ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание и элементы ценовой политики предприятия
1.2 Особенности ценовой политики в торговле
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности
1.4 Применение ценового стимулирования
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АНРИТА–ПЛЮС»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика ООО «АнРита–плюс»
2.2 Анализ формирования ассортимента в ООО «АнРита–плюс»
2.3 Анализ эффективности системы ценообразования в ООО «АнРита–плюс»
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «АНРИТА–ПЛЮС»
3.1 Стимулирование покупок путем внедрения бонусной программы и скидок за объем продаж
3.2 Внедрение скидки Декорта в качестве скидки за досрочную оплату и оплату наличными
3.3 Проведение телевизионной рекламной компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, то есть инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.
Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к товарам широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиента.
В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно, пользоваться ими.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание и элементы ценовой политики предприятия
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Принципы рыночной экономики, атмосфера предпринимательства всех ее субъектов заставляют организации разрабатывать и применять собственную политику цен.
Ценовая политика фирмы – это исключительно важный инструмент фирмы – товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой [1, с. 45].
Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге – это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи. Сущность ценовой политики предприятия заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации [4, с. 56].
Существует множество определений ценовой политики предприятия, так, например, по мнению Деевой А.И. ценовая политика (политика цен) – это общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги [9, c. 25], а Данченок Л.А. считает, что в любых условиях фирма не может позволить себе одного – устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования [8, с. 76].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АНРИТА–ПЛЮС»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика ООО «АнРита–плюс»
Правовой статус исследуемого предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
ООО «АнРита-плюс» — юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.
Учредителем Общества являются: Агеев Геннадий Петрович и Дуброва Надежда Николаевна.
Юридический адрес: 247434, Гомельская область, город Светлоргорск, микрорайон «Полесье», дом 13.
Полное наименование общества — Общество с ограниченной ответственностью «АнРита-плюс», сокращенное наименование — ООО «АнРита-плюс».
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива.
ООО «АнРита-плюс» осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом.
Общество имеет право продавать и передавать другим юридическим и физическим лицам, обменивать и сдавать в аренду здания, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Источником формирования капитала предприятия являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством РБ.
Общество, согласно уставу, осуществляет следующие основные виды деятельности: розничная торговля продуктами питания, алкогольными напитками и табачными изделиями, оптовая торговля, деятельность в области автомобильного транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «АНРИТА–ПЛЮС»
3.1 Стимулирование покупок путем внедрения бонусной программы и скидок за объем продаж
Система скидок, пожалуй, является ключевым инструментом, с помощью которого строится ценовая политика компании.
Скидки помогают справиться с нестабильной ситуацией на рынке и удовлетворить индивидуальные потребности клиентов. Кроме того, скидка упрощает продажу. Однако при разработке стратегии ценообразования следует иметь в виду, что этот процесс требует постоянной корректировки в зависимости от ценовой политики, которой придерживается компания.
Если мы проанализируем результаты выбора дисконтных систем для многих компаний, мы можем сказать, что этот выбор основан не на достоверной информации и рациональном мышлении, а представлен больше в форме догадок.
Выбор такого типа ценовой политики часто мотивируется чрезвычайной ситуацией. Однако стоит отметить, что существует такое мнение, что введение скидок приводит к прекращению деловой активности.
Кроме того, не нужно забывать, что политика ценообразования, связанная со скидками, опасна из-за резкого падения финансовых показателей, таких как прибыльность, прибыль от единицы, оборот наличности. Под угрозой в этой ситуации также может быть валовая прибыль.
В целом идея нахождения идеального уровня цен очень расплывчата, потому что экономика постоянно находится в процессе динамики.
В настоящее время существует множество разновидностей скидок, применяемых предприятиями. Основными из них являются [39]:
- скидка за объем – предоставляется при единовременной покупке определенного объема продукции;
- бонусная скидка – предоставляется постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товара;
- сезонная скидка – предоставляется за приобретение продукции в определенные периоды года, обычно тогда, когда спрос на продукцию минимален.
- специальная скидка – предоставляется покупателям, в которых фирма особенно заинтересована (крупные оптовики, постоянные покупатели);
- дилерская скидка – предоставляется товаропроизводителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «АнРита-плюс» — юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.
Общество согласно уставу осуществляет следующие основные виды деятельности: розничная торговля, продуктами питания, алкогольными напитками и табачными изделиями, оптовая торговля, деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).
За исследуемый период по ООО «АнРита-плюс» наблюдалось наращивание объемов деятельности как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Однако в сопоставимых ценах выручка от продажи товаров и услуг сократилась. При этом в структуре совокупной выручки ООО «АнРита-плюс» изменения были незначительны. За счет сокращения удельного веса грузоперевозок произошло увеличение удельного веса торговли и услуг.
Поскольку источником капитала в ООО «Антра-Плюс» является доход, полученный от продажи продуктов, работ, услуг и других видов деятельности, система цен относительно прост, чем цена производителей, где цена товара представляет собой сумму многих затрат на ее производство и продаж. Прибыль ООО «Анрита-Плюс» формируется на основе торговых надбавок для товаров, работ, услуг, реализуемых компанией.
Среди внешних ценообразующих факторов ООО «АнРита–Плюс», в наибольшей мере влияющих на уровень цен, можно выделить следующие: рыночная среда, потребители продукции и услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения.
Важным фактором, определяющим степень свободы ООО «АнРита–Плюс» в установлении уровня цены, является рыночная среда, в которой работает предприятие. Субъектами контроля цен для анализируемого предприятия, кроме него самого, являются: рынок и правительство. В связи с этим существует высокая степень конкуренции, однородность продукции и услуг.
Потребители услуг также оказывают непосредственное влияние на уровень цены товара ООО «АнРита–Плюс», поскольку цена товара в рыночной среде устанавливается в результате компромисса между продавцом и покупателем. Здесь необходимо иметь в виду, что цена имеет неодинаковую значимость для различных сегментов рынка.
1) Абакумова, О. Г. Цены и ценообразование: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.Г. Абакумова. – М.: Приор–издат, 2014. – 189 с.
2) Алклычев, А.А. Политика цен и воздействие на экономические процессы / А.А. Алклычев // Экономист. – 2015. – № 5. – С.31 – 39.
3) Афонин, А.С. Ценообразование в бизнесе. / А.С. Афонин. К.: МАУП, 2012. – 108 с.
4) Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие / А.С. Баздникин. – М.: Юрайт–Издат, 2011. – 370 с.
5) Батра, Р. Ценообразование / Пер. с англ. – 5–е изд. / Р. Батра. – М.–С–Пб.; К.: Вильямс, 2014. – 784 с.
6) Беляева, И.Ю. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие / Н.Ю. Беляева, О.В. Пашина, В.В. Головинский. – М.: КНОРУС, 2014. – 511 с.
7) Борисова, О.В. Ценообразование в коммерческой деятельности, Учебное пособие / О.В. Борисова. – М.: Academia, 2012. – 383с.
8) Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика: учебное пособие для вузов / Л.А. Данченок, А.Г. Иванова. – М.: Эксмо, 2016. – 464 с.
9) Деева А.И. Цены и ценообразование / А.И. Деева. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 652 с.
10) Ерухимович, И.Л. Ценообразование: учеб.–метод. пособие. – 2–е изд., стереотип. / И.Л. Ерухимович. К.: МАУП, 2013. – 108 с.
11) Желтякова, И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс. Учебное пособие. / И.А. Желтякова, Г.А. Маховикова, Н.Ю. Пузыня. СПб.: Питер, 2014. – 176 с.
12) Желтякова, И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс / И.А. Желтякова, Г.А. Маховикова, Н.Ю. Пузыня. – СПб: Питер, 2014. – 314 с.
13) Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования : утв. постановлении Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики. Беларусь от 27 дек. 2011 г., № 140/206 (в ред. постановления Минфина и Минэкономики от 04.10. 2017 г., № 33/23) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“. - Минск, 2018.
14) Картер, Г. Эффективное ценообразование. Путеводитель для малого бизнеса / Пер. с англ. – М.: Бизнес–Информ, 2013. – 244 с.
15) Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2014. – 424 с.
16) Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. ЮНИТИ, 2005. – 218 с.
17) Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник / И.В. Липсиц. – М.: Изд–во «БЕК», 2014. – 425 с.
18) Лифиц, И. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. Лифиц. – М.: Юрайт–М, 2011. – 224 с.
19) Маренков, Н.Л. Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях / Н.Л. Маренков. – М.: УРСС, 2012. – 483 с.
20) Паламарчук, А.С. Стратегия ценообразования на предприятии. / А.С. Паламарчук // Справочник экономиста. – 2012. – №10. – С. 32–39.
21) Порошина, Н. Новые аспекты ценообразования/ Н. Порошина. // Маркетинг. – 2016. – №6. – С. 12–18.
22) Практика современного ценообразования на национальном и международном рынках: Учебное пособие / Под ред. В. А. Слепова, ч.1, 2. М.: РЭА им. Плеханова, 2014. – 516 с.
23) Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики / Е.И. Пунин. – М.: Международные отношения, 2013. – 117 с.
24) Сажина, М. А. Основы экономической теории / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М. БЕК, 2013. – 265 с.
25) Салимжанов, И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимджанов // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 29 – 31.
26) Слепов, В. Ценообразование и менеджмент / В. Слепов, Б. Попов. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2015. – 367 с.
27) Тарасов, В.И. Ценообразование. Учебное пособие / В.И. Тарасов. – М.: Дом, 2015. – 458 с.
28) Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник / Э.А. Уткин. – М.: Тандем, 2014. – 510 с.
29) Чибинев, В.М. Проблемы управления ценовой политикой на предприятии / В.М, Чибинев, В.В. Гриб // Банковское право. – 2016. – № 2. – С. 28 – 29.
30) Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия / Г.Н. Чубаков. – М.: Инфра– М., 2014. – 310 с.
31) Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебно–практическое пособие. –2–е изд. / П.Н. Шуляк. –М.: Издат. дом «Дашков и К», 2013. – 152 с.