1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
На деятельность каждого отдельного предприятия и экономику страны в целом оказывают существенное влияние разнообразные процессы, в том числе внедрение новых информационных технологий. Последние десятилетия ознаменованы все более активным использованием интернета в деятельности как зарубежных, так и российских компаний. Поэтому проблема эффективного использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности предприятия на сегодняшний день является актуальной и приоритетной для каждой организации [1, с. 17].
Интернет – незаменимый инструмент добычи свежей маркетинговой информации, и в этом отношении он существенно превосходит традиционные СМИ. Использование интернета заметно сокращает накладные расходы по продвижению товаров и услуг при уменьшении риска капиталовложений, сохраняя необходимую эффективность. Нужно лишь знать, как воплотить все эти необозримые перспективы в жизнь и извлечь из них максимальную прибыль. Именно это и является основным предметом интернет-маркетинга.
К стратегическим целям маркетинга в интернете относятся:
- увеличение объема продаж за счет внедрения электронной коммуникации в режиме on-line;
- сетевая реклама товаров и услуг с целью увеличения объема продаж традиционными способами;
- сокращение издержек на ведение бизнеса;
- создание положительного, современного имиджа компании. Поправить в тексте везде переносы.
Более конкретно функции интернет-маркетинга можно разделить на три блока:
1. Исследования внешней рыночной среды:
- макросреды;
- потребители;
- конъюнктуры и емкости рынка, его сегментов;
- конкурентов и конкуренции, деятельности посредников и партнеров.
2. «Внутренние» маркетинговые процессы и решения:
- товарная политика;
- ценообразование;
- реклама и другие виды и способы продвижения товаров и услуг, имиджа фирмы;
- сбытовая деятельность, продажи.
3. Специфические сферы и способы деятельности:
- электронный обмен информацией;
- электронная торговля;
2 Экономическая характеристика деятельности ЧТУП «Руд Буд»
Частное торговое унитарное предприятие (ЧТУП) «Руд Буд» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» В приложении А представлен Устав ЧТУП «Руд Буд».
Юридический адрес предприятия: г.Гомель, ул. Междугородняя, 7 (район «Центролита»). Местонахождение: г. Гомель, ул. Барыкина, д.230, к.303 [3].
Предприятие имеет частную форму собственности, является частным унитарным предприятием.
Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Миссия предприятия – обеспечение потребителей строительными и сопутствующими материалами в широком ассортименте, хорошего качества и по доступным ценам.
Конкурентами ЧТУП «Руд Буд» являются фирмы и строительные рынки, торгующие аналогичными товарами.
Одним из главных принципов работы ЧТУП «Руд Буд» является то, что, фирма предлагает не какой-то один вид продукции, а полный ассортимент материалов для современного строительства, ремонта и отделки.
Виды деятельности, осуществляемой предприятием, в соответствии с классификатором:
- розничная торговля;
- деятельность сухопутного, автомобильного грузового транспорта;
- операции с недвижимым имуществом;
- сдача в наем собственного недвижимого имущества;
- аренда транспортных средств и оборудования и т.д.
Компания «Руд Буд» осуществляет свою деятельность на рынке оптовой и розничной торговли стройматериалами с 1999 года, что составляет более 17 лет профессионального опыта в сфере продаж. Главным принципом стало построение честного бизнеса, открытость в отношениях с партнерами и коллегами, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Обладаем огромными складскими и материально-техническими ресурсами, (собственная открытая площадка, складской и розничный комплекс укомплектованы погрузочной техникой), которые позволяют отгружать и принимать материалы для строительства в кратчайшие сроки и экономить драгоценное время клиента.
У предприятия есть специализированный магазин по адресу: г. Гомель, Междугородняя улица, 7, где представлен широкий перечень строительных материалов.
3 Организация деятельности интернет-магазина KSK и его положение на строительном рынке
Интернет-магазин стройматериалов ЧТУП «Руд Буд» насчитывает более 30 000 товаров для строительства, ремонта и отделки дома [3]:
- автотовары;
- бытовая техника;
- водоснабжение;
- гипсокартонные системы;
- двери, заборы, ограждения;
- зимние товары;
- изделия из древесины;
- инструменты, клеи, герметики, пены;
- краски, лаки, грунты;
- кровля;
- мебель;
- металлопрокат;
- метизы, крепеж, замки;
- напольные покрытия;
- облицовочные покрытия;
- отопление, вентиляция;
- плитка керамическая, товары для сада и огорода;
- сантехника, спецодежда;
- строительные смеси, стройматериалы;
- стройоборудование;
- теплоизоляция;
- товары для дома;
- электроинструменты;
- электротовары и т.п.
Предусмотрена платная и бесплатная доставка по всей Республике Беларусь в зависимости от габаритов, вида товара и т.д. Так же возможен самовывоз по адресу: г. Гомель, ул. Барыкина, д.230, к.303.
Кратко рассмотрим организацию работы интернет-магазина стройматериалов KSK.
ЧТУП «Руд Буд» закупает товар как напрямую у производителей, так и у поставщиков (как зарубежных, так и белорусских). Далее товар реализуется посредством онлайн торговли и розничной оффлайн торговли (магазины предприятия). Через интернет-магазин заказывают как конечные потребители, получаемые товар с доставкой либо в пунктах самовывоза (оффлайн магазинах предприятия), так и оптовики, другие строительные магазины, которые в свою очередь реализуют товар конечному потребителю.
Планом на 2018-2019 гг. ЧТУП «Руд Буд» предусмотрено развивать розничную сеть оффлайн магазинов, а также интернет-сайт предприятия.
4 Анализ и оценка эффективности интернет-магазина стройматериалов ЧТУП «Руд Буд»
Эффективность системы – это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством.
Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач и являются обобщающими показателями оптимальности функционирования интернет-магазина.
Кардинальными обобщающими показателями являются показатели экономической эффективности системы, характеризующие целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат.
Наряду с экономической эффективностью можно говорить о технической и социальной эффективности. Эти показатели эффективности могут рассматриваться как локальные.
Социальная эффективность от разработки Интернет-магазина стройматериалов KSK выражается:
- в повышении производительности труда менеджера по работе с клиентами интернет-магазина;
- в расширении клиентской базы за счет предоставления клиентам возможности получения любой интересующей информации касательно услуг магазина;
- в повышении уровня сервиса обслуживания клиентов;
- в улучшении имиджа интернет-магазина стройматериалов на рынке услуг;
- в повышении надежности хранения данных, снижении вероятности появления ошибочных данных в базе данных интернет-магазина.
Представим основные показатели эффективности (KPI) интернет-магазина строительных материалов KSK за последние три года в таблице 4.1.
5 Повышение эффективности интернет-магазина стройматериалов KSK путем разработки системы лояльности
Для увеличения прибыли работу интернет-магазина предприятия «Руд Буд» необходимо организовать с учетом факторов, которые влияют на эффективность его функционирования. Чтобы эффективно реализовать систему продаж в интернет-магазине, необходимо учитывать пять ключевых показателей, влияющих на прибыль:
- посещаемость сайта;
- первый оплаченный заказ;
- средняя сумма заказа;
- повторные (последующие) заказы, а также прибыль.
На основе факторов и показателей по предприятию «Руд Буд» предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию интернет-магазина.
Организация большего количества способов оплаты. Необходимо предоставить клиентам как можно больше возможностей оплатить заказ. Так как если клиент не находит в способах оплаты подходящий именно ему, то, скорее всего, он не оплатит заказ. На сайте для оплаты должны быть доступны все карты и способы.
В сделанном анализе определено, что минусом деятельности интернет-магазина, прежде всего, является отсутствие системы лояльности, в связи с чем разработаем ее.
На рисунке 5.1 представим цели разрабатываемой программы лояльности для клиентов строительного интернет