Введение
Целью организационно-экономической практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых практических навыков самостоятельной работы. Базой практики является открытое акционерное общество «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (ОАО «БПХО»).
Прохождение практики осуществляется под руководством главного технолога ОАО «БПХО», главный технолог разрабатывает, внедряет и совершенствует технологии производства высококачественных изделий, а также отслеживает точность их исполнения.
Целями организационно-экономическая практики являются:
- систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных производственных задач;
- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научных исследований и проведения экспериментов с использованием современных информационных технологий и ПЭВМ;
- приобретение навыков обобщения и анализа результатов научного поиска, полученных другими разработчиками и исследователями.
Задачи практики:
- изучение структуры ОАО «БПХО»;
- ознакомление с основными сферами деятельности предприятия;
- ознакомление с различными документами по основным направлениям деятельности организации, функциями, содержанием, способами и стилем деятельности соответствующей организации, спецификой работы структурных элементов;
- ознакомление с обязанностями специалиста планово-экономического отдела;
- сбор и подготовка материалов к выполнению отчета по практике.
Для написания отчета были использованы учебные пособия, первичные документы, статьи и годовые отчеты ОАО «БПХО».
В ходе организационно-экономическая практики, с учетом последних научных достижений, комплексно разрабатываются экономические, информационные, управленческие, организационные и маркетинговые задачи, актуальные для ОАО «БПХО».
1 Ознакомление с предприятием ОАО «БПХО»
ОАО «БПХО» – правопреемник производственного республиканского унитарного предприятия «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» в соответствии с передаточным актом.
ОАО «БПХО» является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Организация действует на основании Устава.
Строительство хлопчатобумажного комбината в г. Барановичи было начато в 1960 году, 20 декабря 1963 года досрочно введены в эксплуатацию 66 тысяч прядильных веретен. В декабре 1965 года введена в эксплуатацию вторая прядильная фабрика, в августе 1966 года – ткацкая фабрика и в ноябре 1969 года завершено введение мощностей отделочного производства.
В объединение вошли три фабрики: прядильная № 1, прядильная № 2, ткацкая и отделочное производство. Отделочное производство впоследствии было преобразовано в отделочную фабрику.
С 1 января 2001 года в структуру объединения внесены изменения: прядильная фабрика №1 была присоединена к прядильному переходу прядильно-ткацкой фабрики с созданием единого структурного подразделения – прядильно-ткацкой фабрики. С 2005 года прядильная фабрика № 1 была ликвидирована.
С 01.05.2001 г. создано швейное производство.
Руководителем акционерного общества является генеральный директор. На ОАО «БПХО» разветвленная структура (приложение А). Структура управления на предприятии является линейно-функциональной, что подразумевает наличие управленца каждого подразделения и группировку конкретных должностей в отделы на основе общих видов деятельности. Среднесписочная численность рабочих составляет 2 115 человек.
Уже более 50 лет предприятие специализируется на производстве текстильной продукции:
- хлопчатобумажных тканей (бязь, сатин, поплин, миткаль, ситец, тик, фланель);
- постельного белья из бязи, поплина, сатина, страйп-сатина и сатин-жаккарда;
- столового белья;
- бинтов и марли;
- сопутствующего ассортимента домашнего текстиля.
2 Организация управления цехом ОАО «БПХО»
Цех ООО «БХПО» – основное производственное звено предприятия, от работы которого полностью зависит успех или неудача работы всего предприятия. В конечном счете, управление предприятием сводится к тому, чтобы в заводских цехах своевременно и качественно выполнялась работа, необходимая для своевременного изготовления конечной продукции, поступающей на рынки сбыта.
Для руководства цехом директор предприятия назначает начальника цеха и его заместителей, в задачу которых входит организация выполнения получаемых от руководителей предприятия производственно-технических заданий.
Первостепенная задача начальника производственного цеха – своевременное и качественное изготовление закрепленной за цехом продукции. В то же время начальник цеха и подчиненный ему персонал отвечают за бережное отношение к выделенным цеху ресурсам, соблюдение установленных нормативов расходования сырья, материалов, заработной платы, энергии, техники безопасности, санитарного содержания цеха. Начальники вспомогательных и обслуживающих цехов организуют бесперебойное обслуживание основных производственных цехов.
Начальник цеха имеет заместителей, один из которых решает вопросы, связанные с экономикой и организацией работы цеха, другой – вопросы инженерно-технического обслуживания цеха. По такому же принципу создаются функциональные подразделения цеха
Функциональные экономические и технические цеховые подразделения, которые административно подчиняются начальнику цеха, а в методологическом и функциональном отношениях – соответствующим отделам предприятия, подготавливают оперативную плановую и техническую документацию для цеха, разрабатывают графики работы участков и бригад, ведут учет расходования материальных и трудовых затрат, обеспечивают бесперебойность работы цеха
Руководители участков(по должности это могут быть начальники участков или мастера) осуществляют главным образом оперативное управление производством и персоналом на подведомственном участке: распределяют производственные задания по бригадам; организуют и контролируют ход выполнения заданий; обеспечивают режим экономии, трудовую и производственную дисциплину на участке; не допускают нарушения норм техники безопасности, инспектируют бригадиров и рабочих по основной работе и техническим вопросам; следят за исправностью оборудования, инструментов, приспособлений.
3 Организация основных процессов производства и производственная мощность цеха ОАО «БПХО»
ОАО «БПХО» завершило реализацию инвестиционного проекта «Развитие ОАО «БПХО» в 2012-2015 годах с учетом технического перевооружения производства» в рамках выполнения Указа № 205. Всего введено в эксплуатацию 208 единиц оборудования. Перевооружение производства проведено на трех фабриках объединения: в прядильной фабрике введено 8 единиц нового оборудования, в ткацкой фабрике – 171 единица, на отделочной фабрике – 28 единиц (приложение Д).
Внедрение данного оборудования позволило:
- расширить ассортимент выпуска готовых тканей до 3 метров;
- улучшить условия труда;
- создать оптимальные температурно-влажностные условия на новом участке ткацкого цеха для лучшего протекания технологического процесса;
- вырабатывать электрическую и тепловую энергию (в виде пара и горячей воды) на технологические нужды объединения;
- оперативно принимать решения по обработке ткани.
За счет ввода нового оборудования дополнительно произведено 821 тыс. пог.м ткани на сумму 3,37 млн. руб.
Перечень оборудования ОАО «БПХО», степень износа, а также выполняемые операции представлены в Таблице 4.
Рассмотрим последовательность технологического процесса производства тканей хлопчатобумажных и швейных изделий.
В начале технологического процесса происходит переработка хлопа и получение пряжи, в результате чего получают суровые хлопчатобумажные ткани.
Операции для производства суровых хлопчатобумажных тканей:
1. Составление рабочей сортировки (на основе типовой) из поступившего хлопкового волокна.
2. Рыхление, смешивание и очистка смеси хлопкового волокна от сорных примесей на разрыхлительно-очистительных агрегатах с автоматическими питателями АП-18, ВDТ-019.
3. Дальнейшая очистка смеси волокон, разъединение и чесание волокон на чесальных машинах DК-903-1DF, ТС-07 получение прочеса, формирование его в ленту, укладка в тазы.
4. Смешивание за счет сложения лент, вытягивание, выравнивание на машинах RSB-951, ТD-03, TD-8, получение ленты, укладка в тазы.
5. При кольцевом прядении лента направляется на ровничные машины для утонения, скручивания и получения ровницы с намоткой ее на катушки.
6. Получение пряжи в початках на кольцевых прядильных машинах за счет вытягивания ровницы.
4 Оперативно-производственное планирование в ОАО «БПХО»
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
· разработка общих целей;
· определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;
· определение путей и средств их достижения;
· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими (приложение Ж).
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегическое планирование осуществляется по следующим этапам:
1. Анализ окружающей среды:
· Внешняя среда;
· Внутренние возможности.
2. Определение миссии и целей предприятия ( политика предприятия)
3. Формулирование стратегии и выбора альтернатив:
· стратегия маркетинга;
· финансовая стратегия;
· стратегия НИОКР;
· стратегия производства;
· социальная стратегия;
· стратегия организационных изменений;
· экологическая стратегия
Основные стратегические цели: финансово-экономическое оздоровление предприятия; модернизация технической базы производства с целью повышения конкурентоспособности продукции; развитие производства высококачественной продукции, поддержание имиджа предприятия; совершенствование ассортимента выпускаемой продукции в направлении повышения качественных характеристик, гарантирующих сбыт продукции на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение существенного роста экспортного потенциала; сохранение рабочих мест, обеспечение работой и заработной платой коллектива предприятия.
Среди основных планов тактического планирования можно выделить: планирование продаж, планирование производственной программы, планирование материально-технического обеспечения производства, планирование труда и персонала, планирование оплаты труда, планирование издержек и себестоимости и др.
5 Организация технического контроля в ОАО «БПХО»
На предприятии проведена модернизация на всех производствах. Для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта на предприятии разработана и внедрена интегрированная система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам СТБ ISO 9001-2009 и СТБ18001-2009. Системы сертифицированы в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
С внедрением системы менеджмента качества (СМК) на предприятии:
- разработана и принята политика в области качества;
- определены и утверждены 9 процессов;
- определена последовательность и взаимодействие процессов, а также требуемые ресурсы;
- для обеспечения выполнения политики в области качества по каждому процессу высшим руководством установлены цели и назначены руководители, осуществляющие мониторинг, измерение и анализ процессов в соответствии с утвержденными показателями;
- установлены цели в каждом структурном подразделении, которые согласуются с политикой в области качества и целями подведомственного процесса;
- разработано 42 стандарта предприятия
- разработаны рабочие и контрольные инструкции на рабочих.
Главная цель политики в области качества предприятия базируется на следующих принципах:
- производить то, что продается;
- качество – основа благополучия нашего предприятия, как в настоящее время, так и в будущем;
- предоставлять потребителю лучшую продукцию, чем конкуренты;
- лучше работать, чтобы лучше жить.
Основными задачами в области качества, посредством которых обеспечивается выполнение установленных принципов и целей политики, являются:
- повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с ориентацией на уровень ведущих зарубежных фирм;
- повышение технического уровня разработок, применение новых материалов, передовых технологий;
- постоянное совершенствование системы качества на предприятии;
- глубокие маркетинговые исследования потребителей, поставщиков, конкурентов;
- ориентация на рыночный спрос и конкретные требования потребителей;
- выбор надежных поставщиков и долговременное сотрудничество с ними с целью обеспечения производства высококачественным сырьем и материалами.
6 Организация, нормирование и оплата труда в ОАО «БПХО»
Производственно-экономическая деятельность любого предприятия не может осуществляться без эффективного функционирования совокупности различных факторов, среди которых главное место занимает труд.
Для более полного понимания структуры заработной платы следует рассматривать ее как основную и дополнительную.
Отдельными элементами организации оплаты труда являются формирование фонда оплаты труда, тарифная система, формы и системы заработной платы, коллективные договоры и отраслевые соглашения.
Фонд оплаты труда включает все денежные выплаты работникам предприятия по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, премии (без выплачиваемых из фонда материального поощрения), доплаты и все виды надбавок.
Коллективные договоры становятся главным инструментом регулирования оплаты труда на уровне предприятия. Они заключаются между администрацией и трудовыми коллективами, представленными комитетами профсоюзов.
Организация заработной платы характеризуется тарифным и бестарифным вариантами.
Тарифная система организации оплаты труда предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности.
Основные составляющие тарифных условий оплаты труда при раздельной их разработке для рабочих и служащих:
минимальная ставка оплаты работника как основа для расчета тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих;
нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированное задание);
тарифные ставки первого разряда, дифференцированные по основным тарифообразующим факторам (интенсивности труда, видам работ, условиям труда) и образующие так называемую вертикаль ставок первого разряда;
тарифные ставки по разрядам рабочих, дифференцированные по сложности выполняемых ими работ (квалификации рабочих) и образующие так называемую горизонталь ставок, или тарифную сетку;
схемы должностных окладов служащих, включая руководителей, специалистов и т.д., построенные с учетом сложности выполняемых ими должностных обязанностей;
тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующие описания работ на предприятии как инструменты тарификации рабочих и служащих.
7 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности в ОАО «БПХО»
Основной целью планирования себестоимости на ОАО «БПХО» является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, предприятие добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости на предприятии составляются исходя из норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом с учетом передового опыта других предприятий. Однако эти нормы являются не достаточно гибкими и не в полной мере учитывают происходящее во внешнем мире изменения.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. Следует отметить, что составление плановых калькуляций является сложным и довольно запутанным процессом, что обусловлено большим ассортиментом выпускаемой продукции.
План по себестоимости промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам.
Планирование себестоимости продукции осуществляется с целью выявления и использования имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличения коммерческого дохода предприятия. В основу плана по себестоимости должны быть заложены прогрессивные нормы затрат труда, использования оборудования, расхода сырья и материалов, топлива и энергии.
План по себестоимости продукции разрабатывается после составления производственной программы, плана технического и организационного развития производства, плана по труду.
План по себестоимости продукции включает разработку следующих подразделов:
- сметы затрат на производство цехов вспомогательного производства;
- сметы расходов по обслуживанию и управлению;
- сметы затрат на производство;
- себестоимости товарной продукции по калькуляционным статьям;
- калькуляцию себестоимости отдельных видов и сортов продукции;
- снижения затрат на единицу стоимости товарной продукции по основным технико-экономическим факторам.
8 Организация и планирование вспомогательных служб предприятия в ОАО «БПХО»
Цель планирования вспомогательных производств — увязка их работы с работой основного производства и обеспечение ритмичного и бесперебойного протекания основного производственного процесса на предприятии.
Главные задачи планирования вспомогательного производства— это максимальное удовлетворение нужд основного производства во всех видах обслуживания и наиболее полное и рациональное использование производственных мощностей и основных фондов вспомогательных производств, повышение фондоотдачи, непрерывный рост производительности труда работников этих производств, эффективное использование топливно-энергетических и других материальных ресурсов, потребляемых во вспомогательных производственных процессах предприятия.
Планы вспомогательных производств отражают особенности их технологических процессов и организации производства и труда и характеризуют объем и качественные показатели их деятельности.
Важная задача планирования вспомогательных производств —.это повышение технической вооруженности труда, всемерное внедрение комплексной особенно велика на вспомогательных работах.
Планами должно быть предусмотрено улучшение организации, нормирования и стимулирования труда работников вспомогательных производств, внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности.
В плане вспомогательных производств должно быть предусмотрено бережливое использование материальных ресурсов и заложена экономия их по сравнению с предшествующим периодом, в том числе и за счет снижения норм расхода.
Повышение производительности труда работников и рациональное, экономное расходование материальных ресурсов должны быть отражены в плане снижения себестоимости продукции, работ или услуг вспомогательных производств на предприятии.
Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
К вспомогательным относятся цехи, которые хотя и не принимают непосредственного участия в изготовлении основной продукции предприятия, но обеспечивают производственный процесс технологическим оснащением, энергией, осуществляют ремонт оборудования и оснастки, изготовление различных вспомогательных устройств и т.п. К ним относятся инструментальный, ремонтно-механический.
9 Организация контроллинга в ОАО «БПХО»
Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии включают в себя вопросы организации службы контроллинга, определения ее места в организационной структуре предприятия, анализа информационных потоков и возможных вариантов внедрения контроллинга на предприятии.
При создании службы контроллинга на ОАО «БПХО» необходимо учитывать следующие основные требования:
1. Служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.
2. Служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб.
3. Служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга.
4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.
5. Служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово-экономической службы. Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия.
Рациональным является следующий состав службы контроллинга в ОАО «БПХО»:
• начальник службы контроллинга;
• контроллер-куратор цехов;
• контроллер-специалист по управленческому учету;
• контроллер-специалист по информационным системам.
Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Для данной должности, возможно, подойдет заместитель главного бухгалтера или начальника планового отдела, а также кто-либо из экономистов предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за входящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником – заместителем директора по экономике, а также перед генеральным директором.
10 Индивидуальное задание
Основная заработная плата – это устойчивое вознаграждение работника. Это может быть оклад для служащих, а для рабочих – тарифная заработная плата, соответствующая разряду. На величину данного вида оплаты труда оказывает существенное влияние рост стоимости потребительских товаров и услуг, который компенсируется с помощью индексации.
Дополнительная заработная плата характеризуется меньшей устойчивостью или требованием работодателя выполнить определенных, специальных условий.
К ней относятся самые разнообразные выплаты, среди которых в первую очередь следует назвать:
- сдельные приработки;
- доплаты (работы в сверхурочное и ночное время, выходные и праздничные дни, вредные и опасные условия труда);
- единовременные премии (например, премии за выполнение особо важных производственных заданий);
- премии (доплаты) за высокое качество продукции, экономию материалов и энергии;
- доплата за непрерывный стаж работы на данном предприятии, уровень квалификации и т.п.;
- оплата регламентированных и вынужденных перерывов в работе;
- регулярные премии, входящие в систему заработной платы [4, с. 107].
Для эффективного регулирования отношений нанимателя и работника посредством использования как основной, так и дополнительной заработной платы, необходим специальный механизм, который называется «организация оплаты труда».
Под организацией оплаты труда (организацией заработной платы) понимается совокупность действующих в обществе и в отдельной организации методов, норм, правил, обеспечивающих реализацию функций заработной платы (основные функции описаны в ПРИЛОЖЕНИИ А) и устанавливающих взаимосвязь между её размерами и трудом работника (его качеством, количеством, результатами) [5, с. 217].
Заключение
Прохождение технологической практики на ОАО «БПХО» позволило закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также приобрести необходимые практические навыки самостоятельной работы.
Изучена технологическая и организационная структура предприятия, общая технологическая схема производства готовой продукции, выполняемые операции, их последовательность, степень использования автоматизированных систем управления технологическими процессами. Описаны основные виды технологического оборудования, его характеристика, степень использования, техническое состояние. Изучена производственная программа ОАО «БПХО»: характеристика выпускаемой продукции, ее ассортимент, номенклатура. Описан процесс технического контроля продукции, методы контроля, техническая оснащенность контрольных операций, документация технического контроля.
Экономическое состояние ОАО «БПХО» удовлетворительное. Наблюдается рост основных технико-экономических показателей. Растет уровень рентабельности продукции. Значительное внимание уделяется развитию бренда «Блакiт», расширяется сеть фирменных магазинов, ассортимент продукции. В начале 2017 г. на предприятии запустили в работу несколько проектов. Один из них – «Декоративный текстиль», в процессе реализации данного проекта, была расширена цветовая гамма пледов, разработан дизайн декоративных наволочек. Предприятие уже выпустило партию штор, разрабатываются образцы пледов, которые поступят в производство в ближайшее время. Планируется запуск в работу нового оборудования – цифровая печатная машина, позволяющая воплощать в жизнь свежие дизайнерские идеи.
Развиваются внешнеэкономические связи, продукция объединения поступает на рынки десяти стран зарубежья. Основными партнерами являются компании из России и Украины. Ведется активная работа по освоению рынков Сербии, Черногории и Македонии. Предприятие стремится укрепить свои позиции в Восточной Европе.
1. Добрынин, М.А. Экономика предприятия / М.А.Добрынин. – М.: Сатис, 2014. – 540 с.
2. Баканов, М.И. Экономика предприятия. 3-е изд., доп. и переаб./ М.И.Баканов - М.: Финансы и статистика, 2010.- 225 с.
3. Бартенева, С.А.Инновационная политика фирмы и ее результативность / С.А.Бартенева. М.: Юристъ, 2010.- 369 с.
4. Ефимова, О.В. Экономика организации / О.В.Ефимова— М.: Бухгалтерский учет, 2014.- 447 с.
5. Иохин, В.Я.Инновации на предприятии: Учебник / В.Я.Иохин. – М.: Экономист, 2013.- 204 с.
6. Ковалев, В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В.Ковалев. Финансы и статистика. М.: 2011. – 450 с.
7. Кеплер, В. Д. Экономика предприятия: Курс лекций / В.Д.Кеплер. М.: ИНФРА-М, 2010.- 158 с.
8. Любимов, Л.Л.Основы инноваций и экономики: Учебное пособие по экономике / Л.Л.Любимов. – М.: Просвещение, 2010.- 225 с.
9. Липсиц, И.В.Инновационный потенциал предприятия / И.В.Липсиц. – М.: Дело, 2010.- 410 с.
10. Муравей, А.С. Экономика организации / А.С.Муравей. – М.: Инфра-М, 2013. – 470 с.
11. Попов, А.И.Инновации на предприятии / А.И.Попов. – СПб.: 2012.- 369 с.
12. Рузавин, Г.И.Инновационная деятельность предприятия. Учебник для ВУЗов / Г.И.Рузавин. М.: Проспект, 2012.- 258 с.
13. Савицкая, Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В.Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014.- 225 с.
14. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие / И.В.Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2011.- 158 с.
15. Суша, Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие / Г.З.Суша. М.: Новое знание, 2010.- 447 с.
16. Тальнишних, Т.Г. Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Г.Тальнишних – М.: Академия, 2010.- 325 с.
17. Фролов, А.В.Управление организацией. Учебник / А.В.Фролов .М.: ИНФРА-М, 2014.- 448 с.
18. Царев, Р.М. Экономика промышленных предприятий / Р.М.Царев. М.:Транспорт, 2011.- 489 с.
19. Шмален, Т. А. Основы и проблемы экономики предприятия /Т.А.Шмален. М.: Финансы и статистика, 2014.- 269 с.
20. Яковлев, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С.Яковлев . М.:ИНФРА-М, 2014.- 140 с.