Введение
1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Перекресток-9» ООО «РольфТрейд»
2 Организация труда и управления в магазине «Перекресток-9» ООО «РольфТрейд»
3 Анализ торгово-экономической (хозяйственно-финансовой) деятельности в соответствии с выбранными в дипломной работе направлениями
3.1 Анализ товарооборота по общему объему и ассортиментной структуре
3.2 Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
3.3 Анализ торговых расходов
3.4 Анализ финансовых результатов
3.5 Торговая и ассортиментная политика предприятия
4 Товароведная экспертиза предмета исследования дипломной работы (пиво)
4.1 Обоснование образцов для исследования
4.2 Проведение экспертного органолептического анализа предмета исследования
4.3 Экспертиза физико-химических показателей и показателей безопасности
5 Индивидуальное задание
Заключение
Приложения
Введение
Производственная практика является важнейшей частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительных навыков на каждом этапе обучения.
В процессе производственного обучения приобретаются также опыт общественно-идеологической, организаторской и воспитательной работы.
ООО «РольфТрейд» - это одна из крупнейших торговых сетей города «Могилева». Время возникновения данной торговой сети – 2002 год. На сегодняшний день магазины торговой сети «Перекресток» - это динамично развивающиеся торговые предприятия Могилева.
Стабильное финансовое положение ООО «РольфТрейд» позволяет постоянно расширять ассортимент товаров и услуг, активно внедрять прогрессивные технологии с использованием современного оборудования, постоянно совершенствовать торговый процесс, проводить реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и строительство объектов розничной сети. Основными видами деятельности является розничная торговля.
Объект преддипломной практики – магазин «Перекресток-9», расположенный по адресу: г. Могилев, пр-т. Пушкинский, 69б, УНП 790274799. График работы данного магазина: ежедневно с 07:00 до 23:45.
Целью преддипломной производственной практики является освоение и закрепление профессиональных знаний и умений студентов, полученных в реальных условиях организации (производства), сбор материалов для дипломной работы, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности. В соответствии с поставленной целью, задачами данной практики являются:
- изучение опыта осуществления и организации эффективной торгово-экономической (хозяйственно-финансовой) деятельности и ее эффективности;
- ознакомление с документальным оформлением всех экономических процессов и процессов товародвижения, осуществляемых организации;
- оценка основных результатов деятельности организации;
- изучение организации труда и управления организации;
- анализ, ознакомление и освоение функциональных должностных обязанностей товароведа, заведующей магазином;
- формирование творческого подхода в организации торгово-технологического процесса в части товароведной деятельности;
- выполнение практических индивидуальных заданий, связанных с в том числе с дипломным проектированием.
1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Перекресток-9» ООО «РольфТрейд»
ОАО «РольфТрейд» - это сеть супермаркетов и гипермаркетов, является одной из первых успешных торговых сетей города Могилёва. История данной сети началась в 2002 году с открытия двух магазинов, которые были ориентированы на обслуживание покупателей в наиболее оптимальном для Могилёва экономичном формате. В 2010 году сеть расширилась до 12 торговых объектов, а в начале 2014 года уже 15 магазинов «Перекресток» встречали своих покупателей в разных районах Могилева и области. В настоящее время в торговой сети из девяти магазинов три имеет круглосуточный режим работы.
Головной офис предприятия находится по улице Мовчанского дом 53. На всём предприятии работает более 500 человек. ООО «РольфТрейд» является коммерческой организацией – юридическим лицом частной формы собственности, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в банковских учреждениях.
Магазины сети «Перекресток» - это удобные супермаркеты, в ассортименте которых есть не только продукты питания, качество которых контролируется на всех этапах на пути от поставщика до покупателя, но и блюда собственного производства, необходимые товары для дома и товары для животных. ООО «РольфТрейд» предлагает лучшие цены на рынке в формате «супермаркет», а также высокий уровень обслуживания и все условия для комфортной и быстрой покупки.
Ассортимент магазинов торговой сети «Перекресток» составляется на основе результатов анализа покупательских предпочтений, и включает в себя большое количество товаров собственного производства. Товары закупаются у лучших поставщиков, имеют отличные качественные характеристики. Для их выкладки и реализации применяются инновационные торговые технологии и лучшие мировые практики торговли.
Объектом преддипломной практики является ОАО «Рольф Трейд» магазин «Перекрёсток № 9», расположенный по адресу: пр-т. Пушкинский, 69б, УНП 790274799. График работы данного магазина: ежедневно с 07:00 до 23:45. Продажа алкоголя осуществляется с 07:00 до 23:00. Лицензия № 74010/8694/4730 на осуществление деятельности выдана 14 марта 2013 года Могилевским городским исполнительным комитетом сроком на десять лет (Приложение А).
Ведомственная подчиненность – в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах), которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» можно сделать вывод, что прямого подчинения ОАО государству не наблюдается.
2 Организация труда и управления в магазине «Перекресток-9» ООО «РольфТрейд»
Содержание торгово-технологического процесса в магазине предполагает наличие соответствующих групп работников для выполнения тех или иных операций этого процесса. Отбор работников для каждого объекта ООО «РольфТрейд» проводится отделом кадров данного предприятия.
Отделом кадров постоянно проводится работа по улучшению кадрового состава, подбору, расстановке и воспитанию кадров. Все должности руководителей и специалистов замещаются только специалистами и в соответствии с полученным образованием
ООО «РольфТрейд» предоставляет своим сотрудникам корпоративное обучение с целью формирования и поддержания необходимого уровня квалификации персонала, и строит обучение с учетом требований и перспектив развития предприятия, создания кадрового резерва. Корпоративное обучение бывает следующих видов:
1. Внутреннее обучение сотрудников. Есть плановое и внеплановое внутреннее обучение кадров. Плановое обучение следующих видов: программа первичного обучения новых сотрудников, программы адаптации новых сотрудников («Корпоративная культура ООО «РольфТрейд»», «Стандарты обслуживания покупателей», «Должностная инструкция (по выбранной специальности)», ассортимент, обучение компьютерным программам: 1С Предприятие, СуперМаг и др.), программы повышения квалификации. Внеплановое обучение производиться по необходимости.
2. Внешнее обучение проводится направлением сотрудников в специализированные учебные организации.
Ежегодно повышают квалификацию примерно по 100 человек, из них кадры массовых профессий – 80 человек. Постоянное повышение квалификации стало непосредственной служебной обязанностью каждого работника.
Также для проверки знаний сотрудников проводится аттестация персонала. Аттестация персонала – это система периодической оценки деятельности сотрудника. Проводится аттестация в целях оценки деловых качеств сотрудников, определения соответствия персонала занимаемым должностям, наиболее рационального использования специалистов, обеспечения более тесной связи заработной платы с результатами труда.
В ООО «РольфТрейд» проводится четыре вида аттестации:
1. Аттестационное собеседование, которое проходит с руководителем подразделения в период прохождения стажировки.
2. По окончании испытательного срока (назначается и проводится аттестационной комиссией).
3. Очередная (не реже одного раза в год для всех категорий работающих).
4. Внеочередная (при производственной необходимости).
3 Анализ торгово-экономической (хозяйственно-финансовой) деятельности в соответствии с выбранными в дипломной работе направлениями
В условиях постоянно развивающейся рыночной экономики осуществление любого вида деятельности требует от предприятия проявления инициативы, предприимчивости и бережливости. Основой стабильного положения торгового предприятия служит его финансовая стабильность, хороший финансовый результат.
Цель анализа торгово-экономической деятельность предприятия состоит не только в том, чтобы установить и дать оценку его текущему финансовому состоянию, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную увеличение объемов товарооборота. Таким образом, анализ финансовой деятельности показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.
3.1 Анализ товарооборота по общему объему и ассортиментной структуре
Экономический анализ показателей розничного товарооборота предполагает:
- анализ розничного товарооборота по общему объему и ассортиментной структуре;
- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
- анализ поступления товаров на розничные торговые предприятия.
При проведении анализа розничного товарооборота следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота.
Рассчитаем процент выполнения плана розничного товарооборота в целом по предприятию, которое вычисляется как отношение фактического выполнения товарооборота к плановому заданию, выраженное в процентах.
План товарооборота на 2015 год был равен 73 000 тыс. руб., фактическое его значение составило 74 438 тыс. руб. Следовательно, процент выполнения плана валового товарооборота за 2015 год равен:
% ВП (2015) = (74 438/73 000) × 100 = 102%
Следовательно, фактический валовой товарооборот ООО «РольфТрейд» за 2015 год перевыполнен на 2%.
План валового товарооборота на 2016 год был равен 76 000 тыс. руб., а фактическое его значение составило 77 145 тыс. руб.
4 Товароведная экспертиза предмета исследования дипломной работы (пиво)
4.1 Обоснование образцов для исследования
В настоящее время пиво является самым популярным алкогольным напитком на белорусском рынке. Из года в год его производство и потребление растет. На пивном рынке постоянно появляются новинки в различных видах и ценовых сегментах. Крупные производители стремятся представить что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новыми вкусами или новой упаковкой, новым имиджем бренда.
Для исследования было выбрано пиво светлое, так как этот сорт пива является одним из самых популярных на рынке. Возьмем для исследования пять образцов пива крупнейших и популярных производителей Беларуси:
- «Криница»;
- «Оливария»;
- «Лидское пиво»;
- «Пивоварня Хайнекен»;
- «Брестское пиво».
Таким образом, для проведения товароведной экспертизы качества отобрано 5 образцов пива:
1. Пиво «Криница» светлое.
2. Пиво «Аливария Десятка».
3. Пиво «Балтика 7».
4. Пиво «Бобров» светлое.
5. Пиво «Брестское светлое».
Цель исследования - определение качества пива трех различных производителей и установление их соответствия требованиям нормативных документов.
Задачи исследования входит:
- оценка качества упаковки и маркировки образцов пива;
- проведение органолептической оценки образцов пива;
- определение физико-химических показателей образцов пива;
- определение соответствия образцов пива требованиям СТБ и формирование на основании экспериментальной части дипломной работы заключения и рекомендаций для производителя и потребителя.
4.2 Проведение экспертного органолептического анализа предмета исследования
Экспертиза качества продукта начинается с изучения состояния упаковки и маркировки. Упаковка является главным элементом любого продукта. Она влияет не только на сроки и условия его хранения, но также является для потребителя одним их определяющих факторов при покупке.
5 Индивидуальное задание
Способы стимулирования продаж пива в розничной торговле.
В независимости от экономической ситуации в стране люди покупали, покупают и будут покупать то, что им необходимо и то, что они могут себе позволить. Алкогольные напитки всегда пользуются высоким спросом, в том числе и пиво. Однако в настоящее время модным стало следить за собой и вести здоровый образ жизни, поэтому потребление пива снижается. А это значит, что производители всегда должны думать о том, как же организовать стимулирование продаж пива в розничной торговле для получения наибольшей выгоды.
Существуют следующие способы стимулирования продаж пива в розничной торговле:
1) ATL и BTL-реклама – это комплекс маркетинговых коммуникаций посредством массовых средств рекламы: телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама, реклама на транспорте (ATL-реклама); мерчендайзинг, реклама на месте продажи, связи с общественностью, участие в выставках, реклама в Интернете, электронная коммерция (BTL-реклама).
2) Ценовые методы стимулирования продаж: различные акции и скидки (праздничные, по купонам, за объем покупки, по времени покупки, при повторной покупке).
3) Промо-акции по продвижению товара. Бывают следующих видов:
а) Благотворительные промо-акции – это проекты, в результате проведения которых осуществляются перечисления на благотворительные инициативы от стоимости каждой покупки в период акции. Благотворительные акции помогают производителю укрепить образ заботливого, человечного и вовлеченного в проблемы общественности бренда; а покупателю предоставляют возможность внести свой вклад в улучшение благосостояния общества, почувствовать причастность к великим и хорошим делам. Такие мероприятия помогут «оживить» ту или иную, непродаваемую марку.
б) Акционные упаковки. Акционная или промо-упаковка — это специальная упаковка, содержащая дополнительный товар (бонус) к стандартной бутылке либо банке пиво, часто без повышения цены за продукт. Предполагаемая стоимость «бонусного» продукта составляет обычно 20-50% от цены стандартной упаковки.
4) Применение принципов визуального маркетинга. В результате выкладка на паллетах, размещение, яркие ценники, цвет «цепляют» покупателя на уровне подсознания, и даже если человек шел в магазин за чем-то другим, он все равно купит пиво.
5) Предложение, ограниченное по сроку действия. У магазина есть какое-то выгодное предложение по пиву, и серьезным подспорьем для покупателя может стать ограниченный срок действия данного предложения. Зная его сроки, человек гораздо решительнее будет настроен на приобретение, так как он будет понимать, что данное предложение не вечно.
Заключение
В ходе прохождения преддипломной практики были решены следующие задачи:
- изучены учредительные документы, методические, инструктивные и нормативные документы ООО «РольфТрейд»
- собран, систематизирован и обобщен первичный материал по вопросам, разрабатываемым студентом при выполнении дипломной paботы;
- проведены самостоятельные расчеты и анализ необходимых экономических показателей.
Состав товарооборота ООО «РольфТрейд» классифицируется по видам продаж. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой, товарная структура товарооборота представляет собой соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних факторов можно выделить следующие: состояние экономики в целом, уровень развития конкуренции, динамика денежных доходов и расходов населения, структура спроса, уровень развития промышленности и т.д..К внутренним факторам относят: факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, с эффективностью использования трудовых ресурсов и основных средств, численностью обслуживаемого населения и его денежными доходами.
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в торговой организации о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и прибыль.
Маркетинговые мероприятия оказывают значительное влияние на динамику товарооборота организации розничной торговли. Поэтому необходимо большое внимание уделять комплексу маркетинга. Критерием эффективности маркетинговой кампании является достижение поставленных целей, которыми могут быть роста товарооборота, увеличение числа покупателей, повышение уровня лояльности покупателей, увеличение прибыли и рост рентабельности реализации. На практике достаточно сложно дать количественную оценку эффективности маркетинговых мероприятий.
Проведенный анализ розничного товарооборота ООО «РольфТрейд» позволяет говорить об эффективности деятельности организации. Так, анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что темп роста розничного товарооборота организации за 2016 г. составил 103%. анализируемом периоде сработали прибыльно – была заработана прибыль в размере 1915,2 и 2575,7 тыс. руб. соответственно, из нее чистая прибыль в размере 1147,3 и 1384,5 тыс. руб. соответственно.