ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СОШ № 69 Г.ГОМЕЛЯ
1.1. Правовые основы деятельности психологической службы
1.2. Должностные обязанности психолога
1.3. Отчетная документация в работе психолога
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
2.1. Деятельность органов опеки и попечительства, учреждений образования и иных ведомств о дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях
2.2. Выявление раннего семейного неблагополучия
2.3. Алгоритм межведомственного взаимодействия органов и организаций СОШ № 69 Г. Гомеля по профилактике семейного неблагополучия
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Психологическое обследование несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, воспитывающихся в приемных семьях
3.2. Отчет о проведенном тренинге по повышению родительской эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач высшего образования является создание необходимых условий для совершенствования специальной подготовки студентов, формирование у них профессиональных качеств, способностей к проведению исследований. Важной составной частью профессиональной подготовки специалистов является производственная практика на выпускном курсе. Она является логическим продолжением психолого-педагогической практики студентов четвертого курса и проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов.
Производственная практика (далее – практика) в ВУЗе является составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепить и углубить знания, полученные студентами в процессе обучения; приобретение знаний, умений и навыков работы по изучаемой специальности; способствует профессиональному становлению студентов как специалистов.
Целью практики является формирование у студентов системы профессиональных умений и навыков, совершенствование системы знаний о специфике деятельности педагога-психолога.
Практика обеспечивает:
- выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников в зависимости от характера специальности и специализации;
- закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекций и практических занятий, лабораторного практикума и курсового проектирования;
-приобретение студентами опыта работы по специальности.
Программа практики определяет объем, содержание, перечень и критерии оценки отчетной документации; требования к студентам, групповым методистам и факультетскому руководителям.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СОШ № 69 Г. ГОМЕЛЯ
1.1. Правовые основы деятельности психологической службы
Законодательство в сфере оказания психологической помощи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.
Субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи, являются организации и индивидуальные предприниматели.
Психолог – лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей статьей. При осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи, требующей получения соответствующего специального разрешения (лицензии), психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании.
Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи.
Психологом может быть лицо:
- имеющее высшее психологическое образование;
- имеющее высшее медицинское образование с квалификацией врач-психолог, медицинский психолог, клинический психолог;
- имеющее высшее педагогическое образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования;
- имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
2.1. Деятельность органов опеки и попечительства, учреждений образования и иных ведомств о дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях
Первостепенной для Республики Беларусь является проблема охраны детства. Государственная социальная политика страны направлена на недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, патриотическому, духовному, психическому и нравственному развитию детей. Особое внимание государственным гарантиям в защите прав ребенка уделено в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, принятом в 1999 году. Этим правовым актом определена государственная политика в интересах детей как деятельность органов государственной власти, учреждений и организаций по обеспечению экономических, психолого-педагогических и организационных гарантий прав ребенка.
Государственная социальная политика по защите прав детей базируется и реализовывается на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи, родителей в воспитании и защите их прав в подготовке ребенка к самостоятельной реализации и защите своих прав;
- обеспечение минимальных государственных стандартов по основным показателям качества жизни и благополучия ребенка;
- ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка;
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, органов местного самоуправления по гарантированному обеспечению прав и законных интересов ребенка.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.Психологическое обследование несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
За период прохождения практики мною был проведен ряд психологических методик, направленных на изучения эмоционального состояния, микроклимата в семье, межличностных отношений в детском коллективе и детско –родительских отношений, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Используемые методы и методики:
- методика «Лесенка» с целью диагностики самооценки;
- методика «Несуществующее животное» с целью изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме;
- тест тревожности Спилберга - Ханина;
- проективная методика «Кинетический рисунок семьи» с целью выявления отношения ребенка к членам семьи и семейных отношений.
- методика Бине с целью изучения семейных взаимоотношений;
- социометрия класса, где обучаются несовершеннолетние, находящиеся в СОА и в замещающих семьях.
В исследовании принимали участие 6 несовершеннолетних из 4 семей, признаны находящимися в социально опасном положении, 9 несовершеннолетних, воспитывающихся в замещающих семьях. Всего в социометрии приняли участие 76 несовершеннолетних.
Для определения самооценки несовершеннолетним было предложено рассмотреть рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Каждая лесенка отражает полярные качества, расположенные на концах лесенки: «хороший - плохой», «добрый - злой» (нравственные качества), «красивый - некрасивый»
(внешность), «умный - глупый» (интеллект), «много умеет - ничего не умеет» (успешность в деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе практики были изучены все поставленные задач.
В целом, производственной практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное – почерпнула знания о применении белорусского законодательства на практике по выявлению и профилактике в сфере семейного неблагополучия и защите законных интересов несовершеннолетних.
Считаю, что условия, созданные мне руководством ГУО «СОШ № 69 г.Гомеля», полностью соответствуют требованиям программы по прохождению преддипломной практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи деятельности данного учреждения, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в данном отчете.