ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА
4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
5. ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Целью практики является формирование у студентов системы профессиональных умений и навыков, совершенствование системы знаний о специфике деятельности педагога-психолога.
Цели практики:
- реализовать в профессиональной деятельности психолога элементы теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения общих и специальных дисциплин;
- создать условия для самостоятельной работы в качестве-психолога, освоения профессионального мастерства и формирования профессионально значимых качеств личности.
Задачи практики:
- развить и усовершенствовать полученные теоретические знания по базовым психологическим дисциплинам, методике преподавания психологии, психологическому консультированию, диагностике и коррекции психического развития личности в процессе практической деятельности в качестве психолога
- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке и проведению индивидуального и группового консультирования, диагностического обследования, психологической коррекции, уроков, лекций, семинаров, мероприятий по психологическому просвещению с учетом профиля обучения в институте;
- сформировать умения по индивидуальному планированию и реализации видов деятельности психолога;
- выработать навыки взаимодействия со всеми субъектами деятельности формировать потребность в самообразовании;
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Лекция для сотрудников организации на тему:
«Психологический стресс»
Цели лекции: сформировать представление сотрудников организации» о психологическом стрессе.
Ход лекции:
1. Вступление
Приветствие. Объявление темы лекции.
2. Основная часть
Психологический стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека.
Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда.
Стресс – это психологические и поведенческие реакции, которые отражают состояние внутреннего беспокойства, его подавления. Психологический стресс предполагает высокую степень психологического напряжения, которая оказывает сильнейшее отрицательное влияние на деятельность индивида и его отношения с окружающими
Основные черты психологического стресса:
1) стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Лекция для сотрудников организации на тему:
«Стрессоустойчивость»
Цели лекции: повышать компетентность сотрудников организации путем формирования представлений о стрессоустойчивости.
Ход лекции:
1. Вступление
Приветствие. Объявление темы лекции.
2. Основная часть
Стрессоустойчивость определяется трудовой мотивацией, социально-психологической толерантностью, высоким уровнем внутреннего локус-контроля и самооценки, а также истинной адаптацией конструктивного типа.
Один из ведущих современных специалистов в области изучения психологического стресса В.А. Бодров под стрессоустойчивостью понимает «интегративное свойство человека, которое:
– характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней (личной) среды и деятельности.
– определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях;
– это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов организма и психик».
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА
Материалы психологической диагностики
Цель психологической диагностики: выявить психологические особенности сотрудников организации.
Объект исследования: сотрудники организации.
Предмет исследования: психологические особенности сотрудников организации.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень психологического стресса у сотрудников организации.
2. Определить уровень стрессоустойчивости у сотрудников организации.
3. Выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у сотрудников организации.
База исследования: Унитарное предприятие «Пупс и К».
Контингент испытуемых: сотрудники организации – 30 человек в возрасте от 25 до 36 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала психологического стресса PSM-25».
Назначение методики: диагностика уровня психологического стресса. С помощью методики может быть выявлен низкий, средний и высокий уровень стресса. Испытуемым предлагается дать оценку своего общему состоянию. Дайте оценку вашему общему состоянию (за последние 5 дней). 25 высказываний оценивается от «никогда» до «постоянно». Обработка данных осуществляется с помощью подсчета суммы баллов по всем вопросам.
4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Аудитория: сотрудники организации.
Количество занятий: тренинг включает 6 занятий.
Цель тренинговых занятий: снижение уровня психологического стресса сотрудников организации.
Задачи тренинга:
1. Обучение сотрудников способам снижения эмоционального напряжения, психологического стресса.
2. Обучение сотрудников методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;
3. Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;
4. Развитие групповой сплоченности коллектива организации.
Занятие 1
Игра – приветствие «Наперсток»
Цель: настрой на совместную работу
Содержание: ведущий: «Я спрятала в комнате наперсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и ящики, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет наперсток, в следующий раз прячет его».
5. ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Групповая консультация
на тему: «Способы снижения психологического стресса»
Аудитория: сотрудники организации.
Сотрудники организации сформулировали следующий запрос: сотрудники говорили о том, что у них проявляются такие симптомы, как: бессонница, головные боли, упадок сил, эмоциональное истощение, снижение работоспособности, подавленное настроение, раздражительность, невозможность сосредоточиться.
С сотрудниками организации, которые обратились за консультацией, была проведена беседа по следующей схеме?
1. Как давно проявляются эти симптомы?
2. Что вы предпринимали, для того, чтобы исправить положение дел?
3. Есть ли желание изменить сложившуюся ситуацию?
Рекомендации для сотрудников организации:
1. Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.
2. Обучение самовнушению (диалог с собой).
3. Обучиться способам управления стрессом.
4. Планируйте в течение дня время для отдыха, спорта и другой деятельности, которая помогает расслабиться.
5. Применять гимнастику против стресса.
1) Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я, ФИО полностью_________, проходила преддипломную практику в период с _______ г. по __________ 2018 г. на базе Унитарного предприятия «Пупс и К».
За время прохождения практики мною была выполнена следующая работа:
– проведение психологического просвещения для сотрудников организации на тему: «Психологический стресс»;
– проведение психологической профилактики для сотрудников организации на тему: «Стрессоустойчивость»;
– психологическая диагностика с использованием следующих методик: «Шкала психологического стресса PSM-25», тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова), опросник «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин);
– проведение 6 тренинговых занятий, направленных на снижение психологического стресса у сотрудников ораганизации;
– проведение групповой консультации с сотрудниками организации на тему: «Способы снижения психологического стресса».
В результате прохождения практики мне удалось:
– развить и усовершенствовать полученные теоретические знания по базовым психологическим дисциплинам, методике преподавания психологии, психологическому консультированию, диагностике и коррекции психического развития личности в процессе практической деятельности в качестве психолога;
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Питер, 2009. – 218 с.
2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров// Психологический журнал. – 2006. – №2. – С. 113-123.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 528 с.
4. Бусыгина, И.С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности / И.С. Бусыгина, Е.В. Распопин // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 93-97.
5. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии / Б.Х. Варданян. – М.: Просвещение, 1983. – 456 с.
6. Волков, В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б. Волков. – СПб, 2005. –115 с.
7. Газиева, М.З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения / М.З. Газиева // Вестник ПГЛУ. – 2008. – № 4. – С. 317-322.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом. – 7-е изд./Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
9. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243–246.
10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
11. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции: Психология профессиональной деятельности // Психологический журнал. – 2004. – 2. март-апрель. – С. 75-85.
12. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15–25.
13. Марищук, В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – Санкт-Петербург: «Сентябрь», 2001.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 1998. – 672 с.
15. Прохоров, А.О., Валиуллина, М.Е., Габдеева, Г.Ш., Гарифуллина, М.М., Менделеевич, В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
16. Психические состояния. / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000.
17. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига: Виеда, 2009. – 192 с.
18. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн.– СПб, 2008. – 152 с.
19. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского гос. мед. университета. — 2011. – Т. 10. – № 1. – С. 6-19.