Введение
Целью практики является формирование у студентов системы профессиональных умений и навыков, совершенствование системы знаний о специфике деятельности педагога-психолога.
Цели практики:
- реализовать в профессиональной деятельности психолога элементы теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения общих и специальных дисциплин;
- создать условия для самостоятельной работы в качестве-психолога, освоения профессионального мастерства и формирования профессионально значимых качеств личности.
Задачи практики:
- развить и усовершенствовать полученные теоретические знания по базовым психологическим дисциплинам, методике преподавания психологии, психологическому консультированию, диагностике и коррекции психического развития личности в процессе практической деятельности в качестве психолога
- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке и проведению индивидуального и группового консультирования, диагностического обследования, психологической коррекции, уроков, лекций, семинаров, мероприятий по психологическому просвещению с учетом профиля обучения в институте;
- сформировать умения по индивидуальному планированию и реализации видов деятельности психолога;
- выработать навыки взаимодействия со всеми субъектами деятельности формировать потребность в самообразовании;
- развивать творческий, продуктивный подход к деятельности психолога.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Лекция для родителей на тему: «Портрет агрессивного ребёнка»
Цели лекции: сформировать представление у родителей о детской агрессивности.
Ход лекции:
1. Вступление
Приветствие. Объявление темы лекции.
2. Основная часть
Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на остальных детей, обзывают и бьют их, отбирают и ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и выражения.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. Как стать любимым и нужным – неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.
2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Лекция на тему:
«Адаптация. Признаки дезадаптации в поведении ребенка»
Цель: сформировать представления у родителей и педагогов о сущности адаптации, признаках дезадаптации детей дошкольного возраста.
Аудитория: педагоги и родители.
Ход занятия:
Адаптация представляет собой постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, сопровождаемым изменениями личности и поведения, в физическом и психическом развитии, а также результат этого процесса.
Адаптация необходима в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
– творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
– конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
– избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Первой социальной ситуацией, требующей адаптации от ребенка, является приход в дошкольное учреждение, которое приходится на возраст 3-4 года. Образ жизни ребенка в этот период претерпевает существенные изменения: появляются требования к соблюдению режима дня, к поведению, отсутствие родителей, постоянный контакт с другими детьми, новая обстановка, что обусловливает возникновение стрессовой ситуации, которая способна привести к таким негативным проявлениям как страхи, капризы, тревожность, агрессивность и т.д.
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА
Материалы психологической диагностики
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения как фактора проявления дезадаптации у дошкольников.
Объект исследования – агрессивное поведение дошкольников.
Предмет исследования – особенности агрессивного поведения как проявление дезадаптации у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень агрессивности, особенности социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими.
2. Определить уровень адаптации детей к саду.
3. Выявить связь между уровнем агрессивности и уровнем адаптации к саду у дошкольников.
Контингент испытуемых: 20 детей старшей группы.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №570 г. Минска».
Методики исследования:
Для выявления особенностей агрессивного поведения как проявления дезадаптации у дошкольников была использована методика Р. Жиля «Фильм-тест межличностные отношения ребенка».
Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Фильм - тест Р. Жиля позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка. Тест Межличностные отношения ребенка позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Цель программы – снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста как фактор предупреждения дезадаптации.
Содержание коррекционной работы мы разделили на два блока:
I. Работа с детьми.
II. Работа с родителями.
Содержание коррекционно-развивающей программы состоит из системы занятий, включающих комплекс игр и упражнений, направленных на снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Программа включает в себя 12 занятий, продолжительностью 30 минут, частота занятий два раза в неделю.
При организации и проведении коррекционных занятий мы учитывали следующие особенности:
1. Участники группы должны быть с разным уровнем агрессивности: высоким, средним и низким.
2. При проведении занятий делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности.
3. Важное условие: видеть глаза друг друга, говорить, слышать и слушать других детей. Организовывать занятия так, чтобы детям захотелось в нем участвовать.
4. Программа должна основываться на дидактических принципах:
• доступность;
• систематичность и последовательность;
• принцип развивающего обучения;
• принцип воспитательного обучения;
• принцип сознательности и активности детей;
• принцип наглядности.
Основные методы и приемы, используемые на занятиях: игры, упражнения, беседы, направление на снижение уровня агрессии.
5. ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении.
Запрос родителей: дети ведут себя следующим образом:
– ребенок плачет, собираясь в сад;
– тяжело расстается с родителем в садике;
– имеет сниженный аппетит (или отказывается в саду от еды);
– отличается различными изменениями в поведении (плаксивостью, нервозностью, апатией, агрессией и т.д.);
– случаются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
С родителями была проведена беседа по следующему плану:
1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
2. Ваш ребенок соблюдает режим дня?
3. У Вас в семье психологический климат положительный?
4. Какой стиль общения Вы используете с ребенком?
5. Вы достаточно времени уделяете ребенку?
Родителям было рекомендовало следующее:
1. Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
2. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Я, ФИО полностью_________, проходила производственную практику в период с ________ 2018 г. по __________ 2018 г. на базе ГУО «Ясли-сад №570 г. Минска».
За время прохождения практики мною была выполнена следующая работа:
– проведение психологического просвещения для родителей по теме: «Портрет агрессивного ребенка»;
– проведение психологической профилактики для родителей ии педагогов «Адаптация. Признаки дезадаптации в поведении ребенка»;
– проведение психологичесекой диагностики с использованием методики диагностики Р. Жиля «Тест-фильм» и проведение анкетирования «Адаптация ребенка к детскому саду»;
– проведение коррекционно-развивающей программы, направленной на снижении агрессивности и со старшими дошкольнкиами, и с их родителями;
– проведение групповой консультации консультации с родителями, детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении.
В результате прохождения практики мне удалось:
– развить и усовершенствовать полученные теоретические знания по базовым психологическим дисциплинам, методике преподавания психологии, психологическому консультированию, диагностике и коррекции психического развития личности в процессе практической деятельности в качестве психолога;
– совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке и проведению индивидуального и группового консультирования, диагностического обследования, психологической коррекции, уроков, лекций, семинаров, мероприятий по психологическому просвещению с учетом профиля обучения в институте;
1. Безруких, М.М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, В.А. Байдина // Новые исследования. – 2012. – № 1 (30). – С. 145–150.
2. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 1998 – № 4. – С. 2–9.
3. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением / С.И. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
4. Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. – 10-1. – С. 300–306.
5. Родакер, Н.М. Адаптация детей в детском саду / Н.М. Радакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 64–68.
6. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
7. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Академия, 1980. – 487 с.
8. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А.В. Тимошок // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 25–27.
9. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
10. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2001. – 453 с.
11. Коломинская, О.Я. Способы коррекции развития личности в тренинге общения / О.Я. Коломинская // Психология. – 1995.
12. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи и основные принципы / И.М. Марковская. – СПб., 2005.
13. Рожина, Л.Н. Психологическая коррекция эмоциональной сферы личности: Метод. пос. / Л.Н. Рожина. – Минск, 1995.