Введение
1 Теоретические подходы к пониманию сущности психологических защит подростков
1.1 Сущность и классификация психологических защит
1.2 Психофизиологические особенности пубертата
2 Эмпирическое исследование уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте
2.1 Характеристика выборки и психодиагностического инструментария
2.2 Обсуждение результатов исследования
Список использованных источников
Заключение
Введение
Я, Фамилия Имя Отчество, студент(ка) группы ПЗ-___ в период с _____.2018 г. по _____.2018 г. проходил(а) преддипломную практику на базе ______________________________. Руководитель практики: ФИО
Целью преддипломной практики является приобретение навыков проведения эмпирического психологического исследования, полученных в процессе обучения. Самостоятельный подбор инструментария, проведение исследования, обработка результатов, с использованием методов статистической обработки и математического моделирования.
Задачами практики являются:
1. Углубление и совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных при изучении специальных психологических дисциплин.
2. Формирование опыта профессионального взаимодействия и общения со специалистами других профилей и разными категориями клиентов (дети разного возраста, подростки, родители, люди, переживающие кризисные состояния и т.п.).
3. Формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности психолога (психологического просвещения, консультирования, психодиагностики, профилактической и коррекционно-развивающей работы) в различных учреждениях.
4. Формирование целостного представления о деятельности психолога на рабочем месте в учреждениях образования, социальной защиты либо иного конкретного учреждения.
5. Содействие адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.
6. Формирование положительной мотивации к будущей профессии, культуры самоорганизации деятельности практического психолога и творческой активности будущего специалиста.
7. Построение модели исследования в соответствии с проблемным полем дипломной работы.
8. Подбор психодиагностического инструментария исследования.
9. Проведение исследования по дипломной работе, анализ и интерпретация полученных результатов.
В период прохождения преддипломной практики осуществляла сбор и апробацию материалов для дипломной работы по теме «Измерение уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте».
Объект исследования: психологическая защита у подростков.
Предмет исследования: напряженность психологических защит в подростковом возрасте.
1 Теоретические подходы к пониманию сущности психологических защит подростков
1.1 Сущность и классификация психологических защит
Термин «психологическая защита» ввел еще в далеком 1894 году великий психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что человек может реагировать на неприятные для него обстоятельства двумя способами: блокировать их в сознательном состоянии или же искажать эти обстоятельства до такой степени, чтобы их масштабы существенно снизились или отклонились в другую сторону [21, с. 169].
Все защитные механизмы обладают двумя объединяющими их характеристиками. Во-первых, они не являются осознанными. Человек активирует их, сам того не понимая. Это просто самообман. А во-вторых, главная цель этих механизмов состоит в том, чтобы максимально исказить или отрицать реальность, чтобы она не казалась человеку такой тревожной или угрожающей. Стоит отметить, что нередко люди используют сразу несколько защитных механизмов для того, чтобы оградить свою личность от неприятных, травмирующих событий. Это ни в коем случае не осознанная ложь или преувеличение.
Не смотря на то, что все эти защитные реакции направлены на то, чтобы уберечь психику человека, не дать ему впасть в депрессию или пережить сильный стресс, они могут приносить и вред. Мы не можем всю жизнь жить в состоянии отрицания или обвинения всех вокруг в своих неприятностях, подменивая собственную реальность на искаженную картинку, которую выдало наше подсознание. Среди исследователей не существует единой точки зрения на общее количество защит и на степень их соотнесенности друг с другом. К механизмам психологической защиты Зигмунд Фрейд относил такие, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация, регрессия, реактивные образования и некоторые другие. Они не осознаются личностью и автоматически включаются, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой – искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности. Отрицание проявляется в том, что сотрудник отказывается принять факт своей ошибки и на замечание руководителя у него возникает реакция «не может быть».
В современной психологии понимание основной функции психологической защиты остается неизменным: психологическая защита призвана избавлять личность от психологического дискомфорта, которого другими способами избежать невозможно. Однако сущность психологической защиты в настоящее время понимается более широко.
2 Эмпирическое исследование уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте
2.1 Характеристика выборки и психодиагностического инструментария
Цель эмпирического исследования: выявление количественных и качественных измерений в психологических защитах на протяжении подросткового возраста.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 12 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 60 подростков. Было сформировано две группы:
1 группа – ученики 6 класса в количестве 30 человек в возрасте 11-12 лет (младший подростковый возраст).
2 группа – ученики 10 класса в количестве 30 человек в возрасте 15-16 лет (старший подростковый возраст).
Этапы исследования:
1. Проведение исследования уровня напряженности психологических защит в подростковом возрасте (Плутчик, Келлерман, Конте «Опросник на выявление механизмов защиты», адаптация Т.М. Домнич»).
2. Участников исследования ознакомили с целью исследования и попросили внимательно прочитать инструкцию, а затем заполнить полученные бланки.
3. Обработка полученных данных.
4. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне напряженности психологических защит в младшем и старшем подростковом возрасте.
Методы исследования: метод опроса, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Метод опроса – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Заключение
В результаты прохождения практики мне удалось:
− углубить и усовершенствовать теоретические знания, практические умения и навыки, полученные при изучении специальных психологических дисциплин;
− получить опыт профессионального взаимодействия и общения со специалистами других профилей и разными категориями клиентов;
− сформировать навыки и умения самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности психолога (психологического просвещения, консультирования, психодиагностики, профилактической и коррекционно-развивающей работы) в учреждении образования;
− сформировать целостное представление о деятельности психолога на рабочем месте в учреждениях образования;
− адаптироваться к условиям будущей профессиональной деятельности;
− сформировать положительную мотивацию к будущей профессии, культуры самоорганизации деятельности практического психолога и творческой активности будущего специалиста;
− построить модель исследования в соответствии с проблемным полем дипломной работы;
− подобрать психодиагностический инструментарий исследования;
− провести исследование по дипломной работе, анализ и интерпретацию полученных результатов.
Предложений по совершенствованию организации работы учреждения у меня нет. Практика организована таким образом, позволяющим раскрыть свои способности для получения хорошего результата.
Данный вид практики имеет высокую практическую значимость для закрепления необходимый знаний и навыков проведения психодиагностического исследования и разработки на его основании рекомендаций. Полученный в ходе преддипломной практики материал будет использован мной для написания выпускной квалификационной работы по психологии.
1 Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. - М., 1998. – 351 с.
2 Грановская, Р.М, Никольская, И.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская. - СПб.: Знание, 1999. – 387 с.
3 Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. - СПб: Детство-пресс, 1999. – 287 с.
4 Карпов, А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 98 с.
5 Киршбаум, Э.И., Еремеева, А.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум. – 3-е изд.-Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 233 с.
6 Маликова, Т.В., Михайлов, Л.А., Соломин, В.П., Шатровой, О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. – 410 с.
7 Мамайчук, И.И., Смирнова, М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2010. – 421 с.
8 Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманитарно изд. центр ВЛАДОС, 2001. -192 с.
9 Никольская, И.М., Грановская, Р.М Психологическая защита у детей / И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2006. – 298 с.
10 Носов, С.С., Дворянчиков, Н.В. Психологический пол в динамической системе психической адаптации // Сексология и сексопатология. 2004. - № 1. – С.68.
11 Романова, Е.С., Гребенников, Л.Р. Механизм психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова. - Мытищи, 1996. – 361 с.
12 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
13 Русалов, В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6. – С. 59.
14 Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия / С.И. Семенака. - М.:АРКТИ, 2006. – 376 с.
15 Соловьева, А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
16 Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2004. - 592 с.
17 Субботина, Л.Ю. Психологическая защита / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 421 с.
18 Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С.В. Талайко. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 198 с.
19 Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / под ред. О.В. Гордеевой. - М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.
20 Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001.
21 Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - СПб: Питер, 2007. - 400 с.
22 Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. - Изд-во: АСТ, 2000. - 448 с.
23 Хегенхан, Б., Олсон, М. Теории научения / Б. Хегенхан. - 6 -e изд. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.