ВВЕДЕНИЕ
Практика проходила на базе ГУО «Школа №5 г. Новополоцка» в период с 18.01.2016 по 14.02.2016 года.
Условно данную практику можно поделить на организационный, диагностический, созидательно-преобразующий и аналитический этапы.
На организационном этапе практики была изучена документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога учреждения образования; составлен план выполнения индивидуального задания по исследуемой проблеме; произошло знакомство с педагогическим коллективом и отдельными категориями учащихся, имеющими психологические и социально-педагогические проблемы.
На диагностическом этапе был подобран методический инструментарий для проведения диагностического исследования, проведена диагностическая работа в соответствии с изучаемой проблемой, происходила обработка проведенных диагностических методик, их анализ, а также обсуждались полученные результаты с педагогом-психологом школы.
На созидательно-преобразующим этапе была разработана коррекционно-развивающая программа по преодолению выявленного неблагополучия, ее обсуждение с педагогом-психологом учреждения образования; подготовлены и реализованы необходимые мероприятия, касающиеся тематики исследуемой проблемы.
На аналитическом этапе был произведен анализ проделанной работы по реализации коррекционно-развивающей программы с педагогом-психологом учреждения образования и руководителем практики; происходила систематизация материалов по результатам выполнения индивидуального задания, а также произведена подготовка отчета о практике и подведен итог практики.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ГУО «Средняя школа №5 г. Новополоцка» открылась 1 сентября 1972 года в первом микрорайоне города. Первый директор школы, Николай Антропеевич Бельков, возглавлял коллектив с августа 1972 года по август 1976 года. В июне 1974 года состоялся первый выпуск 42 учащихся школы.
С 1976 по 2002 год школой руководили Э.Н. Гирин, С.Г. Лазаренко, Н.В. Каменко, Л.Ф. Антонова. С сентября 2002 работой школы руководила Татьяна Семёновна Шибакова.
В 1987 году в школе открылся первый в городе белорусскоязычный класс. С тех пор школа работает над воспитанием и обучением учащихся на основе национальных традиций белорусского народа.
В 1999 году была открыта социально-педагогическая инновация «Этношкола» – устная система обучения, образованная и тщательно отшлифованная на протяжении тысячелетий нашими предками, процесс формирования общественного сознания и отношений между людьми.
Социально-педагогическая инновация «Этношкола» работает на принципах народной педагогики, которая ориентирована, в свою очередь, на воспитание, восстановление морально-этических ценностей и передачу их детям.
В 2008 году в школе были открыты классы музыкальной и театральной направленности.
Во дворе школы расположен дом-музей «Хата ў жыцці беларуса» открытый в 1992 году. Создавался музей силами учителей и учеников школы.
Доброй традицией стало проведение в музее народных праздников и обрядов. В музее проводятся уроки «Человек и мир», истории, белорусской литературы, внеклассные мероприятия, предметные недели, конкурсы чтецов. На базе музея проводятся семинары специалистов фольклорного и этнографического направления. В музее побывали иностранные делегации Германии, Японии, Франции, России. Гостями музея были ветераны войны и труда. В музее постоянно проводятся экскурсии для школьников, воспитанников детских садов, учителей и родителей.
В 2010 году этнографический музей «Хата ў жыцці беларуса» занял I место в Республиканском конкурсе этнографических музеев учреждений образования.
Творческая работа над проектом «Этношкола» явилась благоприятным условием для создания в 2006 году ансамбля песни и музыки «Сузор'е». В составе коллектива работают три группы: оркестровая, младшая вокальная и старшая вокальная. Создатель и руководитель коллектива – Новиков Лев Николаевич.
Основа репертуара ансамбля – традиционные белорусские народные песни и инструментальная музыка. Ансамбль песни и музыки «Сузор'е» в 2009 году вышел в финал национального конкурса самодеятельных
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Работа педагога-психолога строится в соответствии с поставленными задачами:
• сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса;
• выявление причин отклонения в развитии личности, профилактика и коррекция подобных отклонений;
• оказание психологической помощи при работе с учащимися, семьёй и классным коллективом;
• обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
• обеспечение индивидуального подхода к учащимся;
• обеспечение прав детей и подростков в экстремальных и критических ситуациях;
• консультирование родителей и лиц, их заменяющих по вопросам воспитания детей, создание благоприятного семейного климата.
В период адаптации учащихся 1-х классов, 5-х, 10-х педагогом – психологом была создана система психолого-педагогической поддержки, позволяющая ученикам не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах деятельности.
С целью своевременной профилактики и эффективности решения возникающих проблем, в обучении, общении и психическом состоянии педагоги (начальная школа – совещание классных руководителей 1-х классов, среднее звено – совещание по преемственности, старшая школа – совещание классных руководителей 10-х классов) и родители (по запросу, выступления на родительских собраниях) были ознакомлены с результатами психодиагностики в параллелях первых, пятых и десятых классов. По возникающим проблемным ситуациям были усовершенствованы специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую и коррекционно-формирующую работу с детьми.
В течение всего года одним из направлений работы являлается профилактика суицидального риска в поведении учащихся. Тематические мероприятия, проводимые с учащимися 1–11-х классов, направлены на адаптацию к условиям образовательного учреждения, на повышение групповой сплочённости детских коллективов, оптимизации психологического климата (использовалуются разные формы работы – классные и информационные часы, акции и флэш-мобы, диспуты для старшеклассников, совместные уроки с учителями).
Целенаправленная квалифицированная поддержка оказвается несовершеннолетним детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (СОП), коррекционные программы для детей разработатываются с
ДОКУМЕНТАЦИЯ РЕГЛАМЕТИРУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА
В своей деятельности педагоги-психологи руководствуются нормативными документами Министерства образования, Уставом школы, должностными инструкциями, утвержденными администрацией школы, этическим кодексом педагога-психолога, планом работы на учебный год.
Группа социально-психологологопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса встроена в структуру работы школьного управления, структуру Методического совета и структуру воспитательной работы школы.
В психологическом кабинете в наличии: библиотека психологической литературы, банк диагностических материалов, банк компьютерных диагностик, методических материалов, постоянно пополняется банк профессиональной литературы в электронном виде. Имеется персональный компьютер.
Отчетная документация педагога-психолога образовательного учреждения представляет систему содержательного анализа деятельности педагога-психолога по всем направлениям, предусмотренным Положением о службе практической психологии в образовании.
Составляющими единицами отчетной документации являются:
Текущая отчетная документация. К ней относится: первичное заключение по результатам индивидуального или группового обследования участника(ов) образовательного процесса; промежуточное (динамическое) заключение; итоговое заключение по результатам деятельности педагога-психолога; листы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;
Промежуточная отчетность: статистико-аналитическая отчетность с кратким анализом полученных показателей деятельности педагога-психолога за отчетный период, принятый в данном образовательном учреждении;
Итоговая отчетность: развернутый аналитический отчет педагога-психолога за учебный год в соответствии с утвержденным на год перспективным планом.
Основным отчетным периодом по всем видам деятельности психолога имеет смысл принять месяц. Практика показывает, что это удобно, и для деятельности самого психолога, и образовательного учреждения, поскольку деятельность педагога-психолога не так жестко «завязана» на четвертных или семестровых интервалах, используемых в большинстве образовательных учреждений, поскольку работа психолога может распространяться и на каникулярные периоды.
Таким образом, все материалы могут быть построены с учетом месячного/недельного интервала деятельности психолога.
Текущая отчетность представляет, в первую очередь, заключения по результатам консультативно-диагностической работы, оформляемые
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ
Для проведения диагностики индивидуально-психологических особенностей применялись следующее методики: Опросник К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности», Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Шкала оценки мотивации одобрения Д. Краун, Д. Марлоу, Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [5].
Опросник К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет» (Приложение 1).
Методика Басса-Дарки предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), негативизм –оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред (Приложение 2).
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Существует общая схема консультативной беседы, в которой можно выделить ряд фаз.
Первая фаза – создание климата, что обеспечивает успешное консультирование путем выражения психологом позитивных установок на клиента, убеждение его в искренней заинтересованности в решении проблемы и желании помочь.
Вторая фаза – создание своеобразного «катарсиса», который возникает вследствие того, что клиенту предоставляется возможность высказаться по проблеме, освободиться от негативных эмоций.
Третья фаза – устранение (по возможности) деструктивного фона через осмысление проблемы и переориентации клиента на положительное, что есть в этой ситуации.
Четвертая фаза – постановка консультантом диагноза, т.е. выяснение причины обращения клиента в консультацию, о чем клиенту не сообщается.
Пятая фаза – психолог помогает клиенту самостоятельно поставить «диагноз» проблемной ситуации.
Шестая фаза – клиент должен осознать имеющиеся варианты решения проблемы и выбрать один из них. При этом все решения клиент должен принимать самостоятельно, потому что только тогда он будет чувствовать себя ответственным за собственные поступки и не откажется от принятого решения в случае трудностей, которые возникнут.
Седьмая фаза – закрепление мотивации по выполнению принятого решения[1].
Анализ первой встречи с Рябцевым Артуром Юрьевичем.
Анализ истории клиента: Артур воспитывается в полной семье; имеет старшего брата. Стиль воспитания в семье авторитарный; Рябцев А.Ю. не соответствуют требованиям родителей, что и является причиной конфликтов детско-родительских отношений. В противовес положению Артура положение старшего брата, который имеет высокие результаты в различных областях и является кумиром семьи.
Скрытый запрос (анализ подтекста): потребность в принятии, одобрении и поддержке.
Формы и выраженность сопротивления: уход и отрицание.
Ресурсы: исполнительность, терпиливость.
Предварительная рабочая гипотеза: учащийся имеет низкую самооценку, связанную с непринятием в семье.
План на следующую встречу: составить карту сильных сторон личности и ресурсов.
Цель консультирования и возможные этапы работы: активизация ресурсов личности посредством включения в общественно-полезную деятельность, к которой есть склонности.
Удовлетворенность клиента консультацией, по мнению консультанта – 4.
МАТЕРИАЛЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Все профилактические мероприятия, проводимые в процессе прохождения практики можно разделить на: мероприятие направленное на сплочения ученического коллектива, мероприятия, направленные на изменения статуса учащегося в группе, мероприятие, направленное на укрепление ЗОЖ. Объединяет все эти мероприятия общая задача – профилактика социальной дезадаптации.
Для 3 «А» класса был разработан и проведен тематический классный час «Я и мир вокруг» [2; 3; 6] целью, которого является улучшение коммуникативных умений, сплочение коллектива, а задачами – актуализация, обобщение и систематизация знаний о взаимодействии между людьми; содействие развитию коммуникативных умений; развитие эмоциональной сферы через создание ситуации заинтересованности, формирование активной жизненной позиции, общей культуры поведения (Приложение 8).
Для 7 «А» класса были разработаны и проведены тренинговые занятия «Мой круг общения», [2; 3; 6] цель которых профилактика социальной дезадаптации и развитие адаптивных возможностей, а задачи – осознание подростками важности приобретения ими социальных навыков; повышение коммуникативных навыков; гармонизация самооценки; развитие когнитивных способностей. Непосредственно за период практики удалось провести два занятия из тренинговой программы «Мой круг общения» (Приложение 9).
Также было проведено занятие, направленное на укрепление ЗОЖ «Наркотические вещества и их последствия» в 9 «А» классе [2; 3; 6], целью которого является профилактика наркомании среди учащихся посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека, а задачами – формирование активного негативного отношения к наркомании; углубление знаний о наркотиках и зависимости от них; раскрытие негативные последствия употребления наркотиков; формирование позитивного отношение к здоровому образу жизни; развитие навыков индивидуальной и коллективной работы (Приложение 10).
Кроме того была разработана информация для стенда «Выбор профессии» (Приложение 11).
Таким образом, проводя данные профилактические мероприятия, мы имеем возможность предотвратить дезадаптацию учащихся, повысив их коммуникативные способности и развив у них имеющиеся задатки, гармонизировав самооценку и актуализировав когнитивные функции. Это поможет личности разносторонне развиваться и быть адаптированным в социуме, а педагогу-психологу работать в направлении профилактики, а не реадаптации.
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ, ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.
Стрессоустойчивость – индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями). Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность.
Особое внимание следует уделить саморефлексии – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию как одного из факторов стрессоустойчивости педагога.
Практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации. Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого [4].
Отсюда ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (педагога) – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально – типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Исходя из выше сказанного, под руководством педагога - психолога была разработана информация для стенда о профилактике эмоционального выгорания педагога (Приложение 12).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На базе ГУО «Школа №5 г. Новополоцка» в период с 18.01.2016 по 14.02.2016 года был проведен ряд мероприятий.
В ходе реализации диагностического и созидательно-преобразующего этапа исследовались отдельные учащиеся с применением психологического консультирования и использованием методик диагностирующих индивидуально-психологические особенности личности, а также применялась социометрия с целью выявления положения учащихся в коллективе класса, проводились тренговые занятия. Затем разрабатывались и производились коррекционные мероприятия, направленные на социализацию учащихся в коллективе класса.
По заданию педагога - психолога также проводились следующие мероприятия: проведение тематического классного часа «Я и мир вокруг» для учащихся 3 «А» класса с целью сплочения коллектива, проведение профилактического мероприятия направленного на укрепления ЗОЖ «Наркотические вещества и их последствия» для 9 «А», подбор информации по профориентации и профилактике эмоционального выгорания педагогов.
Таким образом, за период прохождения практики в ГУО «СШ №5 г. Новополоцка» была возможность ознакомиться с деятельностью педагога-психолога и службы СППС; изучить ведение документации специалистов в данном учреждении; обучиться подбору диагностических методик и применить навыки диагностирования и консультирования на практике, имелась возможность приобрести навыки индивидуальной и групповой работы с учащимися и педагогическим коллективом, а также закрепить имеющиеся навыки на практике.
Данный вид практики мне показался наиболее полезным для применения имеющихся теоретических знаний на практике, также имелась возможность значительно обогатить свои знания опытным, практическим путем. За период практики была возможность реализовать свои планы и замыслы, раскрыть свои личностные свойства и способности, проявить себя как личность, а также получить массу позитивных впечатлений.