Введение
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Результаты исследования самооценки младших школьников с нарушениями речи
2.3 Рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи
Заключение
2 Эмпирическое исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
База исследования: исследование проводилось на базе «Средняя школа № 45 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 80 учащихся: 40 учащихся класса интегрированного обучения и воспитания для детей с речевыми нарушениями 2 «В» (экспериментальная группа) и 40 учащихся речевой нормой 2 «А» класс (контрольная группа). Возраста испытуемых составляет от 8 до 9 лет.
Цель исследования: выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня и особенностей самооценки младших школьников с использованием методов тестирования, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования;
3) на основании результатов исследования разработка рекомендаций по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи.
Методы исследования: психодиагностические методики, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Гипотеза исследования: особенностями самооценки младших школьников с нарушениями речи являются заниженный уровень самооценки и низкий уровень притязаний, низкая самооценка удовлетворенности в общении и ситуации в школе.
2.2 Результаты исследования самооценки младших школьников с нарушениями речи
С целью установления особенностей самооценки младших школьников с речевыми нарушениями была сформирована выборка с учащимися без речевых нарушений.
Для выявления уровня самооценки была использована методика «Лесенка» (В. Г. Щур). Исследование осуществлялось в индивидуальной форме. Детям было предложено поставить себя (с помощью человечка) на одну из нарисованных ступенек. Первичные баллы по методики представлены в Приложении А.
Результаты исследования уровня самооценки младших школьников с речевыми нарушениями и младших школьников без речевых нарушений представлены в таблице 1.
2.3 Рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи
На основании проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями речи.
Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушениями речи должна включать специальное направление поэтапной коррекции самооценки и уровня притязаний в учебной деятельности и деятельности общения с опорой на речь как средство регуляции поведения и интериоризации внешнего опыта.
Формирование адекватного представления ребенка о себе и своих возможностях, навыков адекватного поведения в ситуациях разной степени сложности осуществляется поэтапно, через совместное с педагогом планирование деятельности, проговаривание вслух каждого этапа ее осуществления, обсуждение результатов деятельности и способов коррекции. Таким образом, работа по коррекции самооценки и уровня притязаний способствует развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Важный аспект в ходе коррекции самооценки детей с нарушениями речи заключается в работе с социальной средой. Условия обучения и воспитания должны способствовать закреплению позитивных изменений, происходящих в личности и самооценке младшего школьника, способствовать формированию адекватных представлений о себе форм и поведения.
Формирование адекватной самооценки и реалистичному уровню притязаний возможно путем:
– использования демократического стиля общения между педагогом и школьников;
– объяснения высокой и низкой оценки учебной деятельности школьника;
– совместного поиска путей улучшения результатов учебной деятельности;
– выделения и одобрения педагогом даже небольших успехов младших школьников с нарушениями речи;
Заключение
За время прохождения практики мною приобретены следующие умения и навыки:
− актуализация теоретических знаний по специальности;
− приобретение опыта профессионального взаимодействия и общения со специалистами других профилей и разными категориями клиентов;
− навыки и умения самостоятельной работы по одному из основных направлений профессиональной деятельности психолога – психодиагностики в учреждении образования;
− адаптация к условиям будущей профессиональной деятельности;
− формирование положительной мотивации к будущей профессии, культуре самоорганизации деятельности практического психолога;
− навыки проведения эмпирического психологического исследования в соответствии с проблемным полем дипломной работы
Предложений по совершенствованию организации работы учреждения у меня нет.
Данный вид практики имеет высокую практическую значимость для закрепления необходимый знаний и навыков проведения психодиагностического исследования и разработки на его основании рекомендаций. Полученный в ходе преддипломной практики материал будет использован мной для написания выпускной квалификационной работы по психологии.