»
2. Автор: Я.Л. Коломенский (адаптированная)
3. Литература: Власова, С.В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп // Психологические науки. – 2012. – №9-1.
4. Контингент испытуемых: дошкольники, младшие школьники (1 кл).
5. Теоретическая основа: Данная методика, – это такой вариант теста-задания, который даёт фактическую информацию о личных взаимоотношениях учеников, дополняющую социометрический тест, и, вместе с тем, приносит результаты, допускающие однотипную с ним качественную и количественную отработку.
6. Предмет диагностики: межличностные отношения
7. Операциональный статус: например, стандартизированное наблюдение
8. Сопряженные практические задачи: выявление проблем в межличностных отношениях
9.Компетентность исполнителя: как правило, психолог или психолог/специалист-смежник.
10. Комплектность и состав методики: привлекательные предметы (открытки).
11 Стимульный материал: три привлекательных, желаемых предмета: открытки. На оборотной стороне открытки стоит номер, "присвоенный" каждому из детей. Инструкция: "Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе -
Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива
Кто обратился к психологу. Классный руководитель (учитель)
Содержание жалобы. Проверка межличностных отношений в группе
Формулировка запроса.
Хотелось бы узнать, все ли дети приняты в классе, нет ли отвергнутых.
1. Общие сведения о классе: в классе обучается 17 учащихся: 8 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст – 7, 4. Нет детей из неблагополучных семей. Время существования коллектива – 7 месяцев. Однако следует отметить, что 14 из 17 учеников воспитывались в одной группе детского сада. Учитель за данный период не менялся.
2. Характеристика учебной деятельности:
В учебном процессе большинство ребят проявляют организованность, прилежность, исполнительность и ответственность. Об этом свидетельствуют их активная работа на уроке и положительные оценки по предметам. Но в классе учатся дети, которые испытывают определённые трудности в образовательной деятельности. Не всегда выполняют домашние задания, часто забывают учебник или тетрадь, пассивны на уроках. Поэтому можно сделать вывод, что на начальном этапе вхождения детей в среднюю школу им нужен человек-организатор, который не на словах, а на деле способен пойти на союз с ними и помочь им, который умеет добиваться оптимальных результатов в достижении образовательных и воспитательных целей и задач, умеет практически руководить процессом образования и развития способностей детей, может организовать интересно и содержательно их деятельность.
С помощью анкеты Н. Лускановой выявлено, что высокий уровень учебной мотивации имеют 3 человека, достаточный (хороший) – 9 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень учебной мотивации обнаружил 1 человек (Настя М..), негативный уровень (ненависть к школе) не встречается.
Сравнение данных обследуемого класса и среднестатистических данных
Психологическая характеристика личности ребенка
Причина исследования
В соответствии с планом педагогической практики
I. Общие сведения о ребенке
1.1. Павлючков Роман, 13 лет. Родился 9 сентября 2003 года в г. Дзержинске.
1.2. г. Дзержинск
1.3. Павлючков Сергей Петрович, Павлючкова Анни Ивановна
1.4. 7 «А « класс
II. Примененные методы:
1) «Тест «Нарисуй человека» (Диагностика интеллекта)
2) "Рисунок несуществующего животного" (Изучение личности)
3) «Дом-дерево-человек» (Изучение личности)
4) «Методика цветового выбора» ( диагностика личности)
5) "Рисунок семьи" (исследование внутрисемейного общения)
6) «Рисунок дерева» (индивидуально-типологические особенности человека)
7) «Оперативная память» (исследование объема кратковременной памяти)
8) «Память на образы» (исследование развития образной памяти)
9) "Таблицы Шульте" (исследование переключения и устойчивости внимания в условиях активного выбора полезной информации)
10) «Толкование пословиц» (исследование мышления).
III. Количественные данные и интерпретация
С помощью теста «Нарисуй человека» выявлено, что интеллект испытуемого соответствует норме. Характерная особенность его рисунка – штриховая линия свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т.е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки.
Разработка развернутого плана-конспекта
План-конспект психологического просвещения для родителей «Мир детский и мир взрослый»
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Ход занятия
1 . Приветствие.
2. Обсуждение темы, для чего мы здесь собрались.
3. Информационная часть. Психолог объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п.
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст уникален и своеобразен, поэтому родитель, как никто другой, может помочь подростку. Может быть, поэтому именно родители подростков чаще всего обращаются за помощью к специалистам: школьному психологу, социальному педагогу, детскому врачу.
Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своём ребёнке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности,
Выполнение соцзаказа
Методика диагностики типа карточного наблюдения Скотта
(Социальный заказ на базе прохождения практики )
Рубрикатор карточного описания
• Название методики: «Методика диагностики типа карточного наблюдения Стотта».
• Авторы методики: И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др.
• Источник.: Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.-303 с.:ил.- (Психол. наука – школе).
• Цель: Диагностика трудностей и эмоционального состояния ребенка, а так же его дезадаптации в поведении.
• Контингент испытуемых (на кого рассчитана): Для детей от 6 до 16 лет.
• Методологическое обоснование методики: Наблюдение.
• Компоненты методики:
Данная методика включает в себя 198 фрагментов фиксированных форм поведения. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. Исследователю или испытуемомупредстоит зачеркивать соответствующий симптом в каждом синдроме наиболее соответствующий испытуемому. Для этого заполняется специальный бланк «карта наблюдения Стотта», подсчитывается балл.
• Алгоритм обработки результатов:
Подсчет «сырых» баллов по ключу и соотнесение их с нормой.
от 0 до 8 баллов – низкий уровень дезадаптации.
от 9 до 16 баллов – средний уровень дезадаптации.
от 17 до 25 баллов – высокий уровень дезадаптации.
Подсчитать количество выбранных симптомов по каждому синдрому в правой части от регистрационного знака.