ВВЕДЕНИЕ
Экспертно-консультационная практика проходила в период с 1 марта 2017 по 31 марта 2017 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №5 г. Столбцы».
Местонахождение учреждения: Минская область, г. Столбцы улица Свердлова, 27.
Цель учреждения образования «Ясли-сад №5 г. Столбцы» – формирование всесторонне развитой личности школьника.
Основными задачами учреждения являются:
– обеспечение получения учащимися общего среднего образования, а также необходимых для выбора в дальнейшей профессии первичных знаний и навыков;
– формирование всесторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях;
– формирование научного мировоззрения, овладение социальными, культурными, моральными нормами и правилами;
– воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, ответственности перед собой и обществом;
– разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования;
– обогащение и расширение образовательного пространства, создание благоприятных условий для обучения, воспитания, интеллектуального развития личности путем использования позитивных форм и методик обучения.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Лекция для воспитателей на тему: «Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста»
Цели лекции: повышать компетентность педагогов путем формирования представлений о самооценке у детей дошкольного возраста.
1. Вступление
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания и самооценки. В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» – «каким бы я хотел быть»).
2. Основная часть
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
В старшем дошкольном возрасте выделяют следующие факторы, влияющие на развитие самосознания и самооценки:
– опыт общения ребенка с родителями;
– опыт общения со сверстниками;
– индивидуальный опыт общения;
– умственное развитие ребенка.
С помощью индивидуального опыта в конкретной деятельности ребенок определяет наличие у себя определенных качеств.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Лекция для воспитателей на тему: Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста»
Цели лекции: повышать компетентность педагогов путем формирования представлений об особенностях межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
1. Вступление
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Рассматривая ребенка в ансамбле межличностных отношений, необходимо обратить внимание на решение вопросов, связанных с развитием ребенка в семье и в условиях ДОУ, где источником его развития выступает взрослый, которому малыш пытается подражать, старается быть на него похожим.
Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.
Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей действительности и овладении «детской субкультурой», в присвоении общественной сущности человека. Следовательно, на личностное развитие ребенка и становление его взаимоотношений с другими людьми огромное влияние оказывает семья и сложившиеся в ней традиции.
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА
Цель диагностического исследования: выявить особенности самооценки и межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: 10 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
В качестве психодиагностического инструментария применялись следующие методики:
1. Социометрия.
Цель: проведение социометрического эксперимента методика «У кого больше?» (Я.Л. Коломинский).
Ход исследования. Для проведения эксперимента необходимо предварительно подготовить по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.
Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей, отмечая кружком взаимные выборы.
Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Принцип использования таблицы состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок.
4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Цель психологического тренинга: коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Аудитория: дети 5-6 лет.
Количество занятий: тренинг включает 8 занятий.
Занятие 1
Цель: укрепление психологического здоровья воспитанников, снятие состояния закрытости от контактов, стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы, развитие эмоций, навыков вербального и невербального общения, сплочение группы.
І. Вводная часть
• Игра "Приветствие". Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу и говорят слова приветствия с комментариями. Например: "Доброе утро, Ирочка! У тебя сегодня красивый бантик".
• Игра "Клубочек". Дети садятся в круг. Ведущий (вначале педагог, затем ребёнок), держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры: "Как тебя зовут?", "Хочешь ли со мной дружить?", "Что ты любишь?", "Чего ты боишься?" и т.д. Участник игры, к которому обратились, ловит клубок, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем передаёт клубок следующему участнику со своим вопросом. В конце игры клубок возвращается ведущему.
ІІ. Основная часть
• Эмоциональный этюд «Кто пришёл?» – идентификация эмоций удовольствия, радости от встречи с другом, печали, страдания от расставания.
• Игра «Где мы были, что мы делали?». Группа делится пополам: «дети» загадывают загадки, а «дедушка и внучата» – их отгадывают.
5. ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Проведение индивидуальной психологической консультации
Общая информация:
Имя Ф.: Анна М.
Возраст: 27 лет.
Семейное положение: замужем.
Профессия: учитель русского языка и литературы.
Образование: высшее.
Запрос: неудовлетворенность собой.
Актуальные проблемы и нарушения:
В психологическую службу обратилась по рекомендации учителя учреждения, которая также посещала психолога.
Проблемы с самооценкой у Анна отмечались на протяжении всей жизни. Он была замкнутым ребенком, не стремилась к общению, имела мало друзей.
Анна не ощущает уверенности в том, что является хорошим учителем, что может дать много полезного детям, работа с ними всё меньше приносит удовлетворения. Анна больше не приходит на работу отдохнувшей, со свежими силами и в хорошем настроении. Обычно она торопит время, скорей бы рабочий день кончился.
На вопрос, беспокоит ли ее настоящее психическое состояние, ответила, что не испытывает желания ходить на работу, общаться с детьми и их родителями, успехи в работе вдохновляют, обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. Всё чаще тс работы приносит отрицательные эмоции.
Предположительно, причинами формирования такого характера личности являются отсутствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, формальные отношения в семье.
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Экспертно-консультационная практика проходила в период с 1 марта 2017 по 31 марта 2017 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №5 г. Столбцы».
В процессе практики мне удалось изучить особенности деятельности психологической службы учреждения образования, ознакомиться с нормативной и рабочей документацией деятельности психолога, с основными направлениями деятельности психологической службы учреждения образования.
В процессе прохождения практики мною двигал профессиональный интерес. Как будущего психологу, мне было весьма любопытно практическим, опытным путем осуществить основные направления психолога: психологическую диагностику, психологическую коррекцию.
Мною был проведен следующий ряд мероприятий:
1. В рамках психопросвещения мною была проведена лекция для воспитателей на тему: «Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста».
2. В рамках психопрофилактики мною была проведена лекция для воспитателей на тему «Особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста».
3. В рамках психодиагностики мною было проведено диагностическое исследование особенностей самооценки и межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста».
4. В рамках психокоррекции мною были проведены 8 тренинговых занятий по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
5. В рамках психоконсультирования была проведена индивидуальная консультация с мамой старшего дошкольника.
1. Богатырева, В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования позитивного образа «Я» дошкольников / В.В. Богатырева // Вестник ВГГУ. – 2013. – № 2-3. – С. 13-16.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Просвещение, 2007. – 178 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
4. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
5. Гармаева, Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника / Т. В. Гармаева // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 103–111.
6. Грушева, О. А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О. А. Грушева // Наука и современность. – 2015. – № 37. – С. 151–155.
7. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
8. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 65–72.
9. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных отношений / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Нар. асвета, 1984. – 142.
10. Литовкина А. В., Еремина О. Н., Хайминова А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 705-707.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2005. – 510 с.
12. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
13. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1267-1269.
14. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Смысл, 2000. – 432 с.
15. Чернявская, В. С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В. С. Чернявская // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 1–7.