ВВЕДЕНИЕ
Учебная ознакомительная практика студентов высших учебных заведений - это важнейшая часть учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием. Она представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний и профессиональных навыков в соответствии с получаемой ими квалификацией.
Целью учебной ознакомительной практики является развитие и закрепление у студентов практических навыков, формирование у них профессионального мастерства на основе изучения опыта работы предприятий, организаций, учреждений и подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
При прохождении учебной ознакомительной практики передо мной были поставлены следующие задачи:
• изучить законодательство, регулирующее деятельность РУП «Белпочта»;
• ознакомиться с ведением делопроизводства, оформлением переписок по материалам дела, с порядком их хранения, оформлением;
• принимать участие в консультационной работе предприятия;
• изучить работу юридической службы и работу отдела кадров;
• изучить, обработать, проанализировать информацию по практике, обобщить материал, написать и защитить отчет по итогам практики.
Достижение целей и решение задач осуществляется путем изучения деятельности предприятия и отдельных структурных подразделений.
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА РУП «БЕЛПОЧТА». ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУП «БЕЛПОЧТА»
Прежде чем преступить к практическим заданиям со мною был проведен инструктаж по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности. Также мне предоставили для изучения Правила внутреннего трудового распорядка суда.
В ходе прохождения преддипломной практики в РУП «Белпочта» г.Минска мною были изучены как теоретические основы деятельности (действующее законодательство), так и практические основы (присутствовала при приеме граждан по личным вопросам, составляла проекты приказов о приеме на работу).
«Белпочта» - республиканское унитарное предприятие (РУП), белорусская государственная компания, оператор белорусской национальной почтовой сети. Штаб-квартира - в Минске. Член Всемирного почтового союза с 1947 года.
Развитие почтовой связи на территории Белоруссии имеет давнюю историю, включая древние времена, периоды в составе Великого княжества Литовского, Российской империи, СССР и период независимости.
История почты Республик Беларусь включает периоды, соответствующие почтовым системам государств, в составе которых находилась территория современной Республики Беларусь (Речь Посполитая, Российская империя, Польша, СССР), и независимой Республики Беларусь (с 1991). Выпуск первых собственных почтовых марок относится к 1920 году.
Развитие почтовой связи на территории нынешней Белоруссии началось в давние времена. Первое зафиксированное в документах упоминание о почтовой связи на белорусской земле датируется IX веком. В частности, в 885 году в Повести временных лет сообщалось о посыльной службе на белорусской земле: «Послал Олег к радимичам, спрашивая…».
В Киевской Руси существовала специальная «должность» - княжеский гонец[en]. Гонцы доставляли распоряжения князя в различные пункты страны. Иногда гонец ехал и без грамоты, особые вести заучивал наизусть.
В Великом княжестве Литовском появляется княжеская почтовая служба. Князи различной степени важности содержали гонцов для пересылки сообщений и указов как устных, так и письменных.
20 июля 1558 года был издан "Указ о подводах" который содержал административные распоряжения об устройстве почт.
18 октября 1558 года - создание Королевской почты (польск. Poczty Królewskiej) в качестве официального государственного учреждения Cигмунтом Августом , который установил постоянную почтовую связь между Краковом и Венецией через Вену с помощью почтовых лошадей. Почта состояла из итальянского почтового отделения (Краков-Вена-Венеция) и литовского почтового отделения (Краков- Варшава - Вильнюс ). Почтовый посланник выезжал из Кракова каждое воскресное утро, в среду он прибыл в Вену, а затем уезжал в Венецию, куда он прибывал после семи дней путешествия. В Литву курьер отправлялся в каждую среду еженедельно. Поездка занимала семь дней.
В 1583 году на первом в Белоруссии почтовом тракте (Варшава - Белосток - Гродно - Вильня) была введена система тарифов, которая действует сегодня во всех странах мира. Стоимость пересылки определялась видом отправления и его весом.
Между Вильно и Москвой через Смоленск 6 ноября 1672 года была учреждена почта под управлением "иноземца Петра Марселиуса" со стороны Российской империи, а со стороны ВКЛ - почтмейстера Рейнгольда фон Бизинга. Почтовый гонец выезжал из Москвы через Смоленск до Вильно, еженедельно по четвергам.[6] В результате заключения "Вечного мира" 26 апреля (6 мая) 1686 г. в Москве было установлено (подтверждено) почтовая связь между государствами по маршруту Москва-Минчовичь-Кадино-его Королевское величество (Вильно).
До 1679 года почтовый маршрут функционировал непрерывно, но с установлением застав торговая переписка начала сокращаться.
В феврале 1686 года Рейнгольд фон Бизинг скончался. До 19 мая почтою в Вильне заведовал его брат, Герард. 19 мая в Вильне почтмейстером был назначен Ян Шретер (польск.Shretter, нем. Schröter).
ГЛАВА 2 РАБОТА ОТДЕЛОВ РУП «БЕЛПОЧТА»
2.1 Работа юридического отдела РУП «Белпочта»
В период с 04.03.2019 года по 09.03.2019 г.я знакомилась с работой юридического отдела РУП «Белпочта».
Юридический отдел - подразделение, занимающееся соблюдением законности оформления документов, урегулированием экономических отношений, заключением договоров, выставлением претензий, составлением правовых документов, подачей исков.
Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с отделом организации и оплаты труда; отделом кадров.
Задачами юридического отдела являются:
1. Обеспечение соблюдения законности на предприятии.
2. Юридическая защита интересов предприятия.
3. Договорная, претензионная и исковая работа.
4. Консультирование руководителей структурных подразделений и работников предприятия по юридическим вопросам.
Для выполнения задачи по обеспечению соблюдения законности на предприятии на юридический отдел возложены следующие функции:
1. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием.
2. Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие нормативных правовых актов.
3. Учет локальных нормативных правовых актов, принимаемых предприятием.
4. Приобретение и эксплуатация электронных баз данных правовой информации.
5. Подписка на газеты и журналы, являющиеся официальными источниками опубликования нормативных правовых актов и публикующие нормативно-правовые акты по хозяйственной, финансовой, налоговой, трудовой и иной тематике, а также на электронные версии газет и журналов.
6. Проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера.
7. Проверка этапов согласований с заинтересованными подразделениями предприятия.
8. Визирование проектов, составленных правильно по существу и форме.
9. Возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), разработавшие его, с приложением письменного заключения, в котором указываются положения, не соответствующие законодательству и приводятся обоснованные ссылки на нормативно-правовые акты, инструкции по делопроизводству, пр.
10. Контроль за приведением проектов в соответствие с законодательством согласно письменному заключению, переданному с возвращаемыми в подразделения (специалистам) проектами.
11. Выдача руководителям (специалистам) подразделений предписаний об изменении или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.
Для выполнения задачи по ведению договорной работы на юридический отдел возложены следующие функции:
1. Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов.
2. Внесение руководству предложений о возможном способе установления договорных отношений.
3. Разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия.
4. Составление протоколов разногласий в случае, если у юридического отдела возникли возражения по отдельным условиям договоров идр.
Для выполнения задачи по ведению претензионной работы на юридический отдел возложены следующие функции:
1. Учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной).
2. Разработка формы учета исполнения контрагентами своих обязательств.
3. Подготовка претензий и материалов к ним в количестве экземпляров, необходимых для передачи претензий контрагенту-нарушителю, оставления в деле и передачи в арбитраж.
4. Передача проектов претензий для визирования заинтересованными структурными подразделениями.
5. Предъявление претензий контрагентам.
ГЛАВА 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Перед прохождением преддипломной практики я получила индивидуальное задание от руководителя.
Мое индивидуальное задание заключается в следующем:
• Ознакомиться с кодификационной работой, ведением делопроизводства, перепиской по материалам дела;
• Поучаствовать в консультационной работе, осуществить прием работников предприятия;
• Изучить работу юридической службы по обеспечению законности в трудовых отношениях
• Составить проект искового заявления
Во время прохождения ознакомительной практики ознакомилась с учредительным документом РУП «Белпочта» - Уставом.
Уста́в - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций - их учредителями либо соответствующими министерствами, и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и другие). Уставы имеются у большинства международных организаций. [Приложение А].
Также необходимо было изучить работу юридической службы.
Юридическая служба в своей деятельности руководствуется:
- нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- Уставом РУП «Белпочта»;
- приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
Основными задачами юридической службы является обеспечение соблюдения норм законодательства в деятельности организации, защита ее правовых интересов..
Взаимодействие кадровой и юридической службы обеспечивать соблюдение законности в трудовых отношениях. Выполнение функций кадровой службы по приему на работу, переводу, увольнению, применению мер поощрения, дисциплинарных взысканий и др. требует правильного применения норм законодательства о труде, в связи с чем необходимы консультации с юристами.
В РУП «Белпочта» взаимодействие отдела кадров с юридическим отделом происходит по следующим направлениям.
Отдел кадров готовит проекты приказов по кадровым вопросам (о приеме на работу, переводах на другую работу, увольнениях, поощрениях, наложениях дисциплинарных взысканий и т.д.). Подготовленный отделом кадров проект приказа подлежит согласованию со всеми соответствующими подразделениями. Проверка его законности осуществляется юридическим отделом, после чего он поступает на подпись директору и после его подписи приобретает юридическую силу. Приказы о приеме, переводе, увольнении, применении дисциплинарных взысканий подлежат обязательному визированию юридической службой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период прохождения ознакомительной практики в РУП «Белпочта», мною был проделан достаточный объем работы по изучению деятельности данной организации и ее структурных подразделений.
За время прохождения практики, по моему мнению, задание, выданное руководителем практики от моего учебного заведения и от предприятия, было выполнено.
В ходе прохождения ознакомительной практики на основании приобретенных теоретических знаний были приобретены определенные практические навыки и умения.
В первую очередь это:
1. получение первичного практического опыта работы в качестве делопроизводителя, работника юридического отдела, отдела кадров данного предприятия;
2. повышение качества собственной профессиональной подготовки;
3. воспитание себя как будущего специалиста в духе уважения к закону и профессиональной этике юриста;