Введение
1. Сформировать и описать выборку исследования
2. Подобрать методики диагностики
3. Провести диагностику ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов
4. Использовать методы математической статистики для проверки гипотез исследования
5. Провести качественный анализ результатов исследования, сделать выводы
Заключение
1. Сформировать и описать выборку исследования.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины».
Всего в исследовании приняли участие 60 человек студентов-психологов. Возраст испытуемых составляет 22-23 года.
2. Подобрать методики диагностики
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского.
Назначение методики: выявления характеристики и уровня психологического благополучия. Автор методики – К. Рифф. Методика адаптирована на русский язык в 2007 году Н.Н. Лепешинский. Валидизация опросника проводилась на русском языке на белорусской выборке. Под психологическим благополучием понимается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
Опросник включает 84 утверждения, каждое из которых необходимо оценивать по 6-балльной шкале. Шкалы методики: 1) положительные отношения с другими; 2) автономия; 3) управление окружением; 4) личностный рост; 5) цель в жизни; 6) самопринятие. Также подчитывается общий показатель – психологическое благополучие.
2. Методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца.
Назначение методики: исследование ценностных ориентаций. Опросник Ш. Шварца представляет шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, гедонизм, достижение, власть, безопасность. Методика даёт количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов; на уровне индивидуальных приоритетов.
Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника «Обзор ценностей», предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей.
3. Провести диагностику ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов
Процедура исследования: тестирование проводилось в групповой форме. Испытуемым предлагалось заполнить опросники методик в письменном виде.
Для выявления субъективного благополучия у студентов-психологов была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского. Испытуемым предлагалось оценить 84 утверждения по 6-балльной шкале. Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики. Первичные баллы по методике представлены в Приложении А.
Результаты исследования характеристик субъективного благополучия у студентов-психологов представлены в таблице 1.
Из рисунка 1 видно, что положительные отношения с другими выражены у 96,7% студентов-психологов на высоком уровне; у 3,3% студентов-психологов на среднем уровне. Автономия выражена у 40% студентов-психологов на высоком уровне; у 60% студентов-психологов на среднем уровне. Управление окружением выражено у 33,3% студентов-психологов на высоком уровне; у 66,7% студентов-психологов на среднем уровне. Личностный рост выражен у 70% студентов-психологов на высоком уровне; у 30% студентов-психологов на среднем уровне. Цель в жизни выражена у 26,7% студентов-психологов на высоком уровне; у 73,3% студентов-психологов на среднем уровне. Самопринятие выражено у 63,3% студентов-психологов на высоком уровне; у 36,7% студентов-психологов на среднем уровне.
Наглядно результаты исследования характеристик субъективного благополучия у студентов-психологов отражены на рисунке 1 (среднее значение).
4. Использовать методы математической статистики для проверки гипотез исследования
Для выявления связи между ценностными ориентациями и субъективным благополучием у студентов-психологов применялся критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена. Результаты выявления взаимосвязи ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов у студентов-психологов представлены в таблице 3.
Результаты, представленные в таблице 3, позволяют говорить о наличии корреляционных связей между следующими параметрами:
– высокая положительная связь между характеристикой «Положительные отношения» и ценностью «Универсализм» (r=0,77 при p≤0,05);
– высокая положительная связь между характеристикой «Автономия» и ценностью «Самостоятельность» (r=0,73 при p≤0,01);
– высокая положительная связь между характеристикой «Личностный рост» и «Достижение» (r=0,75 при p≤0,05);
– заметная положительная связь между характеристикой «Положительные отношения» и ценностью «Доброта» (r=0,64 при p≤0,05);
– заметная положительная связь между характеристикой «Самопринятие» и ценностью «Безопасность» (r=0,61 при p≤0,01);
– заметная положительная связь между характеристикой «Управление окружением» и ценностью «Власть» (r=0,53 при p≤0,05);
– заметная положительная связь между характеристикой «Положительные отношения с другими» и ценностью «Конформность» (r=0,51 при p≤0,05);
5. Провести качественный анализ результатов исследования, сделать выводы
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
– студенты-психологи обладают высоким уровнем субъективного благополучия. У них наиболее выражены такие характеристики субъективного благополучия как положительные отношения с другими, личностный рост и самопринятие. Студенты-психологи имеют удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими людьми, заботятся о благополучии других; способны сопереживать, допускают, что человеческие отношения выстраиваются на взаимных уступках. У студентов-психологов имеется ярко выраженное стремление к личностному росту; они обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя «растущими» и самореализовывающимися. Они открыты новому опыту, испытывают чувство реализации собственного потенциала; наблюдают улучшения в себе и своих действиях с собственными познаниями и достижениями. При этом, они позитивно относятся к себе, довольны собой, знают и принимают различные свои стороны, включая негативные качества; удовлетворены событиями своего прошлого;
– главной ценностью для студентов-психологов является универсализм – они стремятся к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей и природы. Преобладающими ценностями у студентов-психологов на уровне нормативных идеалов в порядке убывания являются: самостоятельность, доброта, безопасность, достижение, традиция, гедонизм, власть, конформность, стимуляция. На уровне убеждений студенты-психологи стремятся к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей и природы.
Заключение
С целью выявления взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов было проведено эмпирическое исследование с участием 60 человек в возрасте 22-23 года. Для достижения цели нами были подобраны и проведены следующие методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского; методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Качественный анализ результатов исследования показал, что студенты-психологи обладают высоким уровнем субъективного благополучия. Такие характеристики субъективного благополучия как положительные отношения с другими, личностный рост, самопринятие выражены на высоком уровне; автономия, управление окружением и цели в жизни выражены на среднем уровне. Преобладающими ценностными ориентациями для студентов-психологов являются универсализм, самостоятельность, доброта, безопасность.
В результате корреляционного анализа установлено, что студенты-психологи, которые стремятся к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей и природы, имеют удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими людьми, заботятся о благополучии других. Студенты-психологи, которые стремятся к самостоятельности мышления и выбора способов действий, испытывают потребность в самоуправлении и автономии, способны регулировать собственное поведение, оценивать себя в соответствии с личными критериями. Студенты-психологи, которые стремятся к достижению и личному успеху через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, имеют ярко выраженно стремление к личностному росту; открыты новому опыту, испытывают чувство реализации собственного потенциала. Студенты-психологи, которые стремятся к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей и природы, стремятся к сохранению благополучия людей, с которыми они находятся в личных контактах, имеют потребность в позитивном взаимодействии.